Доклад на тему «Традиционной и инновационное на уроках русского языка и литературы в средней школе»

1
0
Материал опубликован 16 March в группе

Традиционное и инновационное на уроках русского языка и литературы

в средней школе

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. У каждого учителя-словесника своя система работы, свои методы, свои приёмы, направленные на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

За 5 лет педагогической деятельности я знакомилась с педагогическими идеями многих педагогов с мировым именем. Один из них - Альфред Дистервег, выдающийся немецкий педагог, удивительный учёный, чьи идеи и сегодня остаются актуальными.

Если бы в образовании не было традиций, то не было бы инноваций. Инновации, выдержав испытание временем, становятся традицией.

Какие инновации и традиции я использую в своей работе?

В начале своей педагогической деятельности основная цель учителя русского языка и литературы была - научить ученика писать грамотно и помочь развитию грамотной связной речи учащихся. Эти цели и формы урока остались, только добавились такие цели и задачи, при решении которых нужно использовать не только традиционные, но и инновационные технологии. Чтобы удовлетворить интересы обучающихся и интересы общества, нужно чётко представлять себе, что сегодня является основной целью обучения.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что обучающийся получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. Вместе с тем, я уверена, что традиции и инновации всегда должны быть вместе, не исключая друг друга.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Но это вовсе не означает, что для урока не нужна обычная доска. Её не отменит ни один учитель.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Я применяю компьютер на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Во всех школах предметы русский язык и литература, как правило, ведет один и тот же учитель. На сегодняшний день сделано уже многое для того, чтобы сблизить эти предметы: изданы и переработаны учебники (в нашей школе преподавание ведется по программе Ладыженской Т.А.), в Интернет-ресурсах можно найти готовые тексты из литературных произведений для лингвистического анализа. Успешное применение на уроках текстов из художественных произведений – гарантия для овладения знаниями, умениями и навыками по анализу текстового материала. Это поможет выпускникам 9 класса и при выполнении заданий части 3.

Стараясь постепенно развивать способности каждого конкретного ребенка, предлагаю ему развивающие, творческие задания. На уроках русского языка после изучения каждого раздела я предлагаю, например, сочинить сказку, составить кроссворд, викторину, подготовить свою презентацию в качестве защиты. В творческих зачетах ребята участвуют по желанию, а у способных детей появляется возможность максимально самореализоваться.

При планировании любого урока продумываю деятельность способных ребят на каждом этапе урока. Для них готовлю индивидуальные задания. На уроке стараюсь меньше говорить, а больше слушать своих учеников. Сильные ученики чувствуют себя более уверенными, сами комментируют мнения одноклассников.

Традиционной формой преподавания остаётся урок, который длится 40 минут.

Многие считают, что обучение на таких уроках пассивно: учащиеся молча, сложа руки, слушают учителя, потом читают, конспектируют, пересказывают, что само по себе пассивное занятие. Всё в руках учителя. Он может сделать любой урок интересным. На таких уроках возможно применение инновационных технологий. Определение инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».

Вместо обычных уроков русского языка и литературы могу предложить проведение различных, активных по форме уроков: диспут, путешествие, семинар, зачёт, защита проекта, создание лэпбука, инфографики. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Наша задача учителей русского языка и литературы – научить учащегося выражать мысли словами, рассуждать. Для этого на своих уроках успешно применяю следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, групповая дискуссия, эссе, чтение с остановками, кластеры, синквейн, дидактическая игра, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Такие «ромашки» мы использовали много лет назад.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку также использую дидактические игры:

Игры — угадай - кто я ? ( ьчакилм- мальчик)

Игры-задачи («Найди спрятавшихся животных в слове - газоэлектросварщик ( волк, лиса, кот, лещ,кит …»)

Игры-предположения («Что произойдет если…»)

Заполнить таблицу нарицательными именами существительными, добавляя одну

букву(халат, палас, лапа и т. д.), читая только по горизонтали или по вертикали.

с а л а Т х п А

Игра «Кто найдёт больше существительных, спрятавшихся в словегидроэлектростанция (лектор, станция, стан, ролик, рот, тир, станция, танец и т. д.) так же в работе учителя очень важен контроль за качеством знаний, анализ результатов этого контроля.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся должны предъявляться учителем серьезные требования. Учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. Но тем не менее оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной.

Например, слабоуспевающему ученику можно предложить выполнение карточки такого уровня, с которым он наверняка справится. Получение положительной оценки пробуждает у ребенка стремление к дальнейшей работе.

Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Я использую различные типы домашних заданий:

- творческая работа;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- художественное чтение;

-наблюдение за природой;

-подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

-составление конспекта, опорных таблиц, цитатных планов;

-письмо по памяти.

-инсценировка художественного произведения;

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения или небольшое произведение по программе

Критерии отбора текста:

- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе. При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют повышению эффективности учебного процесса. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя, при этом овладевая следующими знаниями:

Во-первых:

- формирование прочных орфографических умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых:

- при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся

- Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценки в современной системе обработки информации.

В-третьих:

- применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень их знаний.

Русский язык растит учащегося быть грамотным, коммуникабельным в обществе, литература нравственно и эстетически воспитывает. Инновации и здесь не лишние, так как меняется общество, идеалы, требования общества к современному человеку. В современном мире целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося.

Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Еще одно направление, которое, на мой взгляд, также успешно реализуется в практике нашей школы – это создание условий для достижения успешности всеми учащимися. В наши дни огромно количество различных конкурсов, которые позволяют реализовать свои способности, открыть в себе новые качества. Это на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. Так мои ученики и воспитанники принимают участие во многих конкурсах, как предметных, так и творческих, в том числе и дистанционных. Нередко становятся призерами и победителями. Думаю, наша задача, учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы открыть способности детей, помочь применить эти способности на деле и направить их в нужное русло.

Главным показателем целенаправленной систематической работы учителя русского языка и литературы является результат работы. А результатами работы сегодня являются ОГЭ в 9 классе по русскому языку и литературе, ЕГЭ в 11 классе по русскому языку и литературе, Итоговое сочинение в 11 классе, Устное собеседование по русскому языку в 9 классе, ВПР по русскому языку в 5 – 8 классах.

Таким образом, без комплексного подхода к преподаванию русского языка, состоящего как из традиционных, так и инновационных методов обучения, невозможно решить задачи, которые ставит перед нами современное образование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации