12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: дань, хан Батый,

Золотая орда,

Александр Невский.

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи­мость. По карте и иллюстрациям сравним во­оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле­довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем­ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

 Трудные времена на Русской земле

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са­мостоятельными и никому не подчиняться. Кар­та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис­пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока­залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан­цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа­но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном ~ути в южные степи Батыева рать семь недель ~ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль­шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ­ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла­чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре­шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.


 


 

      Русские воины                                 Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле­дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро- славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве­ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года.


 

Ледовое побоище

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.


 

В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они
довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа­лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Обсудим!

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го­ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

Вывод

В XIII веке Русь надолго попала в зависи­мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби­ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: дань, хан, Золотая Орда.

2.По иллюстрациям учебника опиши вооруже­ние воинов: древнерусских, монгольских, рыца- рей-крестоносцев.

Нашествие Батыя глазами древнерусских летописцев

 

 

 

Монгольское нашествие на Древнюю Русь

 

 

 

Монгольские завоевания (рус.) История средних веков.

 

 

 

Ледовое Побоище. Анимация

 

 

 

Александр Невский. Ледовое побоище

 

Александр Невский. Учебный фильм

 

 

Ледовое побоище

 

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.