"Традиции и культура родного края"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Лянторская детская школа искусств №1»
"Традиции и культура родного края"
исследовательская работа
Автор:
Гиллер Валерия
МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»
Руководитель:
Синяшина Гульшан Ахмадалиевна
преподаватель фортепиано
Содержание
Введение ...……………………………………………………………стр. 3
Глава I.
1.1 Образ жизни коренных народов севера…………………………стр.4
1.2 Музыкальная культура……………….…………………………..стр. 5
1.3 Праздники угорских народов …………………………………...стр.5
Глава II.
2.1 Музыкальные инструменты народов ханты ……………………стр. 6
Заключение ..…………………………………………………………..стр. 8
Список используемой литературы ...………………………………...стр. 9
Интернет – ресурсы ………………………………………………….стр. 9
Приложение ………………………………………………………стр. 10-12
Введение
Меня зовут Валерия Гиллер, я родилась и живу в маленьком городе под чудесным названием Лянтор, в переводе с хантыйского означает «Снежное озеро». Учусь в детской школе искусств №1, на отделении «Фортепиано». В нашем городе проживает более 25 национальностей. У меня есть друзья: татары, кумыки, азербайджанцы, украинцы, молдаване, башкиры, белорусы. И все мы как одна сплочённая, единая семья живём на прекрасной Югорской земле. Недавно в нашем городе проходил фестиваль «Созвездие наций», я тоже там выступала и открыла для себя много интересных песен, задорных танцев. Но больше всех мне понравилась хантыйская песня в исполнении Веры Кондратьевой. Я не знаю хантыйский язык, но и без слов было понятно, что песня, про завораживающую красоту родного края. Я решила больше узнать о культуре и музыке народа, моего родного края.
Актуальность: Проблема культурного наследия всегда вызывала большой интерес у всех людей. И это неудивительно, так как мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры коренных народов. Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Гипотеза исследования: песенный фольклор ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.
Объект исследования: Музыкальная культура хантыйского и мансийского народов
Предмет исследования: Самобытность искусства народов Югры.
Цель работы: Познакомить с музыкальной культурой народов Югры.
Задачи:
Изучить литературу по теме
Систематизировать материал
Методы:
Обзор литературных источников
Наблюдение
Анализ и обобщение
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы на уроках толерантности.
Основная часть
Глава I
Образ жизни коренных народов.
Ханты и манси – одни из наиболее музыкально-одарённых народов Югры. Их с рождения окружает мир музыки, мир танца и песни. Сразу же после рождения ребенка бабушка или мама сочиняет специально для него песню или танец. Вначале это пожелание, чтобы малыш рос здоровым и крепким, затем будут добавляться слова или движения о его жизни и достижениях, постепенно превращаясь в его «личную песню» или в «личный танец».
Музыка народов ханты и манси неотъемлемо связана с природой, в ней можно услышать шелест листьев, вой ветра, бег оленя и многое другое. Поэтому главная идея изучения музыки народов ханты и манси в том, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности.
Музыкальная культура малых народов Севера
Всё духовное богатство народа отражается в фольклоре. В песнях, легендах, сказках, преданиях, пословицах. В них проявляется внутренний мир народа, наполненный образами и душой многих поколений. Культура и история коренных народов Югры, их обычаи и обряды неразрывно связаны с устным народным творчеством и представлены обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Чтобы понять народ, на земле которого мы живём, нужно познакомиться в первую очередь с фольклором. Шаманская музыка – кайнеэрыг - форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка). Все эти жанры ярко отражаются на народных праздниках.
Праздники угорских народов.
Первый праздник по календарю обских угров - Вороний День «Вурна Хатл» - изначально праздновался в день прилёта ворон, позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилёт вороны у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают первыми и начинают вить гнёзда, громко каркают, как бы пробуждая природу. В хантыйских и мансийских преданиях ворона выступает покровительницей женщин и детей. На вороньем празднике кто – то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне: - «Говорят, давным–давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но вот настали трудные времена, и людям самим стало нечего есть, не то чтобы кормить живность. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь и вернулась обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетела белая, а прилетела чёрная. А когда узнали что ворона ела падаль, и вовсе выгнали. Потому что как бы тяжело не было, а до низости такой опускаться нельзя. Люди погнали ворону, а она всё равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И люди всё равно рады ей, потому что ворона первая вестница весны». В этот день устраивались соревнования в силе и ловкости, а также музыкальные соревнования, кто больше мелодий сыграет на санквылтапе – поющий кораблик (народный струнный музыкальный инструмент, оснащённый пятью струнами). Вороний день - это древний хантыйский и самый почитаемый праздник.
Медвежий праздник. В культуре народов ханты медведь считается священным зверем и младшим братом человека. Это самый красочный праздник и связан он с успешной охотой на медведя, поэтому у него нет точной даты. Длительность праздника зависит от того, кого убили охотники, если это самец, то праздник длится более 5 дней. Самка – 4 дня, а медвежата 2-3 дня. Праздновать повторно можно только через 7 лет. На празднике брали шкуру медведя, украшали кольцами, лентами, платками, сложив их в передние лапы животного, надевали маску и танцевали ритуальный танец возле медведя, желательно чтобы в руках был лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. После режется мясо, часть отдают воронам, другую часть варят.
День Оленевода. Этот праздник относительно новый. Его справляют в феврале – марте. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысь, махом, стоя на нартах, и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.
Глава II
Музыкальные инструменты народов ханты:
Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэйив («Скрипка»), тарыгсыплувйив («Журавль»).
Нарсъюх (в переводе обозначает поющее дерево) — национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка — дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса. Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.
Бубен — ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Бубен — непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту. Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя.
Тумран — хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента — язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук. На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания. Тумран — хантыйский инструмент. Как правило, на тумране играли женщины. Известная в нашем городе и далеко за её пределами певица Вера Кондратьева тоже использует этот инструмент на своих концертах.
Заключение
В результате исследования мы выяснили, что народ ханты в наше время можно разделить на две группы. Первая это: ханты, сохраняющие традиции, образ жизни и культуру, проживающие на стойбищах (их так и называют «стойбищными»); Вторая группа – ханты, постоянно живущие в городах нашего автономного округа, по образу жизни они совсем не отличаются от представителей других народов. Отношение этих групп к сохранению и возрождению традиционной культуры также не одинаково.
Также мы узнали, что у стойбищных хантов рыболовство, охота и оленеводство являются традиционными занятиями и системой обеспечения.
В классе просмотрели мультфильм «Ханты – люди Большой реки»
Мы живём на прекрасной земле древних народов ханты и манси, людей со своей очень богатой и самобытной историей, так давайте будем бережливей и внимательней к культуре и традициям народа Ханты!
Список литературы
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.)
В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.:
Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Финно- угорская газета «Музыкальный этномир»
Интернет – ресурсы
https://youtu.be/XrZ6CXp7ITY
http://nazaccent.ru/geo/hanti/
http://fugazeta.ru/muzykalnye-instrumenty-narodov-yugry/
http://modern-j.ru/domains_data/files/18/Kulikova%20I.M.-1%20Osnovnoy%20razdel.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=c-SsGWv3Uk8
https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/1510.html
https://altbasket.ru/interesnye-fakty-o-hantah-nauchno-issledovatelskii-proekt-byt-i/
Приложение:
Интересные факты из жизни хантов
В России проживают народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить, а иногда даже немного шокировать.
Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
Религия:
Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.
Обряды:
Особое место в традиции хантов занимал медведь.
Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения.
Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных.
Гонки на оленьих упряжках - главное событие ежегодного праздника охотников и рыбаков в Ханты-Мансийском автономном округе.
Современные технологии входят в жизнь современных хантов, уводя всё дальше от их традиционного образа жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
13