Урок русского языка на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 3 December 2018

Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Создать  условия  для  развития  умения  распознавать  глаголы  прошедшего  времени  и  правильно  писать  их суффиксы.

Задачи:

Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского  языка.

Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Планируемый результат.

Предметные:

Применять правила правописания глаголов на письме:

Умения:

группировать слова по одной теме и находить «лишние»

находить в словах изученные орфограммы

уметь правильно подбирать орфографические правила к словам с изученными орфограммами.

уметь формулировать тему урока;

обобщить полученные знания;

подбирать глаголы к заданным именам существительным.

совместно составлять предложение с выбранными глаголами; 

определять у глаголов вид, лицо, число и спряжение;

подбирать глаголы на заданную орфограмму.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; планирование учебной деятельности.

Регулятивные УУД

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Уметь  самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по  критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Познавательные УУД

формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки


 

Ход урока.

I. Орг. момент

- Я скажу «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит,  они услышали меня и  готовы работать. 
- Доброе утро всем девочкам! 
- Доброе утро всем мальчикам! 
- Доброе утро всем, кому не  нравится такая погода, как сейчас за окном! 
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

“Орешек знаний твёрд, но все же
мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет простой девиз: 
« ХОЧУ  ВСЕ  ЗНАТЬ!”

- Сегодня эти слова будут девизом нашего урока.

II. Мотивация

- К кому сегодня прилетели снежинки?

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

III. Повторение

1. - Прочитайте слова, записанные на доске.

- Поставьте в них ударение

Лежит, слушал, открыл, бежит, задумал, хлопал

- Что в них общего, объединяет эти слова между собой?

(Это глаголы)

- Докажите (обозначают действие и отвечают на вопросы….)

2. -Назовите глаголы с безударной гласной в корне (лежит, бежит)

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

3. - Назовите глаголы с безударной гласной в приставке (задумал, открыл)

- Как проверить безударную гласную в приставке?

- Назовите оставшиеся глаголы. (слушал, хлопал)

- Определите их время

- Докажите что это глаголы прошедшего времени. (Отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л)

IV. Вхождение в тему

- В какой части слова они имеют безударную гласную? (безударная гласная находится в суффиксе)

- Знаете ли вы что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени?

- Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени)

- Итак, тема нашего урока: Правописание глаголов прошедшего времени

V. Словарная работа

- Но сначала познакомимся с новым словарным словом

- Посмотрите на доску

(На доске изображены квадраты разных цветов.)

жел

голуб

крас

зел

оран

син

з

и

х

я

о

н

- Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое это слово? (хозяин)

- Что обозначает слово хозяин? (владелец, собственник)

- Дайте характеристику слову хозяин.

- Со словом хозяин составьте словосочетание глагол п.в. + существительное. Можете использовать слова из словаря.

(езд..л с хозяином)

- суффикс -е или -и нужно написать? Вот с этим сейчас мы и будем разбираться.

VI. Изучение нового.

ЧИСТИЛ

ПАЧКАЛ

ВИДЕЛ

1) - Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.

- Определите время данных глаголов и докажите.

- Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик

- Поставьте ударение.

- Разберите данные глаголы по составу.

- В какой части слова находится безударные гласные?

2) - Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.

ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ

ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ

ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ

- Разберите по составу неопределённую форму.

ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ

ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ

ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ

3) -Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.

- Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.

4) - Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ?

(У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме)

5) – Прочитайте правило на с. 85

- Определите, какой суффикс надо написать в глаголе ЕЗД…Л?

(Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму ездил—ездиТЬ

В неопределенной форме  суффикс -И перед -ТЬ, значит –И и перед –Л)

- Раскололи орешек?!

VII. Физминутка

VIII. Составление кластера

П.В. Н.Ф.

Группа 22

- Составим кластер.

(Для того чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Выяснить, какой суффикс стоит перед _-ть.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- надо написать тот же суффикс, который стоит в неопределенной форме.)

IX. Первичное закрепление

- Соедините стрелками:

АТЬ               ИЛ

УТЬ               ОЛ

ИТЬ               АЛ

ЕТЬ                ЯЛ

ОТЬ                УЛ

ЯТЬ                ЕЛ

1 уровень. с. 85, упр. 118 (4 первых глагола) Внимательно прочитайте задание.

2 уровень

Ночью вып..л снег.

Ель    готов…лась   накормить птиц и зверей.

Кристальный  иней украс…л ветки березы.

3 уровень

- По картине придумайте предложения с глаголами в прошедшем времени

X. Работа в парах

-У вас на партах

XI. Тест

XII. Итог урока. Рефлексия

- А.П.Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта».  Сделайте вывод по уроку.

- Запишите, как  работал каждый из вас  на уроке. 

Р - … робко

А - … активно

Б - … быстро

О - … очень медленно

Т - … тихо

А - … аккуратно

Л - … лениво

И - … интересно

XIII. Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации