Урок русского языка на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» (4 класс)
Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Создать условия для развития умения распознавать глаголы прошедшего времени и правильно писать их суффиксы.
Задачи:
Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Планируемый результат.
Предметные:
Применять правила правописания глаголов на письме:
Умения:
группировать слова по одной теме и находить «лишние»
находить в словах изученные орфограммы
уметь правильно подбирать орфографические правила к словам с изученными орфограммами.
уметь формулировать тему урока;
обобщить полученные знания;
подбирать глаголы к заданным именам существительным.
совместно составлять предложение с выбранными глаголами;
определять у глаголов вид, лицо, число и спряжение;
подбирать глаголы на заданную орфограмму.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; планирование учебной деятельности.
Регулятивные УУД
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Уметь самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки
Ход урока.
I. Орг. момент
- Я скажу «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, они услышали меня и готовы работать.
- Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
- Доброе утро всем, кому не нравится такая погода, как сейчас за окном!
- Доброе утро всем, кто любит конфеты!
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
“Орешек знаний твёрд, но все же
мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет простой девиз:
« ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”
- Сегодня эти слова будут девизом нашего урока.
II. Мотивация
- К кому сегодня прилетели снежинки?
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
III. Повторение
1. - Прочитайте слова, записанные на доске.
- Поставьте в них ударение
Лежит, слушал, открыл, бежит, задумал, хлопал
- Что в них общего, объединяет эти слова между собой?
(Это глаголы)
- Докажите (обозначают действие и отвечают на вопросы….)
2. -Назовите глаголы с безударной гласной в корне (лежит, бежит)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
3. - Назовите глаголы с безударной гласной в приставке (задумал, открыл)
- Как проверить безударную гласную в приставке?
- Назовите оставшиеся глаголы. (слушал, хлопал)
- Определите их время
- Докажите что это глаголы прошедшего времени. (Отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л)
IV. Вхождение в тему
- В какой части слова они имеют безударную гласную? (безударная гласная находится в суффиксе)
- Знаете ли вы что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени?
- Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени)
- Итак, тема нашего урока: Правописание глаголов прошедшего времени
V. Словарная работа
- Но сначала познакомимся с новым словарным словом
- Посмотрите на доску
(На доске изображены квадраты разных цветов.)
жел |
голуб |
крас |
зел |
оран |
син |
з |
и |
х |
я |
о |
н |
- Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
- Какое это слово? (хозяин)
- Что обозначает слово хозяин? (владелец, собственник)
- Дайте характеристику слову хозяин.
- Со словом хозяин составьте словосочетание глагол п.в. + существительное. Можете использовать слова из словаря.
(езд..л с хозяином)
- суффикс -е или -и нужно написать? Вот с этим сейчас мы и будем разбираться.
VI. Изучение нового.
ЧИСТИЛ
ПАЧКАЛ
ВИДЕЛ
1) - Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.
- Определите время данных глаголов и докажите.
- Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик
- Поставьте ударение.
- Разберите данные глаголы по составу.
- В какой части слова находится безударные гласные?
2) - Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.
ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ
ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ
ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ
- Разберите по составу неопределённую форму.
ЧИСТИЛ—ЧИСТИТЬ
ПАЧКАЛ—ПАЧКАТЬ
ВИДЕЛ—ВИДЕТЬ
3) -Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом -Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.
- Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.
4) - Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ?
(У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме)
5) – Прочитайте правило на с. 85
- Определите, какой суффикс надо написать в глаголе ЕЗД…Л?
(Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму ездил—ездиТЬ
В неопределенной форме суффикс -И перед -ТЬ, значит –И и перед –Л)
- Раскололи орешек?!
VII. Физминутка
VIII. Составление кластера
П.В. Н.Ф.
- Составим кластер.
(Для того чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Выяснить, какой суффикс стоит перед _-ть.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- надо написать тот же суффикс, который стоит в неопределенной форме.)
IX. Первичное закрепление
- Соедините стрелками:
АТЬ ИЛ
УТЬ ОЛ
ИТЬ АЛ
ЕТЬ ЯЛ
ОТЬ УЛ
ЯТЬ ЕЛ
1 уровень. с. 85, упр. 118 (4 первых глагола) Внимательно прочитайте задание.
2 уровень
Ночью вып..л снег.
Ель готов…лась накормить птиц и зверей.
Кристальный иней украс…л ветки березы.
3 уровень
- По картине придумайте предложения с глаголами в прошедшем времени
X. Работа в парах
-У вас на партах
XI. Тест
XII. Итог урока. Рефлексия
- А.П.Чехов говорил: «Краткость-сестра таланта». Сделайте вывод по уроку.
- Запишите, как работал каждый из вас на уроке.
Р - … робко
А - … активно
Б - … быстро
О - … очень медленно
Т - … тихо
А - … аккуратно
Л - … лениво
И - … интересно
XIII. Домашнее задание.