Занятие на тему «Традиции, обычаи и обряды родного края "Посиделки у русской печки"»
Прохорова Елена Сергеевна
г. Боровичи
Традиции, обычаи и обряды родного края. «Посиделки у русской печки».
Цели:
Формировать представление учащихся о традициях, культуре своего народа.
Способствовать развитию речи, активизировать познавательные интересы.
Создавать условия для переноса полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, к народному искусству, древним обычаям и талантам русского народа.
Оборудование: макет печки, костюмы хозяйки, домовёнка, гостей, полотенце с вышивкой, каравай, солонка, деревянные лавки, тканые половики, решето, скатерть, ухват, коромысло, горшок, кочерга, самовар, ложка, утюг, веретено, прялка, лоскутки ткани, вата, нитки, пироги, презентации, ИКТ, задания на тарелочках.
Ход занятия:
Ведущая: - Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу, просим милости в гости к нам!
- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на нашем занятии? Да, мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А начнём мы наше путешествие с загадок. Отгадайте, о каком русском чуде идёт речь?
Стоит девица в избе,
А коса – на дворе.
Чего из избы не вытащишь?
Куда воздух входит,
оттуда и дым выходит. (Печь).
Ведущий: Да, русская печка – это чудо. Без неё нет жизни в избе. Она служила кроватью для старых и малых. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Считается, что слово «изба» произошло от древней печи: топка со временем преобразовалась в «истопку», затем в «истьбу», а потом в «избу». Печка - это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей.
Надо и мне похозяйничать, чтобы достойно принять и угостить всех. А вы не скучайте, на чудо-печку очами взирайте, она вам много интересного поведает.
(Хозяюшка хлопочет у стола. Под фонограмму медленной народной музыки идёт рассказ об обычаях русских посиделок. Презентация 1)
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их всех одно – долгими зимними вечерами собирались у русской печи, чтобы себя показать, да на других посмотреть, перебросится частушкой, посоперничать в потехах и забавах.
Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, поговорить про горести и про радости.
На посиделки приходили и девушки, и парни после трудового дня, и это было праздником для крестьянской молодежи. Не всегда родители отпускали их, поэтому дома нужно было хорошо поработать, чтобы заслужить праздничный отдых. А если родители и отпускали, то обязательно давали с собой работу: напрясть пряжу из шерсти, связать кружево и т.п. Юноши тоже без работы не сидели, они плели лапти, корзины и др.
Была у ребят и другая забота: нужно было угодить хозяйке, помочь ей по хозяйству, принести воды, наколоть дров, растопить печь…
На посиделки каждый должен был что-нибудь принести: дров для печи, керосина для лампы, муки для блинов …
Ну, а когда работа закончена, можно было повеселиться. Молодые люди играли в жмурки, танцевали русский перепляс, пели песни…
Хозяйка: Словом, эти посиделки,
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
(Стук в дверь)
Гостья 1: - Здравствуй, хозяюшка, пришли мы, кто с шитьем, кто с вязанием, кто с
песнями. Мир вашему дому!
Хозяйка: - Пожалуйте, гости дорогие, проходите, будьте как дома.
Давно я вас поджидаю, посиделки без вас не начинаю.
В знак признанья и отличия
Мне приятно в этот час,
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!
(Подносит гостям хлеб-соль на полотенце.)
-У меня для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.
-Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гостья 2: - Места-то хватило, а вот вам, хозяюшка, не тесновато ли?
Хозяйка: - В тесноте, да не в обиде!
- Ну, теперь, когда все в сборе, - сядем рядком, да поговорим ладком.
Расскажу-ка я вам одну сказочку.
В одном болоте жила - была лягушка. Однажды вздумалось ей вспрыгнуть на мост, присела, да и завязла в тине хвостом. Дёргала, дёргала – выдернула хвост, да завязла носом. Дёргала, дёргала – выдернула нос, да завязла хвостом.
Гость: - Ну, что ты, хозяюшка, как испорченная пластинка. Что же дальше?
Хозяйка: - Что же дальше? А дальше опять:
Дёргала, дёргала - выдернула хвост, да завязла носом….
Гостья 1: - Ну, хватит! Давайте я расскажу настоящую сказку. Про журавля и лису хотите?
Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели стожок сенца….
А не сказать ли мне всё с конца?
