12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бендрикова Елена Владимировна335
школа
Россия, Крым респ., г.Севастополь

Трудные времена на Русской землеPPTX / 1.63 Мб

/data/files/p1673980947.pptx (Трудные времена на Русской земле)Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель: Бендрикова Е.В.

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательные ресурсы: учебник А.А. Плешаков ."Окружающий мир", 2 ч.; интерактивное приложение к учебнику.

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/517777/

http://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html

 

Цели урока: создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

работа, работа в паре.

Основные методы и понятия: монголо-татары, Александр Невский.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Получат возможность научиться: работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационно-целевой

(смыслообразующий) этап

Читает стихотворение "Русь".

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? Слайд 1.

о чем пойдет речь на уроке?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают тему урока.

К.Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Л. Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

 

Проектировочный этап

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

Кто управлял городами?

Что вы можете сказать о некоторых князьях?

Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

 

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

 

 

П. Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.

Р.Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Организационно-деятельностный этап открытия нового знания

В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания.
С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя.
Слайд 4

Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. Слайд 5

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(Время для подготовки 2 минуты.)

Предлагает вопросы для каждой группы.

1-я группа.

План:

1) Когда на Русь обрушились тяжёлые времена?

2) Кто такие монголы?

3) Кто возглавлял войско завоевателей?

4) Какой первый русский город стоял на пути батаевых полчищ?

- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

2-я группа.

План:

1) Как двигались полчища Батыя?

2) Какие еще города заняли монголы?

- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

3) какова была участь этих городов?

Работа с картой

- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

- После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?

Просмотр фрагмента 5.51-6.53

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Слайд 3. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. Слайд 6.

- Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород).– Слайд 7.

- Каким городом был Новгород в давние времена (В те времена Новгород был богатым городом).

- Почему именно это время захватчики выбрали для наступления на Русь? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

- Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение)

Вы хотите узнать, что было дальше?

Предлагает задание группам.

1-я группа: Как прошёл первый удар шведов? Слайд 7

2-я группа: Какую технику применил Александр Невский в бою на Чудском озере?

3-я группа: Какие события происходили 5 апреля 1242 г.? Слайд 7 (2)

 

 

 

 

 

Делятся на группы.

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

К.Обмениваются мне ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Л.Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к предмету

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Слайд 8

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

 

 

 

 

 

П.Ориентируются в своей системе знаний.

Р.Оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л.Проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.