Тренинг для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу!»
Тренинг для родителей будущих первоклассников: «Скоро в школу!»
Цель:
Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.
Ход тренинга.
Цель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, подготовке к школе. Цель нашей встречи - разобраться в том, как помочь ребёнку пойти в школу подготовленным, учиться хорошо и получать положительные эмоции от занятий в школе.
Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Материалы: мячик.
Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)
Психологическая зарядка.
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
1.Все те, кто знает, что такое психологическая готовность к школе – хлопните в ладоши.
2.Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.
3.Покачайте головой все те, кто считает, что школа - это страшно и сложно.
4.Для кого главным критерием в выборе школы является опытный и мудрый учитель– постучите себя кулаком в грудь.
5.Если поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните одним глазом.
6.Если в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.
7.Если вы повышаете самооценку ребёнку, подбадриваете его, не сравниваете с другими детьми – погладьте себя по голове.
8.Улыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.
3. Основная часть.
1)Упражнение «Ассоциации со словом школа» (мяч по кругу)
Какие у вас возникают ассоциации со словом школа (что для вас значит слово «школа»)?
2) Упражнение –воспоминание «Как мамы и папы ходили в школу»
Сядьте пожалуйста поудобнее. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное.
Представьте себя в детстве – в том времени, когда вы были ребёнком. Представьте то утро, какая была погода. На деревьях уже появились первые осенние листья, на заборе блестит паутина. Вам 7 лет. Вы идете по улице с близким человеком-папой или мамой. Сегодня 1 сентября.
Первый раз в жизни вы идёте в школу(Пауза). У вас в руках цветы, за спиной-школьный ранец. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда? Какое у вас сейчас настроение? О чем вы говорите с родными? (Пауза) Теперь вы снова стали взрослыми, откройте глаза.
-Получилось ли у вас представить себя первоклассником? Расскажите, что вы чувствуете?
3) Игра с родителями “Разброс мнений”
А сейчас нужно завершить незаконченные предложения. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь.
(В школе мой ребенок будет…)
4) Мозговой штурм: Как вы думаете, какие качества наиболее важны будущему первокласснику?
5) Метафора «Здание школы»
Посмотрите на нашу школу. Это красивое, надёжное здание.
Кирпичики ее фундамента-это психические процессы. Которые необходимы, чтобы учиться (внимание. Память, мышление. Воображение, пространственная ориентация. Мелкая моторика. Это мотивация, познавательный интерес и воля.
Стены-учебные навыки. Т.е. умение считать, писать и читать…
А крыша-это успеваемость в школе.
Психологическая готовность к школе или школьная зрелость(фундамент) – комплекс психических качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
Cоставными компонентами психологической готовности являются:
Личностная готовность
Эмоционально- волевая
Интеллектуальная
Личностная готовность:
Мотивационная
Коммуникативная и т.д.
6) Результаты диагностики.
7) Игра «Сто мячей»
Все стоят в кругу, мяч у водящего, он молча перебрасывает его кому-нибудь из участников, предварительно встретившись с ним взглядом, тот перебрасывает другому и т.д. Затем в игру вводится ещё один мяч, затем ещё один и т.д.
Задача играющих: поймать взгляд партнёра и не пропустить падения мяча на пол.
8) Упражнение «Письма друг к другу»
Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.
Материал: листы бумаги, ручки.
Сейчас мы разделимся на две(четыре) команды. Одна команда – дети, другая – родители. Каждая команда пишет письмо другой. «Дети» пишут «родителям» в письме то, что они ждут от них в период адаптации к школе, «родители» описывают «детям» в письме как они будут помогать им адаптироваться к школе.
Обсуждение упражнения.
Рефлексия по семинару:
Свеча(мячик) по кругу
-Чем была полезна для вас эта встреча?
-Что было для вас важным?
Спасибо всем за работу! Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
1. Прекрасное начало.
2. Ты - просто чудо.
3. Ты на верном пути.
4.Здорово!
5. Ты в этом разобрался.
6. Ты ловко это делаешь.
7. Это как раз то, что нужно.
8. Ух!!!
9. Поздравляю.
10. Я тобой горжусь.
11. Я просто счастлив.
12. Мне очень важна твоя помощь.
13. Работать с тобой - просто радость.
14. Ты мне необходим.
15. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
16. С каждым днем у тебя получается все лучше….
Кияйкина Наталья Федоровна