Трудные родители – «трудный» ребенок
С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причина такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но и намного глубже.
Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, другие - если обращают внимание, то относятся достаточно поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия. Если учесть, что невроз появляется не в школьные годы, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, то следует сделать печальные выводы. Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему в той или иной мере, определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие, идущее извне стрессовых факторов психологического порядка.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. Эти дети близко принимают все к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.
Беззащитность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи». По природе он добрый, жалостливый. Его легко обмануть. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными чертами характера, которые безошибочно выделят детей, неспособных защитить себя. К тому же эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, т.к. могут причинить боль другому. Будучи неспособными защитить себя, они могут вступиться за другого. И поэтому эти дети так чувствительны ко всякого рода конфликтам.
Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Все держит в себе», «Не склонен делиться переживаниями с окружающими». Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке эмоциональных реакций, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.
Так, один мальчик 3-х лет, испытав удар электрическим током от неисправной розетки, не рассказал родителям, но вспомнил об этом спустя несколько лет: девочка 5 лет сразу не выразила радость по поводу приезда родителей, по которым соскучилась, но спустя некоторое время буквально повисла на них.
Сочетание импрессивности и беззащитности создает определенные трудности в общении со сверстниками. Эти дети не могут чувствовать себя уверенно в новой обстановке. Им необходима своевременная эмоциональная поддержка и понимание взрослыми своеобразие формирования их характера, признания в семье и среди сверстников. Эти дети долго помнят обиду, оскорбление, страх.
Повышенная эмоциональность вместе с импрессивностью способствует появлению внутреннего конфликта под влиянием тех или иных жизненных затруднений.
Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. Но взаимоотношения в семье, прежде всего отражаются на психике детей, способствуют возникновению неврозов и других нервных заболеваний.
Современные ученые отмечают изменения, происходящие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями в семье строятся на принципах товарищества. Однако процесс становления новой семьи труден. Мужчин в семье все еще тянет стукнуть кулаком по столу и спросить: «Кто в доме хозяин?» Женщины вынуждены приспосабливаться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуя на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования.
Отмечается, что женщины, имеющие высшее образование чаще в одностороннем порядке разрывают отношения с мужем (особенно если в семье есть сын). Если в семье девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликте с мужем. Образовать такой союз с мальчиком сложнее, т.к. он стремится к общению с отцом. При этом женщина часто выходит из материнской роли, заменяя собой отца: не может дать душевного тепла сыновьям. У мальчиков появляются страхи, навязчивый кашель, необъяснимые боли в животе и т.д. Подобные расстройства вызваны привлечь внимание матери и смягчить ее излишнюю принципиальность.
Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях, когда отношение матери к ребенку отличается большой строгостью, принципиальностью, более частыми принуждениями и наказаниями. Мать в такой семье обычно занята больше, доминируя и в сфере супружеских отношений.
Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ними воспринимается последним как собственная неполноценность.
На самом деле приходится удивляться терпению детей. По просьбе психологов родители подсчитали, сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 30 противоречивых приказов (не просьб, обращений, а требований).
Родители до определенного момента потакают возрастающим требованиям ребенка, но потом вводят ограничения, поступая непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Ребенок устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего собой не может сделать, это происходит помимо его воли.
Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследовательностью в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.
Другую причину невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот полное отсутствие такового.
Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивает демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.
Ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, т.к. по его мнению - это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.
Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу также приводит к возникновению невроза у ребенка. Такое воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей. Отсюда возникает ложь - желание ребенка оправдать ожидания родителей, а то его разлюбят.
На самом деле никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.
Не менее важно понимать чувство меры: «Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера».
Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которые немногие могут преодолеть спокойно.
Многие родители воспринимают собственного ребенка как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей.
Перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболеваний.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности.
Поскольку воспитание характеризуется определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим некоторые из них:
Когда родители обвиняют детей в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер.
Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым примером (когда родители говорят одно, а поступают по-другому).
Родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и может быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием. Просто в воспитании недостает душевной щедрости, доброты, установление доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
Таким образом, неврозы не возникают у детей, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, любят детей, добры к ним, просты и непосредственны в общении, позволяют детям открыто выражать их чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания.