12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Весельева Людмила Леонидовна161
Работа с детьми - мечта моего детства, которая сбылась.Работаю в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Станции юных техников.
Россия, Ростовская обл., Гуково
2

Традиционные семейные ценности, как направление воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

Традиционные семейные ценности, как направление

воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

На первый взгляд, при прочтении названия данной темы возникают вопросы. Во-первых, может ли данная тема быть актуальной в таком контексте? Во-вторых, при чём здесь учреждения дополнительного образования? Это же, вроде бы, проблема из сферы психологии. Однако, проблематика данного вопроса гораздо сложнее и глубже. Она требует всесторонней и многоаспектной проработки. Учреждения дополнительного образования действительно могут играть в этом вопросе далеко не последнюю роль. Мы живём в период перманентного семейного кризиса, в основе которого лежит фундаментальное противоречие поколений. Сложилось оно не сейчас. Плевелы этого противоречия были посеяны вместе с идеями просвещения, которые доставили в нашу страну масоны в лице Н. И. Новикова. Очень хорошо сформулировал данное противоречие писатель И. С. Тургенев репликой одного из своих героев: «Сейчас полезнее всего отрицание. Мы отрицаем.» Любой кризис общества начинается с краха семейных ценностей. На протяжении многих лет их разрушение было инструментом негативного воздействия на русское общество со стороны иностранных спецслужб. Именно они организовали на территории нашей страны систему центров планирования семьи и подобных им организаций, которые на деле занимались системным разрушением первичной ячейки русского общества. Брак, как таковой, ставился ими под сомнение, также, как и деторождение, сводившееся практически к нулю. В результате наше общественное развитие вошло в стагнацию. Образовался провал, который надо ликвидировать форсированными темпами, иначе мы рискуем потерять не только будущее поколение, которое и так называют «потерянным». Мы уничтожим и себя самих, если не обратимся к истокам нашей бытности и культуры. Институт семейных ценностей должен покоиться на мощном фундаменте преемственности поколений. Но именно системное отрицание прошлого привело к основательному разрушению семейных устоев. Теперь уже нас отрицают, как прошлое. Проблема неприятия детьми родителей вошла в сферу непримиримого антагонизма, который к сожалению, не знает компромиссов. А ведь динамичное и поступательное развитие общества возможно лишь при стабильной традиционной семейственности, имеющей в своей основе незыблемый ценностный базис. Вспомним Конфуция: «Правитель должен быть правителем, подданный-подданным, отец-отцом, сын-сыном». Подобающий общественный статус порождает ответственность и обязанности. Именно эти два элемента напрочь отсутствуют в системе ценностного воспитания. Обязанности возникающие на основе ответственности, перед предками, перед потомками, перед страной и народом. Так было веками. И это не должно умереть. Иначе мы утратим национальную самобытность и исчезнем, как культурный этнос. Родители, повинуясь основному инстинкту продолжения рода, стараются передать накопленный ими ценностный арсенал. Но в нашей реальности они натыкаются на воинствующий протест со стороны детей, которые воспринимают данный процесс, как форму угнетения. Делается это с весьма неблаговидной целью со стороны подрастающего поколения. В данном протесте удобно разгонять тему о негодяях родителях, которые были домашними сатрапами, что зачастую реальности не соответствует. Родители просто пытаются помочь своим чадам выжить, передавая свой духовный потенциал. Здесь видится обоюдная ошибка. Прежде всего со стороны родителей. Передать всё лучшее, что было накоплено – это похвально. Но зачастую отсутствует системность в изложении материала. Именно это и приводит к чтению нотаций и моралей. Как мудро изрёк Апостол Павел: «Знание надмевает. Любовь животворит». Мы ушли от традиционных форм изложения опыта предков. А именно возвращение к истокам сейчас представляется актуальным. Мы также должны понимать: кому выгодно бунтарство наших детей, которое пропагандируется в средствах массовой информации с использованием всех медийных рычагов. Дети являются абсолютно открытыми системами для любой доступной информации. И если мы не сумеем заполнить их внутренний сосуд, то это сделают за нас другие. В тоже время дети, по своей неопытности полагают, что нужно писать свою судьбу с чистого листа. Это невозможно по определению. Это обман. Кто внушает детям такую иллюзию, являющуюся плодом художественного вымысла? Веками наши потомки стартовали с фундамента предков, используя их багаж и знания. Семья поддерживала и помогала эволюционировать на основе культурной и духовной преемственности. Сейчас такой преемственности нет. Поэтому наши потомки во многих случаях обречены на неудачные старты. Поколение наших детей может стать «потерянным», если мы не сделаем надлежащих выводов, глядя правде в глаза. Жизнь остро ставит вопрос выживания, хотя мы стараемся этого не замечать. Мы деградируем, как общественная формация, если не наступит понимания, что семья есть первооснова общества, а семейные ценности являются нерушимым оплотом русской государственности. Именно в силу таких традиций семья, в силу сплочённости и единства своих целей, является уникальным, животворящим формированием для любого общественного устройства. Но, в отличие от нас, это очень хорошо понимали древние славяне, которые берегли институт семьи и рода. Это знали русичи, строя на семейных общинах русскую государственность на основе законов «отчич и дедич». Именно поэтому Козьма Минин собрал народное ополчение. Это же стало непреодолимой преградой для Наполеона, которого победили наши семейные и общественные ценности. Кстати, именно в это время вскрылось начавшееся общественное противоречие, о котором мы говорим. Дворянство отказалось воевать с Наполеоном, отвергнув наши семейные и общественные ценности и посчитав себя французами, так как они говорили по-французски, учились и жили во Франции. Император Франции был гениальным человеком, и задолго до войны с Россией он наводнил нашу страну различными преподавателями и гувернёрами, которые обучали дворянских детей всему подряд. С ним стала воевать здоровая часть общества: купечество и крестьянство. И это не смотря на то, что Наполеон отменил крепостное право в России. Но ведь именно крепостное право, на тот момент, являлось частью семейных устоев. И крестьяне понимали, что важнее всего не его отмена, а сохранение гармонии и стабильности в семье и обществе. Поэтому неизбежно поднялась дубина народной войны, войны которая велась прежде всего за семейный очаг, за стариков, являющихся хранителями семейных ценностей и за детей, которым суждено подхватить это знамя.

