12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осинцева Ольга Рудольфовна208
Россия, Крым респ., Евпатория

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

 

Мастер-класс «Традиционная народная кукла – тряпичная кукла «Домовушка»

Подготовила: педагог дополнительного образования Осинцева О.Р.


 


 

ЕВПАТОРИЯ

2017

Тема: «Традиционная народная кукла – тряпичная кукла «Домовушка»

Автор: Осинцева Ольга Рудольфовна, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Изостудия «Солнышко» МБОУ ДОД ЦДЮТ « Ровесник».

Дата проведения: 30 октября 2017г. Время проведения: 13.00 -14.00 Место проведения: МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник». Участники: учащиеся детского объединения «Изостудия «Солнышко» Задачи:

- создать атмосферу психологического комфорта и доброжелательного настроения;
- познакомить учащихся с техникой изготовления тряпичной народной куклы и расширить знания в области декоративно-прикладного творчества;
- обучить последовательности действий, использованию методов и приемов техники на примере изготовления традиционной народной куклы – тряпичной куклы «Домовушки»;

-развить творческое воображение, мелкую моторику рук у детей, глазомер, чувство вкуса и стиля;

- привить аккуратность и самостоятельность у детей.

Планируемый результат:

- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приемов техники изготовления народной тряпичной куклы в процессе работы;

- повышение креативности и самостоятельности у детей;

- изготовление традиционной народной куклы – тряпичной куклы «Домовушки»;

- проявление творческой инициативы, фантазии, мышления.

Методическое оснащение занятия:

Методы:
- интерактивный (словесный, наглядный, практический);

- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:
- объяснение;
- консультация;
- рассказ;
- беседа с показом практических действий;

- создание произведений декоративно-прикладного искусства.

Использование наглядности:

- образцы готовых работ выполненные педагогом;

- шаблоны;
- материалы для практической работы.

Материалы и инструменты, используемые в работе:

- Нитки для шитья белого цвета;

- Лоскутки натуральной ткани (ситец) белого, красного в горошек, голубого в мелкий цветочный рисунок;

- Кусочек гипюровой ленты голубого цвета шириной 3 см;

- Кусочек гипюровой ленты розового цвета шириной 2 см;

- Иголка для шитья;

- Ножницы;

- Наполнитель для головы и туловища (поролон или вата);

- Элементы декора (бусинки или декоративный ключик);

- Карандаш, лекало.

- Монетка.

Структура мастер-класса

Вводная часть: Объяснение темы мастер-класса.

Основная часть: Практическая работа.

Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть: Объяснение темы мастер-класса.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с техникой изготовления традиционной народной куклы – тряпичной куклы «Домовушки». Может быть, кто-то уже пробовал делать различные куклы, их разновидностей очень много. Но я надеюсь, что на сегодняшнем мастер-классе вы узнаете для себя что-то новое, мы сделаем традиционную народную тряпичную куклу «Домовушку» своими руками, интересно и творчески проведем с вами это время.

Народные куклы являются частью традиционной народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы – это то, что кукла сохраняет в своем  образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.   Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы   могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С давних времен мастерами было освоено искусство изготовления народных кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Тряпичная кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Давайте познакомимся с историей возникновения игрушек.

Кукла — первая среди игрушек. Ее история уходит в глубокую древность. Изначально кукла служила обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Именно в игрушку, сделанную человеком своими руками, вложена вся его фантазия и душа.

Тряпичные куклы - обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах тряпичные куклы являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками.

Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.

Игрушка всегда была элементом народного быта.  Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному  искусству кукольного рукоделия.

Традиционные русские народные куклы несут в себе черты индивидуальности, в них чувствуется то, что мы называем душой. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. Но очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Своими руками можно сделать настоящую народную куклу – игровую, обрядовую или даже куклу-оберег.

Обрядовые куклы – «Пеленашка», «Берегиня», «Неразлучники», «Мировое дерево», «Столбушка», «Купальская кукла».

Обереговые куклы – «Домовушка», «Зерновушка», «Кувадка». «Десяитручка».

Игровые куклы или игрушки-забавы – «Зайчик», «Мишутка» из лоскута.

Сегодня мы попробуем создать традиционную народную тряпичную куклу «Домовушку», которая украсит ваш дом и станет оберегом, если вы этого хотите.

Домовушка или Благополучница – это маленькая куколка, которую всегда можно взять с собой, положив в сумочку.

В куколке спрятана монетка. Это потому, что Благополучница приносит удачу и благополучие. Если кукла находится дома – она называется «Домовушка» и бережет семью. В доме у этой куколки нет определенного места: ее можно спрятать, а можно поставить на виду.

 

Для изготовления куклы «Домовушки» нам понадобятся:

- Нитки для шитья белого цвета;

- Лоскутки натуральной ткани (ситец) белого, красного в горошек, голубого в мелкий цветочный рисунок;

- Кусочек гипюровой ленты голубого цвета шириной 3 см;

- Кусочек гипюровой ленты розового цвета шириной 2 см;

- Иголка для шитья;

- Ножницы;

- Наполнитель для головы и туловища (поролон или вата);

- Элементы декора (бусинки или декоративный ключик);

- Карандаш, лекало.

Основная часть: Практическая работа.

Этапы выполнения работы:

1. Подготовить лекала. По лекалам вырезать лоскуты необходимой формы.

3 штуки.

2. Берем синтепон или наполнитель, скатываем в шарик. На лоскут белого цвета, положите наполнитель и вдавите пальцем – получится своеобразный «парашют». Это будет голова куклы.

3. Зафиксируйте (замотайте) его по линии шеи нитью.

4. Возьмите деталь круглой формы. Сделайте подгибку 0,4 см и прошейте край швом «вперед иголку». Слегка стяните край. Вложите монетку. Сверху заложите ее наполнителем, стяните край и закрепите вместе с головой куклы.

5. Чтобы сделать руки, сложите лоскут белого цвета.

6. Затем сложите заготовку рук вдвое. Завяжите узел.

7. Приложите руки к голове и примотайте нитью.

8. На заготовку фартука наложите кусочек гипюровой ленты голубого цвета, сверху - кусочек гипюровой ленты розового цвета; примотайте фартук к туловищу на уровне соединения головы и туловища.

9. Опустите руки с головы на туловище. Вложите в руки декоративный ключик, прикрепите его ниткой.

11. Надеваем на голову очелье (повойник) – цветную тесемку вокруг головы.

12. Теперь надеваем косыночку и завязываем.

Кукла «Домовушка» готова!


 

Заключительная часть.

Уважаемые Ребята! После завершения практической работы давайте мы сфотографируем все наши работы и сделаем мини-выставку.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ирина Анатольевна, 15.02.18 в 16:53 0Ответить Пожаловаться
Мне кукла понравилась, стала читать описание, не нашла на кукле ни фартука ни повойника. Упоминаются лекала. Как выглядят? И вообще пошаговых фотографий не хватает.
Людмила, 05.04.18 в 09:59 0Ответить Пожаловаться
Добрый день! С вами согласна. Начало разработки очень понравилось: структура, вводная часть, а вот дальше... Мне , кажется, автор просто не доработал занятие. И еще не указан возраст детей
Чибисова Наталья Владимировна, 05.04.18 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
Ольга Рудольфовна, замечательное начало, интересная тема! Но, в регламенте участия в конкурсе написано: Внимание! Конкурсная работа обязательно должна включать в себя следующее:
1. конспект с подробным описанием всех этапов мастер-класса.
2. фотографии этапов мастер-класса.
Я, к сожалению, не нашла фотографий этапов мастер-класса.
И возраст участников не указан, к сожалению...

Отредактировано 05-04-2018 13:23

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.