12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина О.Л.177
Россия, Башкирская респ., Уфа
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
15

Творческая гостиная «Праздники Руси в зимний период» (для детей старшего дошкольного возраста)



Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников.

Ход:

Педагог - Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с народными праздниками, которые праздновались на Руси зимой. Зимний период времени тоже славится своими праздниками.

- Знаете ли вы, какой праздник мы празднуем 7 января? (Рождество)

- Кто знает, что это за праздник? Может кто-то родился в этот день?

Педагог: Рождество - народный зимний праздник рождения Иисуса Христа. После принятия христианства на Руси праздник Рождество стал народным. На Рождество молодежь, дети начинали колядовать.

- Как вы думаете, что это за действие - колядование?

Колядки - коротенькие песни, в которых славят Христа, желают счастья,

богатства, добра. Колядовщиков нужно было одаривать пирогами,

конфетами, деньгами. (слайды 1-5)

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.

Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.

Следующим по старшинству идет «звонарь». Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

Третьим важным колядующим является «мехоноша». Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

- А давайте мы попробуем изобразить колядовщиков и попоем колядки. (Дети хором читают колядку, повторяя каждую строку за педагогом.)

Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам

По проулочкам, закоулочкам

Нашли коляду у Иванова двора.

Педагог: С такой песней колядовщики подходили к дому. Там их одаривали чем-либо. А если прогоняли, они пели «корительные» колядки. Давайте их попробуем спеть.

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок.

Педагог: Следующий праздник Святки. Знаете ли вы, что за праздник Святки? (ответы детей)

Святки - зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (от 6 до 19 января).

На Святки парни и девушки обычно наряжались в маски. Ряженые ходили по домам, разыгрывали сценки, шутки, пели святочные песни. Важное место в святочных обрядах занимали девичьи гадания.

- Знаете ли вы какие-нибудь гадания?

- Для чего нужны были гадания?

- Что узнавали люди? (ответы детей)

- Желаете ли вы поучаствовать в обряде гадания? (слайды 6-10)

Инсценировка: «Святочные гадания»

На столе: кольца, сережки, броши т. д. Все это накрывают большим блюдом. Водит одна девушка (педагог). Дети рассаживаются в круг и отдают педагогу свой «фант» или колечко. Педагог обговаривает, что слова «Свят вечор!» дети повторяют за ней.

По гуменцу хожу,

Полотенце стелю.

Свят вечор! (дети повторяют)

Да кому мы поем,

Да тому добро.

Свят вечор! (дети повторяют)

Кому достанется,

Не минуется.

Свят вечор(дети повторяют)

Педагог из под блюда вытягивает кольцо.

Педагог: Чье кольцо?

- Будет счастье - в детях.

 

Уж вы саночки - малюваночки,

Свят вечор! (дети повторяют)

Только б сесть на вас

Да поехати

Свят вечор! (дети повторяют)

- Чье кольцо? Быть скоро замужем!

 

Что у стенки сучок,

То и мой мужичок.

Свят вечор! (дети повторяют)

Завалюсь за него,

Не боюсь никого.

Свят вечор! (дети повторяют)

Педагог: Чье кольцо? Муж будет заботливый да надежный.

 

На полице блины

Позаплесневали

Свят вечор! (дети повторяют)

Педагог: Чье кольцо? Быть тебе не замужем еще долго.

 

Сто рублей он тащит

Свят вечор! (дети повторяют)

Педагог: Чье кольцо? Богатая будешь.

Педагог: В конце февраля - начале марта празднуют другой праздник. Как вы думаете какой?

- Пролилось масленице на дороге - уноси, зима ноги!

- Кто догадался, как называется этот праздник? (Масленица)

- Знаете ли вы, что делают на этот праздник? (пекут блины). Это самый веселый,

разгульный праздник. Кто знает, сколько длится праздник Масленица? (7 дней)

- Масленица состоит из трех частей:

1часть: Встреча масленицы. В этот день изготавливали соломенное чучело,

наряжали его. Вокруг него бегали дети и радостно кричали: «Масленица

приехала!». Устраивалось народное гуляние со скоморохами, которые

зазывали народ на площадь.

2 часть: перелом в четверг. В это день был широкий разгул, катались с гор на

санях. Масленицу возили на телеге.

3 часть: проводы Масленицы в воскресенье.

Педагог: Чучело Масленицы сжигали, водили вокруг нее хоровод и пели

песню. Встанем в хоровод и попробуем проводить Масленицу песней. (слайды 11-12)

Инсценировка хоровода (дети повторяют за педагогом)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло - 2 раза

Чтобы все метели разом улетели - 2 раза

Чтобы птички пели, травки зеленели - 2 раза

Небеса синели, и колосья зрели - 2 раза

Ну а все невзгоды, холод, непогоды 2 раза

Зимние морозы, неудачи, слезы - 2 раза

Пусть они сгорают, к солнцу улетают! 2 раза

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! - 2 раза

Педагог: Ребята, скажите, о каких русских зимних народных праздниках мы сегодня говорили?

Какой праздник вам запомнился больше всего?

Что вам показалось в проведении этого праздника самым интересным?

Использованы материалы:

https://cloud.mail.ru

http://uslide.ru/obschestvoznaniya


Здесь будет файл: /data/edu/files/g1452282399.ppt (презентация зимние праздники)



Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.