Тренировочный тест для подготовки к ГИА

12
2
Материал опубликован 3 May в группе

Пояснительная записка к образовательному ресурсу

Тренировочный тест для подготовки к ГИА


Автор (ФИО, должность): Семина Валентина Владимировна, учитель биологии и химии

Название ресурса: Авторский вариант тренировочного теста в формате ОГЭ по биологии. Раздел "Животные"

Вид ресурса: КИМ ОГЭ

Предмет: Биология

УМК: Любой

Аудитория: Обучающиеся 8-11 классов

Данный вариант тренировочного теста в формате ОГЭ (9 класс) по биологии предназначен для проверки знаний по разделу «Животные». Задания подготовлены в соответствии с экзаменационным вариантом, однако исключают задания по разделам «Ботаника» и «Человек и его здоровье». Работа состоит из двух частей, содержащих задания разных уровней сложности.

Цель и задачи тренировочного теста в формате ОГЭ

Цель данного теста - определение освоения обучающимися основной образовательной программы по биологии в рамках раздела «Животные».

  • проверить и оценить уровень знаний обучающихся 9 классов.
  • закрепить знания обучающихся представленных в содержательных блоках курса биологии «Биология как наука»,  «Животный организм», «Строение и жизнедеятельность организма животного», «Систематические группы животных» и «Развитие животного мира на Земле». и «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».
  • продолжить формирование учебных знаний, планирования ответов, сравнения и обобщения необходимых для успешной подготовки к ГИА по биологии.

Инструкция к заданиям

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ.

Правильные ответы

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует

эталону, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.


КИМ ОГЭ ЖИВОТНЫЕPDF / 659.16 Кб

1. В ходе эксперимента исследователь поместил несколько частиц хлорида натрия в каплю жидкости, содержащей инфузории, и соединил эту каплю с каплей чистой воды. Спустя некоторое время все инфузории переместились в каплю с чистой водой.

t1746218930aa.gif

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует опыт?

______________________________

2.  Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) белая планария

Б ) мухомор весенний

В) дифтерийная палочка

Г) венерина мухоловка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г


3.  Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3) отряд Хищные

4)  род Пантеры

5)  класс Млекопитающие








4. Изучите график зависимости объема легких животного от его веса тела (по оси х  — масса тела (в кг), а по оси у отложен объем в л).

t1746218930ab.gif

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

Связь между массой тела животного и объёмом его лёгких можно описать в виде параболы.

С ростом массы тела животного увеличивается и объём его лёгких.

У животных с объёмом лёгких 10 литров масса тела составляет около 10 килограммов.

Чем больше масса тела животного, тем больше объём его лёгких.

Объём лёгких кита примерно равен 100 литрам.





5. Расположите в правильном порядке этапы питания пресноводной гидры В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


1) Пища начинает перевариваться в кишечной полости.

2) Гидра захватывает щупальцами добычу и парализует её с помощью стрекательных клеток.

3) Добыча попадает через рот в кишечную полость.

4) Непереваренные остатки пищи удаляются через рот.

5) Происходит образование пищеварительных вакуолей путём фагоцитоза.








6. Изображенное на фотографии приспособление  — энтомологический сачок  — используется для:

t1746218930ac.gif


1)   создания коллекции растений

2)  определения вида наблюдаемого организма

3) отлова мелких членистоногих

4) наблюдения за поведением насекомых




7. Известно, что обыкновенный (речной) бобр  — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Размер тела бобра составляет от 100 до 130 сантиметров, а вес может достигать 30 килограммов.

Бобры могут жить как в одиночку, так и в группах или колониях.

Бобры валят деревья, подгрызая их стволы своими острыми и крупными резцами.

На дне водоёмов бобры запасают корм на зиму, используя молодые ветки.

К началу XX века бобры были почти полностью истреблены, но сейчас их популяция восстанавливается.

Бобры строят свои жилища — «хатки» — и плотины из веток, стволов и земли на небольших реках и ручьях.





8. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

ЧАСТЬ

ЦЕЛОЕ

лёгкие

гадюка

..

медоносная пчела


Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  трахеи

2)  жабры

3)  легкие

4)  кожа


9. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

кровеносная система замкнута

нервная система узлового типа

способны к активному перемещению

имеется внутренний скелет

присутствует амбулакральная система

сердце имеет четыре предсердия






10. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своем развитии четыре стадии. Одна из которых называется _________ (Б) в результате которой под хитиновым покровом происходят сложные изменения  — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (В). А развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) куколка

2) личинка

3) полное превращение

4) линька

5) почва

6) гусеница

7) имаго

8) неполное превращение

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г

11.  Установите соответствие между характеристикой и классами позвоночных животных. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  кожа голая имеет железы

Б)  в сердце появляется перегородка

В)  размножение в воде

Г)  наличие грудной клетки

Д) развитие с метаморфозом


КЛАСС


1.Земноводные

2.Пресмыкающиеся

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


12. Верны ли следующие суждения о царстве животных?

А. Многоклеточные животные способны к фотосинтезу.

Б. Среди представителей простейших животных существуют многоклеточные организмы. 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны



13. Рассмотрите фотографию кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

  t1746218930af.gif

А.  Окрас шерсти

t1746218930ag.jpg

Б.  Форма ушей

t1746218930ah.png

В.  Форма головы

t1746218930ai.jpg

Г.  Форма глаз

t1746218930aj.jpg

Д.  Определите, соответствует ли данная особь стандартам породы тайская кошка.

