Три кита учебной мотивации
Три кита учебной мотивации
Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность.
Бернард Шоу
В настоящее время перед педагогами школ стоит задача по созданию таких условий, при которых ученики за минимально отведенное программой количество часов обучения предмета русский язык могли усваивать максимально возможное количество знаний, умений и навыков, умение их творчески применять на практике.
Доказано, что устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Итак, начнем с определения понятия мотив, мотивация, учебная мотивация.
В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.
Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.
Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).
Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность .
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов.
Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.
С позиций личностного смысла учебной деятельности учебные мотивы могут быть разделены на две большие группы: познавательные и социальные.
Познавательные (внутренние) мотивы – это побудители, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности.
Социальные (внешние) мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.
Познавательные мотивы:
- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;
- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;
- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;
- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.
- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;
- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;
- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.
Данные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.
Социальные :
- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;
- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);
- стремление быть полезным обществу;
- чувство ответственности перед родителями, учителем;
- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;
- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;
- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;
- в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);
- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.
Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.
По отношению к деятельности мотивация выполняет три основные регулирующие функции. Помимо побуждающей функции , уже рассмотренной выше, мотивация выполняет другие, не менее важные функции, которые тесно взаимодействуют с первой, неотделимы от нее: организующую и смыслообразующую.
Организующая функция мотивации сосредотачивается вокруг целеполагання. Возникший мотив способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат. Смыслообразующая функция – это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости очень много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.
В мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
Этапы изучения раздела, темы:
- мотивационный;
- операционально-познавательный;
- рефлексивно-оценочный.
Мотивационный этап.
- Создание учебно-проблемной ситуации.
- Формулировка основной учебной задачи.
- Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Кратко остановся на некоторых формах, методах, приемах формирования учебной мотивации в процессе организации учебной деятельности на двух последних этапах.
Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником). Самим учителям эта деятельность кажется сложной, требующей больших усилий и временных затрат. Тем не менее, игра стоит свеч. Главное здесь - помнить, что задача не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.
Здесь можно использовать следующие приемы.
Техника «Проблемные вопросы».
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти ( например, «в каком году...», «кто изобрел...») , а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться.
Проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся:
- Что случится, если…?
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
- Каким образом… влияет на … ?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Каким образом … можно использовать для … ?
Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать».
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
| | | |
| | | |
| | | |
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественнонаучному, и историческому, и художественному. Сначала пусть это будут простые вопросы, структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
Важно предлагать задания на выбор как для работы в классе, так и дома(выбор домашнего задания):
а) кроме обязательного часто предлагаю дополнительное задание для тех, кто захочет;
б) даю на выбор задания разной сложности ;
в) можно выполнить тесты, задания, упражнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и выполнить их.
КИТ 3
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того, чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться.
Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = П0С).
ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)
ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе - неэффективный (плохой) мотиватор.
Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует.
Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ!
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.
Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.
Несомненно, единственный путь к познанию - это деятельность!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития, М.: Политиздат, 1989.
2. Александрова Г. Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, и «Тригон», 1997.
3. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.