Гостья 2: - Но ведь это про журавля и овцу?..
Хозяйка: - Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых
людей – дурачили.
- Как называются такие сказки? Правильно, это докучные сказки, от слова «докучать».
Гостья 1: - Сорока, сорока, где была?
Гостья 2: - Далёко - в лесу на опушке, на попрядушке.
Кашу варила, на порог становила, деток кормила,
Гостей собирала, всех угощала.
(Раздаёт задания на тарелочках детям).
Этому – дала,
Этому – дала,
Тебе – ложку,
Тебе – ложечку,
А тебе – поварёшечку.
Хозяйка: - Ребята, на карточках написаны тексты из разных жанров устного народного творчества и дано задание, как их обыграть.
Карточка 1: (прочитать с шуткой - прибауткой)
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!
Карточка 2: (убаюкай младенца – напой ему колыбельную песню)
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал Андрюша засыпать.
Карточка 3: (Малыш плачет, развесели его)
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.
Ножками – топ-топ, глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?
Того забодает, забодает!
Карточка 4:(дразнилка)
Плакса, вакса, гуталин. На носу горячий блин.
Карточка 5: (Спой закличку)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!
Хозяйка: - Народный ум, опыт, мудрость отразились не только в дразнилках, потешках, закличках, прибаутках, но и в пословицах. А вы хорошо знаете пословицы, давайте проверим. Я начну, а вы заканчивайте каждую пословицу (Презентация 2).
При солнышке тепло……(при матери – добро)
С кем поведёшься …….. (от того и наберёшься)
Век живи…..(век учись)
Семь раз отмерь… (один раз отрежь)
Где больше двух…(говорят вслух)
Делу время…. (потехе час)
Терпенье и труд…. (всё перетрут)
- А наш земляк А.В. Суворов в своей речи часто использовал пословицы и даже сам их сочинял, чтобы в военном походе, на учениях подбадривать своих солдат.
- Вот некоторые из них:
Тяжело в учении – легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Стреляй редко, да метко!
Идя вперёд, знай, как воротиться.
Русак – не трусак!
- Многие из них мы очень часто используем в своей речи сейчас.
Хозяйка: - Что-то мы засиделись, пора и в хоровод встать.
(Поют песню «В хороводе были мы»)
1. В хороводе были мы,
Были мы, были мы.
2. Кого надо видели,
Видели, видели.
3. Сокола — молодчика.
Молодца, молодца.
4. Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
5. Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись.
6. Кому хочешь - поклонись,
Поклонись, поклонись.
Хозяйка: - И в старину, и сегодня все дети любят играть. Для распределения ролей ребятишки вспоминали стишки-считалки. А вы как умеете считаться? (Дети вспоминают)
Шёл баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот водить пойдёт!
- Давайте поиграем с вами.
Тетёра шла, годовая шла
По раменью, по каменью.
Сама прошла, детей провела,
Самого маленького детёныша оставила.
(Игра «Тетёра» проводится 2-3 раза.)
(Из-за печи слышится чихание и выходит Домовой.)
Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
(Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.)
• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
• Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
• Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват).
(Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.)
• Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
• Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
• Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (ложка)
(Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой.)
•То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. ( утюг )
( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.)
• Пляшу по горнице,
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. ( веретено)
(Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.
В возрасте 5 лет девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.)
Домовой: - А мы тоже попробуем сделать оберег для дома в виде куколки-закрутки.
(Ребята с домовым делают обереги из лоскутков ткани.)
Хозяйка: -Ребята, если вам понравилось наше занятие - сделайте платочки у кукол светлыми и яркими, а если нет, то возьмите треугольники для косыночек тёмного цвета.
Гостья 1: - Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С вареньем и повидлом, запахом дразнят!
Хозяйка: - Милости просим к столу,
Всем, чем богаты.
Тем и рады.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар,
Милости просим на чашку чая.
(Все пьют чай с пирогами.)
Гость: - Посидели, повеселились, пора и честь знать. Хозяйке пора отдыхать.
Гостья 1: - Спасибо, хозяюшка.
Гостья 2: - Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
Гость: - Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Хозяйка: - И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!
- А вас, ребята, ждёт в гости наш знаменитый музей А.В. Суворова, где вы сможете узнать ещё много интересного о жизни, быте русского народа.