12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фирсова Дина Викторовна3190
Педагог дополнительного образования первой кв. категории. Дизайнер детского театра моды "Отражение".
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

Автор Фирсова Д.В.

Русская тряпичная кукла.

Еще в середине 20 века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

 - она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа, в нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла- знак человечества, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремиться донести до потомков ее драгоценные крупицы. Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути.

Рассматривая старинные куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл.

Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, коса и обыденный или праздничный костюм.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупных тканей – ситца, сатина, кисеи, коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до 20-го века были для деревенских жителей дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся лоскутки бережно сохранялись и использовались при изготовлении игрушек.

Куклы, сшитые из нового лоскута, преподносили в подарок на крестины, именины или в праздники, выказывая родственникам уважение и заботу. В старину на праздник Введения во Храм Богородицы, когда начинались зимние гуляния на санях, маленьким детям и именинницам дарили маленькие санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях.

В Воронежской губернии кукол-лялек преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут: «Чтобы дети были у вас  хорошие да много».

В семье, для своих детей , кукол «вертели» обычно из старого тряпья. Но делалось это не от бедности или из соображений экономии. Считалось , что ношеная материя хранит родовую силу и , воплощаясь в кукле, передает ее ребенку , становясь оберегом. По той же причине новорожденных детей завертывали в нательные родительские рубахи, а пеленки делали из ношеной одежды. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей, вбирали ее силу, имели наибольшее сакральное значение.

Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нити, а не отрезали ножницами. Считалось, что так игрушка сохранит здоровье своей маленькой хозяйке и убережет ее от несчастий.

Часто костюм куклы передавал особенности местного костюма, включал в себя элементы, характерные для определенного сословия, семейного положения. По мельчайшим деталям, незаметным и непонятным нам сейчас, наши предки отличали куклу- невесту от куклы-барыни. Каждая кукла играла свою определенную роль, и менять их не дозволялось.

Сегодня покажется странным, но костюм с куклы не снимался. Это важный принцип: кукла не манекен для переодеваний, а целостный образ . Играя с куклой, девочка в первую очередь осваивала определенные социальные роли, готовилась ко взрослой жизни. Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.   В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более.

Матери, бабушки , сестры делали кукол для самых маленьких. Дети постарше сами мастерили кукол. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления кукол, и начиная с пяти лет простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. Свертывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – и вот простейшая кукла готова. Куклу рассматривали как эталон рукоделия, по ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Изготовление кукол и игра с ними всячески поощрялась. Считалось, что девочка, умеющая хорошо играть с куклами, будет хорошей матерью и женой. В куклы дозволялось играть даже «молодухе», пришедшей после свадьбы в дом мужа.

К игрушкам всегда было бережное отношение. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специальных корзинах, коробах или ящиках. Кукол часто сохраняли до замужества, брали с собой в приданое, передавали по наследству своим детям.

Еще одна особенность традиционной тряпичной куклы – ее безликость. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом, На вопрос почему, деревенские женщины отвечали, что лицо кукле просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

   До наших дней дожила в Воронежской области удивительная традиция изготовления «зольной» куклы. Голову куклы они делают из твердого шарика золы, завернутого в большую тряпицу. Толстенькое туловище пеленают, накладывают груди и плотных шариков ваты и обряжают куклу в яркую юбку и передник.

    В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками – ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок.

    В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками.

    В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека

(с руками, ногами, а позже – лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица.

     С давних времен множество кукол мастерили на Руси. На протяжении нескольких столетий центром изготовления игрушки был подмосковный город Сергиев Посад.

Обереговые куклы:

1. Куватка

2. Ангелочек

3. Лихоманки

4. День и ночь

5. Параскева

6. Вепсская

7. Бабушкина кукла

8. Колокольчик

Обрядовые куклы:

1. Неразлучники

2. Мировое дерево

3. Масленица и «Домашняя Масленица»

4. Коляда

5. Кострома

6. «Кукушечка» и кукла Кукушечка

7. Покосница

8. Купавка

9. Коза

10. Зольная кукла

11. «Козьма и Демьян»

12. Капуста

Игровые куклы:

1. Столбушки

2. Малышок - голышек

3. Барыня

4. Кукла «на выхвалку»

5. «Простоволосая»

6. «Кукла с косой»

7. «Кукла нарядная»

8. Девка-Баба

Кроме того куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые. Название говорит само за себя.

Можно классифицировать куклы по способу изготовления:

1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»)

2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь. (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.

3. Куклы столбушки основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.

4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, зернушка , крупеничка ).

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли;

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя, таким образом кукла выполняет коррекционную функцию;

- изучение культурного наследия народа, воспитание патриотизма;

- приобретение практических навыков работы с тканями.

  Литература.

Горичева Г.М. Куклы, - Ярославль: Академия, 1999.

Дайн Г.Л. Русская игрушка, - М., 1987.

Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, - Культура и традиции, 2007.

Ефимова Л. Русский народный костюм, – М.: Советская Россия, 1989.

Котова И.Н. Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла, - С-Пб, Паритет, 2003.

Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (1)

Васильева Наталия Валерьевна, 23.03.18 в 05:55 0Ответить Пожаловаться
Хорошая статья!Все четко и лаконично! Работа с русской народной куклой очень интересна и продуктивна для детей! Игра с куклой дает массу впечатлений и открытий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.