Ценностная ориентация семейных отношений требует глубокого доктринального анализа и разработки самой концепции воспитания. Потому как семейные традиции соединяют нас с высшими духовными ценностями общества и достижениями национальной культуры. При этом не стоит забывать, что во главу угла должны быть поставлены русские национальные традиции, которые и определяют направление развития соответствующей методологии. Формирование семейной традиционности невозможно без внедрения механизма передачи традиций. Как это было в русском обществе? Ответ на удивление прост. Быт и естественность. Как дыхание. Передача семейных традиций, их интеграция обеспечивались укладом жизни нашего народа. Поэтому стоит начать с фундаментального внедрения и развития в учреждениях дополнительного образования комплекса русских ремёсел. Можно услышать возражения, что в век компьютерных технологий архаичные занятия будут неактуальны. Но реалии жизни доказали обратное. Когда в Японии произошла революция Мэдзи и было отменено сословие самураев, это поставило на грань выживания всех оружейников, которые изготавливали холодное оружие. Но они были мастерами своего дела и стали изготавливать ремесленные орудия труда, которые стали мировыми брендами в настоящий момент. Категорически не соглашусь с утверждением, что ремёсла умирают со временем. Нужно посмотреть правде в глаза. Этот негативный процесс имеет место в силу нашей лени и нежелания познавать новое. В нашем случае трудность состоит ещё и в том, что необходимо убедить и заинтересовать в таких занятиях не только детей, но и родителей. Это очень важно. Ведь раньше именно на родителей ранее возлагалась обязанность определять склонность своих детей и обучить их ремеслу. Мы просто забыли заветы своих предков. Обратимся к Домострою: «А пошлёт Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих, обеспечить и воспитать их в доброй науке, учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем. По детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст.» То есть учить сейчас надо не только детей, но и родителей, чтобы они сами обладали потенциалом к обучению. И в этом нет ничего предосудительного и зазорного. Пётр I нашёл время для освоения 17 специальностей, а царь Итаки Одиссей был столяром. Когда вся семья коллективно осваивает какое-то ремесло или прикладной навык, то этот процесс заставляет по-иному взглянуть на роль каждого члена семьи. Так было всегда. Семьи ремесленников выполняли свою работу, и каждый вносил свой вклад в общее дело. Таким образом достигается очень важный результат. Формируется мощное общее творческое поле, которое будет стимулировать всех членов семьи к продуктивному развитию совместной деятельности. Можно назвать это командным духом или как-то ещё, значение не имеет. Формирование сплочённости имеет первостепенное значение. Это ещё одна подлинно русская семейная ценность. При этом формируется ощущение, что каждый ценен и нужен, и результат его работы важен и необходим. Члены семьи невольно станут оценивать своих близких, как целостных личностей, то есть воспринимать их более глубоко и реалистично. Здесь подспудно формируется ещё один подсознательный фактор. Если в трудовом процессе участвует большая семья, то результат работы может быть количественно и качественно больше. И возникает ощущение, что многодетная семья имеет гораздо более обширные возможности. Это ведёт к позитивному восприятию многодетности. Ещё одна ценность для русской семьи. На этом моменте надо специально заострить внимание. Результаты работы увеличивают коллективную самооценку, что хорошо сказывается на формировании престижа семьи. Это тоже очень важно поддерживать. Необходимо также применять методику разделения труда, где каждый делает свою часть изделия и одно не возможно без другого. Это важно для формирования иерархичности, которая была истинно русской семейной ценностью. Не менее интересно всестороннее освоение ремёсел включая философскую концепцию. Постижение философии ремесла необходимо для глубинного жизненного понимания, что это не просто способ выжить, а часть мировой гармонии, с помощью которой семья соединяется в союз, скреплённый верностью. История ремесел, предания, легенды побуждают к преемственности. В этой же обойме проходят фольклорная и обрядовая составляющие. Наши предки были очень щепетильны в этих вопросах. Женские ремёсла всегда сопровождались пением. И это были не простые тексты. Они способствовали сосредоточению и облегчали работу, потому что имели чётную кратность ритмов. А это соответствует кратности биоритмов человека. Коллективное исполнение подобных текстов формирует мощнейшее энергетическое поле и запускает у каждого химию трудового процесса. Как это, в нашем случае, повлияет на формирование традиционных семейных ценностей? Благодаря коллективно созданным вибрациям работоспособность увеличивается, и возникает понимание важности и значимости общих усилий. Было бы прекрасно внедрять преимущественно русские ремёсла, чтобы было как у Пушкина: "Там русский дух, там Русью пахнет." Нам очень важны наши корни и традиции предков. Тысячелетний потенциал духовного наследия позволит ощутить жизненную необходимость стабильности семейных уз, которые береглись русским народом и не позволили разрушить нацию. Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым ввести в понятийный аппарат термин "творческое поле", как символ некого универсума, генерирующего формирование семейных ценностей. Именно на этой основе нужно заниматься фундаментальным становлением основ первичных ячеек общества.

Тема ремёсел, в данном контексте поднята не случайно. Казалось бы, в настоящее время в моде всяческие тренинги и тому подобные мероприятия. В этой сфере превалирует вербальная методология передачи информации. Наши предки никогда так не делали. Знания передавались в основном невербальным путём. "Учитель молча взглянет мне в глаза. И я опять не в силах прочитать. В чём я не прав? и что же мне нельзя? А на устах учителя молчания печать". Мне лично потребовалось 15 лет, чтобы постичь то, что хотел передать мне мой учитель. Но я не в силах описать это словами и не в силах передать это в словесной форме. У русских так. И по-другому не будет. Основу обучения чему-либо на Руси всегда составляла идеомоторика. Показать и дать почувствовать. Рассказать и опять заставить попробовать что-нибудь сделать. Концепция идеомоторных тренировок была научно разработана советскими учёными для подготовки спортсменов. Но корни методики формирования комплекса идеомоторных актов уходят в глубокую древность нашего народа, когда передача знаний являлась важнейшей частью жизни и имела сугубо практическое значение. Нет ничего ценнее, чем передача информации через действие. Это формирует аппарат сосредоточения, приближая способности к абсолюту. А также устанавливает особую связь между учеником и учителем. Тот, кто передаёт знания уже больше, чем отец или мать. Это уже часть духовного мира личности. Казалось бы, всё вышеизложенное является отвлечением от темы, излагаемой в данной работе. Абсолютно нет. Это, своего рода, предисловие к дальнейшему изложению методики формирования традиционных семейных ценностей. В чём же суть её данной разновидности? На первый взгляд всё просто. Большинство из родителей обладают какими-либо прикладными навыками, которые ими освоены в совершенстве и являются необходимыми для применения в различных сферах нашей жизни. Пусть они попытаются их передать. Да, может быль при этом нужна страховка со стороны профессионалов методистов. Но важен сам процесс передачи знаний через действие. Во-первых, это настоящее знание. Реальность, а не теория. Во-вторых, произойдёт установление особого контакта между учителем и учениками, в частности между родителями и детьми. Непрофессионал включит свой внутренний потенциал, чтобы передать знание, которое в нём живёт. что позволит войти в реальность внутреннего мира ребёнка. Что же это даёт в контексте данной темы? Вернёмся к Конфуцию: "Отец должен быть отцом. Сын сыном." Мудрость родителей дети должны чувствовать. Это тоже очень важный воспитательный момент. В сознании будет заложено понятие многоколенности. Идеомоторный акт будет сопровождаться формулировкой «меня научил отец, или «мне показала мать». Потом сработает механизм передачи, и это знание подхватят другие потомки. Но в их памяти уже останется предок и гордость за переданное им умение. Опять возвращаемся к Домострою. Там запечатлён уникальный памятник литературы «Наставление отца сыну». Это просто живое руководство нам. Методичка по способам передачи семейных традиций: «Что сам, чадо, делаешь, тому и жену учи, всякому страху Божию, разному знанию и ремеслу, и рукоделию, всяким делам и домашнему обиходу и всем порядкам. Когда сама всё знает и умеет, сможет и детей, и слуг всему научить, ко всему пристроить и наставить во всём». Из текста первоисточника мы видим, что передача традиций должна развиваться и генерироваться в геометрической прогрессии, охватывая не только членов семьи. Мы не открываем Америку, предлагая вышеописанную методику. Вновь обратимся к древнему тексту: «А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, кто во что уродился, и в чём кому благоволил быть Бог, - те занимаются разными ремёслами…» Как мы скупы стали на добрые наставления, которые в древнерусском обществе представляли стройную систему. На отца возлагалась обязанность передать всё духовное достояние детям, а при небрежении таковой ответ за грехи детей родители держали на Страшном Суде. Именно поэтому, воскрешая русские традиции, нужно более широко и масштабно рассматривать проблематику данной темы. Да нужно наряду с детьми вовлекать родителей, воспитывая в них чувство долга по отношению друг к другу. Но семейные ценности в русском обществе касались не только круга семьи. У русских существовало понятие «вскормленник», то есть это тот человек кому чьи-то добрые наставления и позитивные действия помогли выйти в люди. Это было правило. Мы просто забыли, что семейные традиции и ценности в русской ментальности – это не просто благо для членов своей семьи. Это прежде всего милосердие, человеколюбие и чуткое отношение к ближним.

