Творческая работа «Тряпичная народная кукла»
В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла»
Цель проекта: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению традиций и обычаев.
Народная тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Представляю вашему вниманию тряпичных народных кукол, созданных мною с участием детей. На каждый месяц календаря мы сделали свою куклу.
Март. Кукла Веснянка
Апрель. Кукла Пасха
Май. Кукла Солнечный конь
Июнь. Кукла Травница.
Июль. Кукла Купава.
Август. Кукла Жница.
Сентябрь. Кукла Зерновушка
Октябрь. Кукла Десятиручка
Декабрь. Кукла Спиридон – солнцеворот
Ноябрь. Кукла Параскева Пятница
Январь. Кукла Коза.
Февраль. Кукла Домашняя Масленица.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаемся мы, изучая народную культуру, стремясь донести до сознания дошкольников драгоценные ее крупицы.
Фото из личного архива
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -
3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Ирина Анатольевна
Рыжая Марина Владимировна
Ирина Анатольевна
Рыжая Марина Владимировна
Бакулина Майя Владимировна
Десяткова Наталья Владимировна