Занятие на тему «Традиции, обычаи и обряды родного края "Посиделки у русской печки"»

3
0
Материал опубликован 10 March

Прохорова Елена Сергеевна

г. Боровичи

Традиции, обычаи и обряды родного края. «Посиделки у русской печки».

 

 

Цели:

Формировать представление учащихся о традициях, культуре своего народа.

Способствовать развитию речи, активизировать познавательные интересы.

Создавать условия для переноса полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, к народному искусству, древним обычаям и талантам русского народа.

 

Оборудование: макет печки, костюмы хозяйки, домовёнка, гостей, полотенце с вышивкой, каравай, солонка, деревянные лавки, тканые половики, решето, скатерть, ухват, коромысло, горшок, кочерга, самовар, ложка, утюг, веретено, прялка, лоскутки ткани, вата, нитки, пироги, презентации, ИКТ, задания на тарелочках.

Ход занятия:

Ведущая: - Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, люди русские!

Приглашаю вас в избу, просим милости в  гости к нам!  

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на нашем занятии? Да, мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А начнём мы наше путешествие с загадок. Отгадайте, о каком русском чуде идёт речь?

Стоит девица в избе,
А коса – на дворе.

Чего из избы не вытащишь?

Куда воздух входит,
оттуда и дым выходит. (Печь).

Ведущий: Да, русская печка – это чудо. Без неё нет жизни в избе. Она служила кроватью для старых и малых. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Считается, что слово «изба» произошло от древней печи: топка со временем преобразовалась в  «истопку», затем в «истьбу»,  а потом в «избу». Печка - это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей.

Надо и мне похозяйничать, чтобы достойно принять и угостить всех. А вы не скучайте, на чудо-печку очами взирайте, она вам много интересного поведает.

(Хозяюшка хлопочет у стола. Под фонограмму медленной народной музыки идёт рассказ об обычаях русских посиделок. Презентация 1)

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их всех одно – долгими зимними вечерами собирались у русской печи, чтобы себя показать, да на других посмотреть, перебросится частушкой, посоперничать в потехах и забавах.

Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей  и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, поговорить про горести и про радости.

На посиделки приходили и девушки,  и парни после трудового дня, и это было праздником для крестьянской молодежи. Не всегда родители отпускали их, поэтому дома нужно было хорошо поработать, чтобы заслужить праздничный отдых. А если родители и отпускали, то обязательно давали с собой работу: напрясть пряжу из шерсти, связать кружево и т.п. Юноши тоже без работы не сидели, они плели лапти, корзины и др.  

Была у ребят и другая забота: нужно было угодить хозяйке, помочь ей по хозяйству, принести воды, наколоть дров, растопить печь…

На посиделки каждый должен был что-нибудь принести: дров для печи, керосина для лампы, муки для блинов …

Ну, а когда работа закончена, можно было повеселиться. Молодые люди играли в жмурки, танцевали русский перепляс, пели песни…

 

Хозяйка: Словом, эти посиделки, 
Были праздником души. 
Наш досуг порою мелок, 
И, чего там говорить: 
Скучно жить без посиделок, 
Их бы надо возродить.
(Стук в дверь)

Гостья 1: - Здравствуй, хозяюшка, пришли мы, кто с шитьем, кто с вязанием, кто с

песнями. Мир вашему дому!

Хозяйка: - Пожалуйте, гости дорогие, проходите, будьте как дома.

Давно я вас поджидаю, посиделки без вас не начинаю.

В знак признанья и отличия 
Мне приятно в этот час, 
По старинному обычаю 
Хлебом-солью встретить вас! 
(Подносит гостям хлеб-соль на полотенце.)

-У меня для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

    -Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гостья 2:  - Места-то хватило, а вот вам, хозяюшка, не тесновато ли?

Хозяйка:   - В тесноте, да не в обиде!

- Ну, теперь, когда все в сборе, - сядем рядком, да поговорим ладком. 
Расскажу-ка я вам одну сказочку.

В одном болоте жила - была лягушка. Однажды вздумалось ей вспрыгнуть на мост, присела, да и завязла в тине хвостом. Дёргала, дёргала – выдернула хвост, да завязла носом. Дёргала, дёргала – выдернула нос, да завязла хвостом.

Гость: - Ну, что ты, хозяюшка, как испорченная пластинка. Что же дальше?

Хозяйка: - Что же дальше? А дальше опять:

Дёргала, дёргала - выдернула хвост, да завязла носом….

Гостья 1: - Ну, хватит! Давайте я расскажу настоящую сказку. Про журавля и лису хотите?

Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели стожок сенца….

А не сказать ли мне всё с конца?

Гостья 2: - Но ведь это про журавля и овцу?..

Хозяйка: - Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых

людей – дурачили.

- Как называются такие сказки? Правильно, это докучные сказки, от слова «докучать».

Гостья 1: - Сорока, сорока, где была?

