Урок «Трудные времена на Русской земле»
Трудные времена на Русской землеPPTX / 1.63 Мб
/data/files/p1673980947.pptx (Трудные времена на Русской земле)Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Бендрикова Е.В.
Тема урока: Трудные времена на Русской земле
|
|||
Тип урока: урок открытия новых знаний |
|||
Образовательные ресурсы: учебник А.А. Плешаков ."Окружающий мир", 2 ч.; интерактивное приложение к учебнику. http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/517777/ http://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html
|
|||
Цели урока: создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания |
|||
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная работа, работа в паре. |
|||
Основные методы и понятия: монголо-татары, Александр Невский. |
|||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Получат возможность научиться: работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной. |
|||
Организационная структура урока |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап |
Читает стихотворение "Русь". Под большим шатром голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!.. И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? – когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? Слайд 1. – о чем пойдет речь на уроке? |
Слушают учителя, принимают участие демонстрируют готовность к уроку.
Обсуждают тему урока. |
К.Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Л. Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
|
Проектировочный этап |
– Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись? – Кто управлял городами? – Что вы можете сказать о некоторых князьях? – Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
|
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
|
П. Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия. Р.Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, |
Организационно-деятельностный этап открытия нового знания |
– В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. Слайд 5 – Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. (Время для подготовки 2 минуты.) Предлагает вопросы для каждой группы. 1-я группа. План: 1) Когда на Русь обрушились тяжёлые времена? 2) Кто такие монголы? 3) Кто возглавлял войско завоевателей? 4) Какой первый русский город стоял на пути батаевых полчищ? - Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. 2-я группа. План: 1) Как двигались полчища Батыя? 2) Какие еще города заняли монголы? - В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе. 3) какова была участь этих городов? Работа с картой - В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев. - После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. - От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар) - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством. - Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Просмотр фрагмента 5.51-6.53 – Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Слайд 3. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. Слайд 6. - Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород).– Слайд 7. - Каким городом был Новгород в давние времена (В те времена Новгород был богатым городом). - Почему именно это время захватчики выбрали для наступления на Русь? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар) – - Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) Вы хотите узнать, что было дальше? Предлагает задание группам. 1-я группа: Как прошёл первый удар шведов? Слайд 7 2-я группа: Какую технику применил Александр Невский в бою на Чудском озере? 3-я группа: Какие события происходили 5 апреля 1242 г.? Слайд 7 (2) |
Делятся на группы. Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Работают в группах. |
К.Обмениваются мне ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Л.Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
|
Рефлексивно-оценочный этап |
– Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете. – Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова: Слайд 8 Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой!
|
|
П.Ориентируются в своей системе знаний. Р.Оценивают собственную деятельность Л.Проявляют интерес к предмету; стремятся
|