Рабочая программа внеурочной деятельности «Лингвистический курс» (1–2 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Раттовская школа-интернат
Основного общего образования имени Сергея Ивановича Ирикова»
629384 Ямало-Ненецкий автономный округ Красноселькупский район с. Ратта
ул. Хвойная д.9 тел/факс (34932) 2-50-61 E-mail: ratta@uoks.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР И. о. директора МОУ «РШИООО им. С. И. Ирикова»
__________ О. С. Малинина ______________ Г. Р. Тетерина
«______» сентября 2023 г. «_______» сентября 2023 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Лингвистический курс»
1, 2 классы
Срок реализации – 1год
(2023 – 2024 гг.)
Программу составила: Матюшкина Регина Ринатовна
Ратта 2023г.
Пояснительная записка.
Общемировые изменения: глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство, справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.
Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально-значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально - ценностном отношении к языкам и культурам.
Решение проблемы развития творческого потенциала дошкольников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности дошкольника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Программа учитывает возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.
Цели и задачи курса:
формирование системы первоначальных знаний и умений по селькупскому, английскому и русскому языкам
создание условий для коммуникаций и развитие творческих способностей учащихся при знакомстве со словами трёх языков (английский, селькупский, русский)
обогащение воспитанников новыми сведениями о родном крае, России, англоязычных стран.
расширение кругозора.
приобщение учащихся к культуре посредством изучения языковых дисциплин.
Задачи:
- определить теоретические основы полиязычного образования;
- определить учебно-организационный формат полиязычного образования в условиях средней общеобразовательной школы;
- определить и обеспечить учебно-методическую базу для эффективного полиязычного образования;
- спроектировать и обеспечить научно-методическое сопровождение полиязычного образования.
Планируемый результат.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному плану (мнемотехника)
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
«Полиязычие»
№ |
Тема |
Звуки речи. Грамматика. |
Слова и словосочетания для произношения и запоминания |
1 |
Челмпытый мот. Семья. |
Произношение слов. |
папа, мама, дедушка, бабушка, есть, я, ты апа, ама,ильча, имыя, эķа, эңа, ман, тан mother, father, grandfather, grandmother, be, I, you |
2 |
Семья |
Составление словосочетаний, предложений. |
Брат, сестра, работает, учится, кто, сидит. Чопа, ниңка, учыт, учиттыķа, куты,Ɵмтыķа Brother, sister, works, studies, who, sits.
|
3 |
Семья (обобщение). |
Звуки [ч, а, н] |
Это дедушка. Дедушка сидит. Это брат. Брат работает. Намы ильча. Ильча Ɵмта. Чопа уча This is a grandfather. A grandfather sits. A brother works. |
4 |
Части тела человека |
Звуки [к,к]. Слоги ко-ко, ку-ку, ки-ки. |
Голова, руки, ноги, идти, играть. Олы, уты, топы, ķялымпыķа, сƟнтырķа A head, hands, legs, go,play |
5 |
Части тела человека (Продолжение). |
Звуки [у], слоги ну-ну, ун-ун |
Рот, глаза, уши, кушать, слышать, говорить Mouth, eyes, ears, to eat, to hear, to say Ɵң, сайи, ķо, амырга, ӱңтыķа, мулалтыķа |
6 |
Части тела человека (обобщение) |
Упражнения на построение предложений с диалогом (беседа) |
мыть, слышать, кушать, говорить мусылтыķа, ӱңтыķа, амырга, мулалтыķа wash, hear, eat, say |
7 |
Осень в лесу |
Наблюдения за изменениями в природе. Ответы на вопросы учителя. |
осень, лес, дерево, арат, мачы, по autumn, forest, tree |
8 |
Осень |
Словосочетания: Летний дождь. Листья брусники. |
Дождь, небо, облака, туча, туман. Сэрынта, мот, тинолы, титты, чапты Rain, sky, clouds, misty |
9 |
Деревья и кустарники |
Игра «Высокий, низкий» (показ движений) |
листья, кустарники, низкий - высокий, маленький - большой. Пот чопы, мяйллака, ķƟптый, пиркый, кыпэмыя, мэрķы Leaves, high, low, small, big |
10 |
Ягоды |
Вопросно-ответная работа. |
брусника, клюква, растёт, много. Мачыт топыр, ķфрфт топыр, сочыķа, коччы
Grows, a lot |
11 |
Ягоды (продолжение) |
Составление предложений. |
морошка, принести, журавль. Это морошка. Это черника. Это голубика. Палķак, татыķа, ķаря Намы эķа палķак. Намы эķа кэрынта. Намы эķа котыл топыр.
|
12 |
Ягоды (обобщение) |
Вопросно-ответная работа. |
Чёрная смородина, красная смородина, растёт, берег. Сяķый кэпта, туряй, соча, чуры |
13 |
Озёра и реки. |
Звуки [у], [к]. |
озеро, река, вода, рыба, утка, то, ķолты, ӱн, кэлы, щипа, |
14 |
Чум |
Звуки м, ч, у |
Дом, чум, печь, дверь, дым, огонь, горит, мƟт, шокыр, мƟта, пурķы, тӱ, чопымпа |
15 |
Я живу в интернате |
Чистоговорки. Выполнение действий по заданию. |
Большой дом, дети, девочки, живёт, спит, играет. Мэрķы мƟт, ийяйят, нетая,илыķа |
16 |
Я живу в интернате (экскурсия). |
Чистоговорки. Упражнение в диалоге. |
Кровать, спит, кукла, играть, сидеть, смотреть, телевизор. Копты, ķонда, Ķумыя, сƟнтырķа, Ɵмтыķа, маннымпыķа телевизор |
17 |
Мой посёлок. (Экскурсия) |
Чистоговорка |
Посёлок, магазин, большой дом, есть, много людей, живут. Щимая, лопкы, мэрķы мƟт, эķа коччы ķумын Country, a shop, a big house, be, there are a lot of people |
18 |
Двор |
|
Двор, наш дом, играем, тут живём, Этыманты, ме мƟт, ме сƟнтырат, тымты илыķа Yard, our house, play, here we live |
19 |
Пища |
Звук [а]. |
Пища, кушать, хлеб, суп, едят, есть суп. Апсы, амырга, няй, кэни, амырат, кэни амырга Food, eat, bread, coup, eat soup |
20 |
Столовая |
Закрепление новых слов с переводом на русский язык. |
Ложка, нож, тарелка, стол. Солак, паңы, амырса, тƟнтыпо Spoon, knife, plate,table |
21 |
Звери и птицы. |
Звуки [с], [ш]. |
Звери, заяц, утка, олень, собака, утка летит, собака лает. Суры, нёма, щипа, Ɵта, канак, щипа тимпыķа, канак мутыķа Animals, hare, duck, deer, dog, duck is flying, a dog is bowing |
22 |
Дикие животные |
Слова с противоположным значением. |
Заяц, лиса, медведь, боится, большой медведь, маленький заяц. Нёма, лоķа, ķорķы, эныķа, мерķы ķорķы, кыпэмыя нёма Hare, fox, bare, is afraid, a big bear, a small hare |
23 |
Птицы |
Слова с противоположным значением: белый-чёрный, сидит-лежит, большой-маленький. |
Утка, ворона, лебедь, сидит, плавает, на суку сидит, Щипа, кӱля, чыңķы, Ɵмта, тонты мо Ɵмта, Duck, crow, swan, sits, swims, sits on the bough |
24 |
Звероферма |
Чистоговорка. |
Лиса, песец, живут много зверей, тут работает. Лоķа, нуса, коччы суры илыķа Fox, arctic fox, a lot of animals live |
25 |
Зима. |
Звукосочетания: на, ка, ак, он, эн, он. Чистоговорки. |
Белый заяц, белый песец, снег ложится, холодно. Сэры нёма, сэры нуса, сыры иппыт, ķонķый White hare, white arctic fox, snow lies, cold
|
26 |
Звери зимой. |
Звукосочетания: ры, оы. Чистоговорки. |
Белый заяц, белый песец, медведь белый горностай. Сэры нёма, сэры нуса, ķорķы, сэры куры White hare, white arctic fox, bear, white ermine |
27 |
Транспорт на Севере. |
Звукосочетания: кА-ка. Чистоговорки. |
Нарты Ķaңлы, |
28 |
Одежда. |
Игра «Выполняй за мной». |
Одежда, пальто, шапка, варежка, надеть, одеть. Порķы, ӱкы, нопы, токалтыķа Clothes, coat, cup, mittens, wear. |
29 |
Обувь. |
Чистоговорки. |
Обувь, шить Пемы, щӱтка Boots, sew |
30 |
Охотники. |
Запомни слова и словосочетания: Лыжи. Идти на лыжах. Лук. Стрелять из лука. |
Лыжи, ружьё, следы зверей Толчы, пушкан, сурын мэтты, Ski, gun, animal tracks
|
31 |
Рыбаки |
Чистоговорки. Скороговорки. |
Рыба, рыбаки, рыбачить, ветка (лодка), весло, много рыбы, привезти рыбу. Ķэлы, ķэлытччый ķум, ķэлышķа, тëй анты, лапы, коччы ķэлы, татыķа ķэлы Fish, fishermen, fish, boat, a lot of fish/ bring fish |
32 |
Оленеводы |
Вопросно-ответная работа. Игра «Олени». |
Олени, пасут, ягель. Ɵта, Ɵттыка, ķыт Deer, herd, reindeer moss |
33 |
Весна (Изменения в тундре, лесу) |
Игра «Дождь» |
Весна, снег, таять, солнце, светить, улица, тепло. Ӱттын, сыры, чуķа, челы, ķэтымпа, этыманты, пётпы. Spring, snow,melt, the sun, shine, street, warm. |
34 |
Игры и игрушки. |
Игры «Палочки», «Оленята». |
играть, мальчики играют, девочки играют. сƟнтырķа, ийяя, нетая play, girls, boys |
Литература:
Книга для чтения селькупской школы / С.И. Ирикова, О.И. Боякина, О.К. Бычкова и др. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003, - 215 с.:ил.
Картинный словарь селькупского языка. Тазовский диалект: Уч. пособие для уч-ся 1 класса. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004. – 191с.: ил.
Интернет-ресурсы «Английский язык»
6