Тайские коты  — обладатели круглой мордочки с закругленными ушками. Мордочка ясно обозначена, щеки круглые, у взрослых животных четко выраженные. Чрезмерная пухлость считается недостатком. Нос средней длины, прямой. Уши тайцев средние, с широким основанием и закругленными кончиками. На голове расположены широко. Характерна легкая разнонаправленность. Глаза у тайских кошек немного раскосые (формы миндаля или лимона), большие. Цвет радужной оболочки  — от небесно−голубого до синего. Насыщенный оттенок ценится выше. Круглые или чрезмерно раскосые глаза снижают оценки экспертов.

1)  соответствует

2)  не соответствует


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д



14. Под каким номером изображена пищеварительная система чёрного таракана?

1)t1746218930ak.gif 2) t1746218930al.gif 3) t1746218930am.gif 4) t1746218930an.gif




15. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1) развитие хвостового отдела

2)  диафрагма

3)  головной и спинной мозг

4)  замкнутая кровеносная система



16.  Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

t1746218930ao.gif

1) сердце

2) вены

3) артерии

4) капилляры малого круга кровообращения

5) капилляры большого круга кровообращения






17.   Какие характеристики могут быть использованы при описании простейших? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) хемотрофное питание

2) размножаются делением на две клетки 

3) дыхание происходит всей поверхностью тела

4) есть внешний скелет из хитина

5) все способны к фотосинтезу

6) при неблагоприятных условиях образуют споры 





18.   Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для нее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие внутреннего осевого скелета

Б) относятся кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

В) наличие замкнутой кровеносной системой

Г) органы дыхания легкие

Д) радиальная или двусторонняя симметрия


ВИД ТКАНИ


Беспозвоночные

Позвоночные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Г

Д

19.  Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания землеройки.

t1746218930ap.gif

Список характеристик:

1)  является консументом первого или второго порядка

2)  использует энергию готовых органических соединений

3) продуцент

4) является всеядным животным

5) вступает в симбиоз с клубеньковыми бактериями

6)  использует энергию солнечного света





Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

20.  Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит филин. В ответе запишите последовательность букв.











21.  Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность злаков и оленей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности воробьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится


Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность злаков

Численность оленей

22. Рассмотрите рисунок с изображением раковин моллюсков. К какому классу относят моллюска, имеющего раковину, изображенную на рисунке 2? Назовите одно из значений моллюсков этого класса.

t1746218930aq.pngt1746218930ar.png

1 2

23. В ходе исследования, направленного на изучение особенностей дыхательной системы амфибий, учёные провели ряд экспериментов, целью которых было определить различия в строении и функционировании лёгких у лягушек и жаб. В ходе экспериментов было установлено, что жабы обладают более развитой лёгочной системой, в то время как у лягушек компенсация недостатка кислорода происходит за счёт газообмена через кожу, который у жаб практически не выражен.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чем заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?

24. Используя содержание текста «Паразитические черви» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопросы.

Паразитические черви


Плоские черви представляют собой древнюю группу животных, включающую как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, в то время как к паразитическим — сосальщики и цепни.

Свободноживущие черви обладают органами чувств, такими как светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. Паразитические же черви лишены специализированных органов чувств. Однако они обладают характерными приспособлениями, необходимыми для их образа жизни, такими как крючки, присоски и развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печеночный сосальщик и бычий цепень. Печеночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своем развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки  — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит ее превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова  — промежуточный хозяин бычьего цепня. В ее организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.


1)  К какому классу животных относят печеночного сосальщика?

2)  Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?

3)  Какие еще, кроме указанных в тексте, особенности строения, связанные с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?


25.   Пользуясь схемой «Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

t1746218930as.gif

1)  Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок Пумы и Домашней кошки?

2)  Какой из представленных на схеме видов является ближайшим родственником всех Восточных кошек?

3)  Назовите два любых признака принадлежности указанных семейства к классу Млекопитающие.


26. 15 летняя Татьяна после школьной экскурсии в Зоологический музей посетила школьную столовую. Используя данные таблиц 1, 2, 3, а так же знания из курса биологии, ответьте на вопросы.


Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки (1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная рубленная

(1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного риса

(1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных макарон

(1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки (1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный (1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной (1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



1.Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?

2.Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Татьяны в этот день, чтобы восполнить суточную потребность?

3.Каково значение слюны в пищеварении? Назовите одно из значений.



ответыPDF / 160.91 Кб


Источники информации:

1.Биология. Линия УМК. "Линия жизни" (5-9) Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. / Под ред. Пасечника В.В. Москва «Просвещение»

2.Лернер Г.И. ОГЭ 2022. Биология: тематические тренировочные задания/ Москва: Эксмо, 2021. -288 с.

3.Рохлов В.С.ОГЭ Биология: типовые экзаменационные варианты/ Москва: «Национальное образование», 2024. – 400с.

4.Скворцов П.М. Биология Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации (учебное пособие)/ Москва: «Интеллект - Центр», 2024. – 200с.

Электронные ресурсы:

5.https://bio-oge.sdamgia.ru/

6.https://bio8-vpr.sdamgia.ru/problem

7.https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge



Используемые изображенияPDF / 145.04 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Валентина Владимировна, поздравляю с заслуженной победой!

1
31 May

Благодарю за поддержку!

1
31 May

Похожие публикации