Хотелось бы продолжить данное повествование идеей о введение в спектр преподавания учреждений дополнительного образования такую дисциплину, как домоводство. Это не новинка. Но воспринимать предмет в системе учреждений дополнительного образования необходимо совершенно по- иному. Причём именно данные учреждения должны начать её методическую разработку, поскольку понимание этого предмета гораздо более масштабное и многопрофильное. Дело в том, что оно должно преподаваться для мальчиков и девочек, а также их родителей. Да, давайте вновь взглянем правде в глаза и нелицеприятно признаем, что мы деградировали, как хозяйственники. Мы уже не можем, что называется вбить гвоздь и сварить кашу. Мы погружены в любовь к себе во всех её формах и проявлениях, зачем нам отвлекаться на какое-то хозяйство. Это нам много лет успешно внушали зарубежные идеологи по каналам своих разведок. Не пора ли покончить с данной иллюзией. Родители должны обрести утраченные навыки, чтобы было что передавать, а дети соответственно получить новые знания. Здесь уместно привлечение ряда самых различных специалистов из сфер разных профессий. При этом педагог должен планировать занятия с родителями. А следом, под его руководством, родителям нужно будет позаниматься с детьми на базе изученного и закреплённого материала. Именно в рамках внедрения такой дисциплины возможны лекционные курсы и тому подобные мероприятия. Но основой должны стать именно практические занятия на тему ведения хозяйства. Наши предки уделяли этому особое внимание. Потому что крепкие хозяйства – это прежде всего крепкие семьи, которые создавали монолитность общества скрепляя его стабильностью и традиционностью. Можно развивать этот предмет на основе Домостроя. Можно вести какие-то иные разработки. Важно, чтобы присутствовал русский дух и русские хозяйственные и бытовые традиции, которые досконально были проработаны в русском практическом наследии: «А ещё в этой книге отыщешь устав о домовом строении. Как учить жену и детей, и слуг, и как всякий запас собирать – и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах». Русские семейные традиции определяют комплекс обязанностей по отношению к потомкам в части всестороннего информирования о наработках по решению различных вопросов общественной, духовной и личной жизни. Эти обязанности формулируются цитатами из Священного Писания: «Позаботься оставить детей наставленными в заповедях Господних – и это лучше неправедного богатства: краше жить в праведной бедности, чем в богатстве неправедном.»