Гостья 2: - Далёко - в лесу на опушке, на попрядушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила,

Гостей собирала, всех угощала.

(Раздаёт задания на тарелочках детям).

Этому – дала,

Этому – дала,

Тебе – ложку,

Тебе – ложечку,

А тебе – поварёшечку.

Хозяйка: - Ребята, на карточках написаны тексты из разных жанров устного народного творчества и дано задание, как их обыграть.

Карточка 1: (прочитать с шуткой - прибауткой)

Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идёт!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!

Карточка 2: (убаюкай младенца – напой ему колыбельную песню)

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули гулевать.

Стали гули ворковать,

Стал Андрюша засыпать.

Карточка 3: (Малыш плачет, развесели его)

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.

Ножками – топ-топ, глазками – хлоп-хлоп!

Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?

Того забодает, забодает!

Карточка 4:(дразнилка)

Плакса, вакса, гуталин. На носу горячий блин.

Карточка 5: (Спой закличку)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи!

Хлеба каравай!

Хоть весь день поливай!

Хозяйка: - Народный ум, опыт, мудрость отразились не только в дразнилках, потешках, закличках, прибаутках, но и в пословицах. А вы хорошо знаете пословицы, давайте проверим. Я начну, а вы заканчивайте каждую пословицу (Презентация 2).

При солнышке тепло……(при матери – добро)

С кем поведёшься …….. (от того и наберёшься)

Век живи…..(век учись)

Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

Где больше двух…(говорят вслух)

Делу время…. (потехе час)

Терпенье и труд…. (всё перетрут)

- А наш земляк А.В. Суворов в своей речи часто использовал пословицы и даже сам их сочинял, чтобы в военном походе, на учениях подбадривать своих солдат.

- Вот некоторые из них:

Тяжело в учении – легко в бою.

Сам погибай, а товарища выручай.

Стреляй редко, да метко!

Идя вперёд, знай, как воротиться.

Русак – не трусак!

- Многие из них мы очень часто используем в своей речи сейчас.

Хозяйка: - Что-то мы засиделись, пора и в хоровод встать.
(Поют песню «В хороводе были мы»)
1. В хороводе были мы,
Были мы, были мы.
2. Кого надо видели,
Видели, видели.
3. Сокола — молодчика.
Молодца, молодца.
4. Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
5. Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись.
6. Кому хочешь - поклонись,
Поклонись, поклонись.

Хозяйка: - И в старину, и сегодня все дети любят играть. Для распределения ролей ребятишки вспоминали стишки-считалки. А вы как умеете считаться? (Дети вспоминают)

Шёл баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмёт, тот водить пойдёт!

- Давайте поиграем с вами.

Тетёра шла, годовая шла

По раменью, по каменью.

Сама прошла, детей провела,

Самого маленького детёныша оставила.

(Игра «Тетёра» проводится 2-3 раза.)

(Из-за печи слышится чихание и выходит Домовой.)
Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
А сейчас для вас, ребятки, 
Загадаю я загадки. 
Знаю, знаю наперед - 
Вы смекалистый народ. 
(Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.) 

• Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето). 
• Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (
скатерть). 
• Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (
ухват).

 (Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло). 
• Сяду на конь и поеду в огонь (
горшок на ухвате). 
• Кривой конь лезет в огонь (
кочерга). 
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (
самовар). 

Всех кормлю с охотою, 
А сама безротая. (
ложка)

(Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой.)

То назад, то вперед, 

  Ходит-бродит пароход. 
  Остановишь — горе: 
  Продырявит море. (
утюг )

( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.)

Пляшу по горнице,
    С работою моею,
    Чем больше верчусь,
    Тем больше толстею. 
( веретено)

 (Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”. 

В возрасте 5 лет девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.)

Домовой: - А мы тоже попробуем сделать оберег для дома в виде куколки-закрутки.
(Ребята с домовым делают обереги из лоскутков ткани.)

Хозяйка: -Ребята, если вам понравилось наше занятие - сделайте платочки у кукол светлыми и яркими, а если нет, то возьмите треугольники для косыночек тёмного цвета.

Гостья 1: - Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С вареньем и повидлом, запахом дразнят!

Хозяйка: - Милости просим к столу,

                 Всем, чем богаты.

                Тем и рады.

                 Сверху пар, снизу пар,

                Кипит наш русский самовар,

                  Милости просим на чашку чая.

(Все пьют чай с пирогами.)

Гость: - Посидели, повеселились, пора и честь знать. Хозяйке пора отдыхать. 
Гостья 1: - Спасибо, хозяюшка.
Гостья 2: - Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые. 
Гость: - Спасибо этому дому, пойдем к другому. 
Хозяйка: - И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!

                  - А вас, ребята, ждёт в гости наш знаменитый музей А.В. Суворова, где вы сможете узнать ещё много интересного о жизни, быте русского народа.

             

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации