12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юдина Ольга Владимировна2341
Люблю творчество во всех проявлениях.Использую арт-терапевтические методы в своей деятельности. Постоянно ищу новые инструменты саморазвития, духовные практики, которые помогают мне лучше понять мир и людей, которые меня окружают.
Россия, Липецкая обл., город Грязи

Тренинг «Мой выбор»

Цель: профилактика девиантного поведения, инвентаризация представлений подростков о негативных последствиях отклоняющегося поведения.

Задачи:

– анализ позиции человека, практикующего отклоняющееся поведение;

– информирование и систематизация имеющихся знаний о негативных последствиях отклоняющегося поведения.

Возрастная категория: 13–16 лет.

Время проведения: 2 часа.

Материалы: ручки, цветные карандаши, листы бумаги А4, доска, фломастер, лист ватмана распечатки для упражнений.

План:

1.Шеринг. Оценка эмоционального состояния участников. Работа с метафорическими картами. 10 минут.

2. Принятие правил работы в группе. 5 минут.

3. Упражнение «Рассказ о своей жизни». 15 минут.

4. Арт-терапевтическая техника «Майки». 15 минут.

5. Упражнение «Формула неудачника». 20 минут.

6. Разминка «Молекулы и атомы». 5 минут.

7. Упражнение «Домино». 25 минут.

8. Обсуждение: «Что вы можете сказать о будущем человека, который выбирает (определенное отклоняющееся поведение)». 10 минут.

9. Рефлексия 15 минут.

Правила работы группы

1. Искренность в общении – в группе не стоит лицемерить и лгать.

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

3. Право каждого члена группы сказать «стоп».

4. Каждый участник говорит за себя и не говорит за другого.

5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого.

6. Высказываться деликатно, аккуратно, тактично.

7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.

8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.

9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на психолога, он выступает в роли ведущего.

Попросить подростков предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

Шеринг. Оценка эмоционального состояния участников. Работа с метафорическими картами.

С помощью колоды ассоциативных метафорических карт Н. Жигамонт «Эмоции и чувства» подросткам предлагается описать свое эмоциональное состояние.

Упражнение «Рассказ о своей жизни».

Цель: помочь подросткам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия. Подростки по кругу рассказывает о себе.

Инструкция: «Составьте о себе короткий рассказ. Расскажите о каких-либо ярких событиях в их жизни, которые с вами произошли с вами». Примерные вопросы: любимый цвет, фильм, занятие, хобби, увлечение и др.

Арт-терапевтическая техника «Майки».

Цель: снятие нервно-психического напряжения, создание ситуации доверия, самопознание, создание личного «бренда».

Участникам раздаются шаблоны с изображением контура футболки и карандаши, предлагается нарисовать какой-то символ, герб, надпись. (Приложение 1)

Инструкция: представьте, что вы пришли в магазин и увидели футболку с принтом своей мечты. Изобразите, как она должна выглядеть.

Обсуждение: что изобразили? Как это про меня? Нравится ли полученный принт?

Упражнение «Формула неудачника».

Цель: информирование и систематизация представлений, мифов участников о причинах отклоняющегося поведения.

Материалы: около 100 карточек формата А6; доска, фломастер; лист ватмана с заранее написанной на нем «формулой неудачника» прикрепить во время объяснений; листы А4 с надписями подгрупп «причин», к которым прикрепляются карточки, заполненные участниками.

Инструкция. Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным для человека последствиям. Почему же тогда люди все‑таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самим себе? Как вы думаете?  Выслушиваем 3–4-х участников, затем вводим инструкцию. Сейчас разделитесь на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа отвечает на вопрос: «Почему люди все‑таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самим себе?» Возьмите карточки. На каждой карточке напишите по одной причине. Чем больше напишете, тем лучше. Раздаем листы формата А6 – 1/4 стандартного листа А4 – каждой подгруппе примерно по 15–20 листов. После выполнения задания предлагаем каждой команде делегировать одного участника, чтобы он на доске разместил заполненные карточки. Если нет большой доски, карточки можно раскладывать на полу в центре круга. Следим, чтобы причины, выдвинутые подгруппами, не подвергались критике со стороны других участников. Представители каждой подгруппы по очереди раскладывают карточки и зачитывают их вслух. Повторяющиеся карточки прикрепляются друг на друга.

Когда все карточки разложены, предлагаем частные причины объединить в группы:

1. Неудовлетворенность собой и своим состоянием. В эту подгруппу можно поместить такие причины, как: «некрасивая внешность», «плохой характер», «застенчивость», «для снятия напряжения», «чтобы забыть, что виноват», «думает, что из него все равно ничего не выйдет» и т. д.

2. Неудовлетворенность своими отношениями. Это такие причины, как: «ссора с родителями», «любимый человек изменил», «никто не любит», «одиночество», «обида на кого‑нибудь» и т. д.

3. Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни. Примеры: «бедный, и не может никуда поступить учиться, и нет перспектив», «родители заставляют учиться не там, где хочет», «не может найти работу», «нет дома, негде жить, мотается по случайным притонам», «дома все плохо, старается уйти куда попало, лишь бы домой не идти» и т. д.

4. Дружба с теми, кто сам таким образом ведет себя. Примеры: «все друзья ведут себя так», «приятели не хотят дружить, если не будет делать, то же, что и они» и т. д.

5. Без видимых причин. Примеры: «от скуки», «некуда себя деть», «из любопытства», «просто так, чтобы знать, как это бывает» и т. д.

6. Позиция жертвы. Примеры: «приятели пригрозили: или будешь с нами, или прибьем», «заставили насильно» и т. д.

Если карточку можно поместить в две подгруппы, ее копируют и помещают в каждую.)

Обсуждение.

Посмотрите на эти причины. Вы видите, как их много. Получается, что предлогом может послужить любое жизненное затруднение или переживание человека. Смотрите, скука или любопытство – это тоже своеобразная трудность: человек не может с ними справиться. А есть такие люди, у которых в жизни не бывает трудностей? Но ведь известно, что далеко не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудной ситуации выбирают… (определенное отклоняющееся поведение), а другие выбирают какой‑то другой способ решения проблемы. Получается, что (определенное отклоняющееся поведение) – это такой способ решать свои затруднения, а вернее, способ убежать от их решения. Может быть, человек не знает, как их решать, или ему кажется, что это слишком сложно. Может быть, он начинает жалеть себя и выбирает, как ему кажется, самый простой путь. Те люди, которые выбирают… (определенное отклоняющееся поведение), ничем не отличаются от других: у них столько же способностей, столько же сил, энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, люди делают свой выбор в сторону. (определенного отклоняющегося поведения), а затем стремятся оправдать себя, потому что знают, что многим или некоторым окружающим это не нравится. Чем они оправдывают себя?

1. Они обвиняют окружающих: «Вот если бы они не делали то‑то и то‑то, я бы не стал., вот пусть знают, что они со мной сделали».

2. Ставят на себе «крест», думают: «Я все равно никчемный человек, ну и пусть я погибну»; «Какая разница, что со мной будет дальше, – я знаю, что ничего хорошего все равно не будет».

3. Представляют себя мучеником, говорят: «Мне так плохо, я должен как‑то расслабиться» или «Мне так скучно, надо как‑то развлечься».

4. Представляют себя пленником ограничений, искателем приключений, которым мешают получать опыт, их ограничивают, они говорят: «Я должен попробовать все. Почему нельзя?», «Серые будни и ограниченность окружающих мешают мне творчески проявляться, мне нужны экстремальные обстоятельства», «Я взрослый человек, я сам знаю, что мне можно, а что нельзя», или: «Я бы и не стал, но мои друзья… Отказаться значит, потерять их».

Видите, каждый раз, когда человек старается оправдать свой выбор. (определенного отклоняющегося поведения), он ставит себя в позицию жертвы – его или люди обидели, или судьба, или обстоятельства так сложились, или ему не хватает новых впечатлений (почему я не могу попробовать?). Делаем акцент на: «Поиск оправданий только создает иллюзию, будто есть особые причины… (определенного отклоняющегося поведения). На самом деле причина только в том, что человек не умеет, а может быть, не хочет решать свое затруднение другим способом. Значит, есть только одна причина – это выбор самого человека». Человек, который делает такой выбор, может быть и сильным, и талантливым, и обладать множеством всяких достоинств. Но как только он начинает жить в соответствии с «формулой неудачника», неудачи начинают преследовать его.

Составление «формулы неудачника».

Жизненная трудность + Неумение (нежелание) решать затруднение + Позиция жертвы = Неудачник

Вывод: если человек знает составляющие «формулы неудачника», он сможет по своему выбору изменить ее компоненты и тем самым – саму ситуацию.

Разминка «Молекулы и атомы»

Цель: снятие нервно-психического напряжения, расслабление.

Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего образуют пары, тройки, четверки, пятерки и др.

Упражнение «Домино»

Цель: инвентаризация представлений подростков о последствиях отклоняющегося поведения.

Материалы: 4 треугольника со сторонами 20–25 см, в центре написано стартовое условие, а по сторонам: «здоровье и эмоциональное состояние», «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом», 100–120 пустых карточек А6.

Инструкция. Вы все знаете игру в домино. Там каждый следующий ход определяется предшествующим шагом. Сейчас нам предстоит сыграть в своеобразное домино. Разделитесь на 4 подгруппы. Каждой подгруппе я вручаю по большому треугольнику. На каждом написано одно из стартовых условий (далее предлагаются варианты в соответствии с видом отклоняющегося поведения. Например:

Для профилактики злоупотребления психоактивных веществ:

– курение «травки»;

– употребление психотропных таблеток;

– употребление внутривенных наркотиков;

– дружба с наркоманом.

Для профилактики агрессивного поведения:

– оскорбления, нецензурная брань в адрес окружающих;

– действия, унижающие достоинство человека, наносящие ему оскорбление (можно перечислить примеры таких действий);

– физическое насилие (избиения, пытки, причинение боли, нанесение ран, травм);

– дружба с человеком, практикующим агрессивное поведение.)

Теперь каждая подгруппа возьмет стопку пустых карточек (не менее 30 штук) и проведет карточный штурм: это значит, что каждый участник выскажет не менее 3–5 возможных негативных последствий для того человека, который поступает так, как обозначено на вашем треугольнике. Эти последствия касаются: 1) здоровья и эмоционального состояния; 2) взаимоотношений с людьми и 3) жизни в целом. Все свои предположения вы запишете на карточках. Затем вам нужно будет разложить карточки по мере нарастания вреда, который приносит поведение, обозначенное на вашей карточке. Рядом со стороной треугольника «здоровье и эмоциональное состояние» – карточки с негативными последствиями для здоровья, со сторонами «поведение и взаимоотношения», «жизнь в целом» – с последствиями, изменяющими соответствующие стороны жизни. После выполнения задания: «Давайте посмотрим, что у вас получилось. Пусть кто‑то из каждой подгруппы последовательно прочитает то, что вы написали на карточках». В случае необходимости можно предложить дописать последствия, о которых не упомянули участники, на дополнительных карточках и положить их на определенное место по нарастанию вреда.

Пример выстраивания карточек:

t1622469268aa.png

t1622469268ab.png

Обсуждение

Что вы можете сказать о будущем человека, который выбирает… (определенное отклоняющееся поведение)?

Рефлексия. С какими чувствами уходите? Что было особенно интересным, что возьмете для себя?

Литература:

1. Елена Емельянова «Психологические проблемы современных подростков и их решение», 2016 г.

2. Елена Тарарина: Практикум по арт-терапии в работе с детьми, Вариант, 2019 г.

3. А. И. Копытин "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.