12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Работинская105
Россия, Вологодская обл., Великий Устюг

Всероссийский дистанционный конкурс

для психологов и социальных педагогов на лучший конспект занятия «Профилактика девиантного поведения»



Интерактивное занятие «Сделай свой выбор» ​​​​​​​ Проводится в рамках профилактической программы «Мы вместе» . Участники – учащиеся «группы риска» 5-8 классов


Проблема аддиктивного поведения подростков в нашей стране возникла давно. Не вызывают сомнения проблемы  различных видов зависимостей среди подростков и необходимость их профилактики. Опыт работы показывает, что очень часто зависимым от ПАВ поведением страдают неуверенные в себе, слабохарактерные подростки с недостаточными навыками общения, которые стремятся показать свою независимость и смелость. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо разрабатывать и внедрять новые эффективные технологии первичной профилактики и психокоррекционной работы. При этом необходимы изменения системы ценностей молодежной культуры в сторону непринятия употребления психоактивных веществ.

Развитие и модификация поведенческих стратегий (разрешения личностных проблем, поиска и оказания социальной поддержки, избегания вовлечения в употребление ПАВ), способствующих адаптации требованиям социальной среды, становятся задачами профилактической работы в общеобразовательном учреждении. Также важное место занимает работа по развитию ресурсов личности и социальной среды, с помощью которых можно делать «здоровый и осмысленный поведенческий выбор». К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации, сформированность позитивной Я-концепции (самооценки, самоуважения, самоэффективности), способность самостоятельно контролировать свое поведение, умение сопереживать, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки.

Известно, что знания усваивается лучше, если обучение проходит с применением интерактивных методов. Они позволяют подросткам высказывать свое мнение, самим принимать решение в нестандартной ситуации, задавать вопросы, создавать наглядные пособия, выступать в роли обучающего, делать выбор в жизни. Профилактическая работав этом случае помогает решать такие задачи, как помощь подросткам в осознании своих качеств, своего образа жизни, умения противостоять проблемам, возникающим  на пути взросления; формирование здорового образа жизни. Это делает возможным действительное самоутверждение современной личности и открывает перед ней новые перспективы для самосовершенствования и индивидуального роста. Эффективными методами в работе по проблемам ПАВ являются интеллектуальные и творческие игры – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования В формировании установки на здоровый образ жизни, профилактике зависимости от ПАВ целесообразно использовать различные подвижные игры и психогимнастические упражнения. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать.

Интерактивное тренинговое  занятие «Сделай свой выбор» является частью профилактической программы Службы школы для детей, стоящих на ВШУ, «Мы вместе» (6 занятий, данное – 4),  посвящено проблеме  выбора: отказа от ПАВ в пользу альтернативных способов получения удовольствия в здоровом образе жизни. Часть работы сводится к передаче информации, но основной задачей является возможность помочь каждому в группе разобраться в ней и сделать для себя правильный выбор.

Обсуждение острых проблем вызывает эмоциональное напряжение, которое необходимо снимать физическими упражнениями или использованием релаксационных методик (создание коллажей). Групповая работа способствует обмену идеями и взаимному обогащению опытом. Каждый участник должен сам выбрать варианты поведения для сохранения душевного и физического здоровья. Искренность и честность в общении учащихся друг с другом обеспечивается обсуждением реальных примеров из жизни, позицией психолога в отношении участников (принятие), соблюдением правил занятий.

Материалы и оборудование:

3 листа ватмана для записей, листы бумаги А4

Доска

Фломастеры, маркеры, клей, карандаши, ножницы

Журналы для коллажей.

Памятка « Варианты отказа»

Позитивное музыкальное сопровождение

Социальный ролик против алкоголя, курения

Медиапроектор, экран

Цель: Расширение знаний подростков о причинах употребления ПАВ и нахождение альтернативных способов получения удовольствия в ЗОЖ

Задачи: расширение представлений подростков о собственной личности; формирование установки на непринятие употребления психоактивных веществ; вырабока своих собственных способов сказать «нет; развитие социальной компетентности участников образовательного процесса; приобретение подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровых развлечений.


Ход.

1.Оргмомент

Упражнение – энергизатор: Что бы сегодня вы хотели узнать? Чем бы Вы были заняты, если бы не пошли сюда?

Повторение правил работы в группе

2. Актуализация проблемы. На доске: «Жить – значит, иметь проблемы. Решать их – значит, управлять своей жизнью» (И.Вагин) Как Вы понимаете эти слова ? О чем сегодня пойдет речь? (занятие посвящено проблемам, с которыми сталкиваются подростки (повторение), их решению)

Мозговой штурм: С какими проблемами сталкиваетесь вы, современные подростки? Что вы при этом чувствуете? (растерянность, бессилие, тревога, гнев, страх, непонимание и т.д.)

- Как вы думаете, актуальна ли сегодня для современного подростка проблема употребления психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, курения)? Знаете ли Вы последствия их употребления? (краткое повторение прошлых тем)

- Почему в жизнь подростка входят эти вещества? (мнимое решение проблемы) Моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы»

Участник придумывает имя, представляет любую проблемную ситуацию (обозначается стулом).Разыгрывается ситуация предложения закурить (выпить, попробовать наркотик), чтобы забыть проблему. Участник соглашается, стул отодвигается. Но через несколько секунд стул вновь придвигается: «после того, как действия сигареты (алкоголя, наркотика) прекратилось, проблема возвращается. Возникают новые проблемы, уже связанные с употреблением ПАВ (с милицией, родителями, учебой). Проблемы обозначаются стульями вокруг участника.

- Какие чувства у Вас возникают? Что вам сейчас хочется сделать?

Выход из роли участника (возврат в «здесь и теперь»)

Вывод (учащихся): проблемная ситуация с помощью любого наркотика не разрешается, а отодвигается на время. Потом к ней присоединятся другие проблемы.

3. Дискуссия. Зачем человек, предлагающий ЭТО, старается убедить тебя? Что Вы выиграете от того, что согласитесь сделать то, что он от Вас хочет? Совпадает ли это с Вашими желаниями? Насколько можно верить его аргументам? Влияет ли это на Ваше здоровье?

- Почему, не смотря на это, в ситуации выбора подростки говорят «да»? (страх отказаться, быть «не таким, как все») Какие методы используются, чтобы подросток попробовал наркотик (обманул кого – нибудь или просто пришел с прогулки поздно)? (Запугивание, убеждение, принуждение - повторение)

Действительно, в подростковом возрасте очень трудно сказать ровесникам
«нет», поскольку именно в этот период главным для вас является общение в группе сверстников.
Отказать сверстникам практически невозможно, поэтому ос­новным пространством для произнесения «нет» становится дом, а главными слушателями - родители.

Упражнение «Аббревиатура» (групповая работа)

- Создадим словесный портрет того, кто употребляет алкоголь, наркотики, курит. Слова для работы в группах: курильщик, наркоман, алкоголик

- Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? Хотите ли вы быть такими?

4. Отработка стратегий поведения

Мозговой штурм «Как сказать “Нет!”»

Участникам предлагается придумать (вспомнить) варианты ответов, которые помогают сохранить лицо и избежать рискованного поведения в ситуации, когда они испытывают давление и боятся осуждения (конкретные формулировки, применимые в реаль­ных ситуациях).

- Какие ценности стоят за каждым Вашим ответом? (уважение, честность, мир в семье т.д)

- Какой вариант вы считаете самым убедительным? (Участникам раздаются памятки )

Ситуации - пробы (проигрывание техники отказа при манипулировании)

Ситуации: дать списать, обмануть родителей, одолжить телефон (5 мин)

Обсуждение: Легко ли отказываться? Что вы чувствовали, когда говорили «нет»? Какие стили отказа (уверенный/ неуверенный/ агрессивный) Вы использовали? Какие аргументы были наиболее убедительными? Какие сохраняли хорошие отношения с партнером?

Люди, злоупотребляющие спиртными напитками, курением, наркотиками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их.
Поэтому необходимо находить альтернативные средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни

Просмотр социального ролика против аддиктивного поведения 5.Практическая работа (форма зависит от состава группы): Упражнение «Ватман удовольствия» (коллективная работа) - Назовите как можно больше удовольствий без использования психоактивных веществ для тела, разума и души (составление коллажей, запись примеров удовольствий). «Мои ресурсы» (индивидуальная работа) Каждый человек имеет свои ресурсы — качества и умения, необходимые для достижения желаемых целей. Однако кто-то хорошо знает свои ресурсы, а кто-то их недооценивает. Сейчас мы попробуем увидеть свои ресурсы как можно более ярко. Сделайте коллаж на тему «Мои ресурсы». Для этого можно что-то нарисовать, а можно — вырезать из журналов и приклеить.

Релаксация (под музыку, с закрытыми глазами участники слушают список удовольствий) эти удовольствия, окружающие нас, являются Вашим ресурсом для преодоления сложных ситуаций. 6.Итоги.Рефлексия - Задумывались ли вы над проблемой занятия раньше? Заставил ли вас наш разговор посмотреть на проблему иначе? Какие выводы для себя вы сделали?

Домашнее задание «Подде­рживающее письмо другу»

Представьте, что у вас есть очень близ­кий друг (или подруга), у которого возникли проблемы. Он потерял интерес к жизни. У него зависимость (вид – Ваш выбор). Ваше письмо будет для него спасательным кругом. Что вы ему напишете, что расскажете, что по­советуете?


Литература

1. Абдрахманов Р.Р., Виценовская Т.В. и др. Сказка о тебе и других. Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей». – М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2005.

2. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/под научн. ред. Л. М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.

3. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.

4. Зарецкий В. К., Смирнова Н. С. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? – М.: Форум, 2011.

5. Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационно-профилактической программе «Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. – СПб.: Амалтея, 2003.

6. Иваницкая Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики. – М.: Чистые пруды, 2008.

7.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.- М.: ВАКО, 2009.- (Педагогика. Психология. Управление)

8. Материалы БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

9. Перегожин Л.О., Вострокнутов Н.В., и др. Основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей и детьми «группы риска». – М.: АНО центр «Развитие и коррекция», 2007.

10. «Работающие программы», выпуск 6. Без секрета всему свету… - М.:2000.

11. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов – Ярославль: Академия развития, 2001 –(Серия : «Практическая психология в школе»)

12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

13. //Справочник школьного психолога

14. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/под науч. ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь», 2005.


.

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.