Всё вышеизложенное в корне меняет взгляд на деятельность учреждений дополнительного образования. Потому что во–первых, масштаб их работы представляется совершенно иным. Задачи ставятся грандиозные. Передача традиционных семейных ценностей представляется не просто циклом лекций или демонстрацией научно-популярных фильмов. Это формирование новой, по нашим меркам, ментальности. А по факту возвращение к своим исконным истокам. К вековому наследию. Здесь необходим совершенно иной статус учреждений. Это другие полномочия и возможности. Актуален также вопрос централизации и консолидации. Время выходить из местечковых кружков. Время менять общественное сознание. Сейчас мы не должны ошибиться. Пока мы не освоим ценностный потенциал предыдущих поколений – мы ничто. А когда нам доведётся его постичь, то станет стыдно. Мы жили и сейчас живём по другим морально-этическим нормам страшно далёким от традиционно русских. Наши предки ужаснулись бы от того, во что мы превратились. Следующая цитата прозвучит, как набат, после которого совесть будет мучить всегда: «А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих и, наделив приданым, выдала замуж, а мужчин поженили у добрых людей – и все те, дал Бог, свободны, живут состоятельно. И Божьей милостью у всех наших вскормленников ни позор, ни убыток от людей, ни людям от нас ни с кем не бывало. А от кого нам, от наших вскорменников, досада и убытки бывали большие и многие, так то всё мы сами снесли, никто о том и не слыхивал, а нас за это Бог наградил.» Так жили русские. Но мы этого не помним. Хуже того, мы этого в себе не ощущаем. Вышеприведённая цитата даёт понять: насколько чище в моральном и духовном плане жили русские, и как высока была планка семейных ценностей. Мы так живём? Нет. А они жили. И в силу унаследованного ими высокого чувства долга старались передать нам своё наследие. Но мы его отвергли и растоптали в погоне за призрачной мечтой. Теперь время собирать осколки. Наше культурное наследие поможет нам вновь обрести себя. Освоение традиционных знаний и умений русского народа в конкретных практических занятиях способно изменить нашу жизнь, вернуть её к вечным ценностям. И думается, что если правильно развить эту деятельность в учреждениях дополнительного образования, то результат может быть весьма солидным. Наши дети должны осознать себя русским народом. Это всегда был великий народ, культивирующий в своей жизни традиции гуманизма, человеколюбия и милосердия.







Список использованной литературы:

Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подгот. текстов В. В. Колесова; подгот. Текстов В. В. Рождественоской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990., с.48-197.

Конфуций. Лунь Юй., соч. под ред. акад. Маслова. – М.: «Известия», 2002., с. 124, с. 211.

Философский энциклопедический словарь. Изд-е 4. Перераб. и доп., - М.: 1998, с. 288, с. 308, с. 423.

Спортивная жизнь России. №6, 1979, М.: Изд-во Молот. – с. 27.

Культурно-просветительная работа. №8, 1895, М.: Изд-во Правда. – с. 17

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.