Творческая работа: Рецензия на прочитанное произведение. Повесть В. Распутина «В ту же землю…»

1
0
Материал опубликован 25 February 2016 в группе

Название работы: Рецензия на прочитанное произведение. 

Повесть В. Распутина «В ту же землю…»

Вид работы: Рецензия

  Сведения об авторе: Панченко Кирилл Евгеньевич, учащийся 9 а класса МБОУ СОШ №1

  Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

 

 

Рецензия на прочитанное произведение.

Повесть В. Распутина «В ту же землю»

   Книги, любимые наши книги. Как прекрасен и загадочен их особый мир, как влечет он к себе нас, читателей, заставляя переживать, радоваться и мучиться вместе с литературными героями. Книги дают человеку успокоение, помогают уйти от повседневной суеты, они вызывают в читателях самые светлые чувства, заставляют рассуждать о добром, вечном.

   Каждый настоящий писатель вкладывает в свое произведение частицу души, он дарит через книгу людям своё тепло, любовь, делится собственными впечатлениями, переживаниями, наблюдения.

   Моим любимым современным писателем является Валентин Распутин. Большое впечатление произвели на меня такие его произведения, как «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии».

   Недавно мне довелось прочитать одну из последних повестей В. Распутина «В ту же землю…». Как и всё творчество писателя, повесть содержит в основе своей мысль тревожную о земле, мире, эпохе непременно в том состоянии, в котором существует в настоящее время. В своих произведениях Распутин всегда поднимал актуальнейшие проблемы современности, его книги полны размышлений об окружающем мире, о роли людей в нём. Большое внимание писатель уделяет и внутреннему, духовному миру человека, взаимоотношению друг с другом.

   Повесть «В ту же землю…» рассказывает о пожилой женщине Пашуте, у которой умерла мать. Денег для похорон у героини не было, и она решает «закопать» старушку в ближнем лесу «наособицу». При первом знакомстве сюжет произведения кажется читателю слишком простым, в некотором роде, даже обыденным. В этом-то и заключается жестокость нашего времени-мы привыкли не обращать внимание на происходящее вокруг, закрывать глаза на чужое горе, смирились и затихли, спрятались в своих квартирах.

   С самого начала повести у меня появилось ощущение, предчувствие чего- то плохого, сама природа предвещала это. Вспомним описание оврага: как зловещий шрам расположился он перед микрорайоном. Обращает на себя внимание и дом, в котором жила Пашута: “дверь в подъезд была сорвана, свет внутри не горел…”. Одиноко светящиеся окна открыто говорили о случившийся беде, вызывали тревогу. Так подготовив, настроив читателей, писатель представляет нам главную героиню повести Пашуту: “Это сытно звучит. И сама ты баба сытная”, - говорили ей.

Всю жизнь женщина проработала в столовых, она совершила «путь в обратном направлении» «от заведующей до посудомойки». В молодости много было у Пашуты  друзей, её жизнь была сплошным праздником. На старости лет осталась она одна: «Кроме Стаса не осталось у Пашуты ни одного человека, кому бы она могла довериться». Да, другие настали времена, многое изменилось: «Время настало такое провальное, всё сквозь землю провалилось, чем жили… Ничего не стало». Так и жила Пашута одна в своей квартире, на зиму привозила из деревни мать, да вот недавно Танька приехала учиться в педагогическое училище. Трудно было Пашуте: ноги совсем не хотели ходить, а хозяйство тянуть надо было, на себя только и надеялась женщина. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, все время жила в деревне, дочь видела редко, и только в последние годы стала приезжать к ней перезимовать. В этот год совсем плохо стало старушке, покидали её силы, холодела кровь. Не думала Пашута, что доживёт мать до весны, так оно и случилось. «Аксинья Егоровна скончалась тихо, во сне. Не пришлось и глаза закрывать». Произошло то, что и должно было произойти, но Пашута не была подготовлена к этому: «Не врасплох и всё равно врасплох». Не смерть матери её ужасала, а «то тяжкое и властное, что надвигалось теперь со смертью, то, как обладить двухдневные проводы до окончательного прощания». Не было у Пашуты денег на похороны матери, просить она не хотела, да и не у кого было просить. Решила тогда женщина нарушить не ею придуманные правила. «Против чего – то слишком серьёзного и святого выступила Пашута». Осознание этого приносит женщине великие страдания, она мучается от задуманного ею, ищет выхода, но его нет.

   Не случайным в повести я считаю образ Таньки, пятнадцатилетнего подростка. Вспомним фразу в начале повести: «С нею как-никак просветлела жизнь. Вот почему в семье нужны дети». Танька помогла увидеть Пашуте доброту, нежность, именно она вызвала в женщине самые светлые чувства. Запомнилась мне и сцена объяснения Пашуты с девочкой: «Бабушку я буду хоронить наособицу… Ни матери, ни кому другому я не дала знать… И ты покуда молчи». Не понятна мне строгость, холодность женщины в ответ на отчаянный порыв девочки. Зачем она скрыла свои чувства, старалась быть сильной, зачем обманывала себя? Мало было в жизни Пашуты ласки и тепла, рано покинула она родительский дом, потом полностью ушла в работу, некогда было думать о чувствах. Вот и не научилась женщина выражать своей любви, как что-то слабое и позорное прятала она её в глубине себя.

   После встречи со Стасом Пашута поняла, что к «ним» не пробиться, да и не с чем ей туда идти, где придётся унижаться и просить. Другое дело в деревне: «Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих… и весь обряд был бы дорогой к родителям, а не хождениям по мукам, по хищникам-разбойникам, наживающихся на смерти». Пашута решает своими, доступными ей способами противостоять сложившейся системе, и вместо «хождений по мукам», она выбирает преступление перед Богом, который, по её словам, простит: «Ему ещё многое предстоит прощать…».

   Место для могилы Пашута выбирала вместе с Сергеем. И вот пришла ночь, на улице моросил осенний холодный дождь. Маленькая «похоронная процессия» двинулась в путь, предстояло ехать в ближайший к микрорайону лес. Могила была заготовлена заранее. Пашута села поодаль. Она перестала чувствовать, мысли ползли, словно сонные мухи, одно заботило её: «Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле!»
   А природа плакала, прощаясь с Аксиньей Егоровной, совсем незаметно пошёл снег: «Её открытое, успокоенное, сухое лицо было подставлено небу. На лицо падали снежинки». Господь простил Пашуту, откликнулся на её неумелые молитвы.

   На протяжении повести природа очень остро реагирует на все происходящее с героями. Вместе с ними она плачет дождем, «от фтора на десятки и сотни вёрст вокруг чахли леса», «никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму».

   Именно в этом заключается, на мой взгляд, художественная своеобразие повести. Распутин, умело описывая картины печальной, уставшей природы, показывает и то духовное состояние, в котором находится наше общество. Люди, словно в тумане, живут в наши дни, делая все по привычке, по инерции, они идут, как по заколдованному кругу, и нет просвета впереди. Писатель очень точно и ярко отразил тяжёлое состояние, нечеловеческие усилия, в которых приходится жить многим из нас.

   Но над всей природой и миром стоит Бог, только ему дано право прощать, и только он может помочь нуждающемуся обрести душевный покой. И неслучайно в конце повести Пашута входит в храм, в первый раз в своей жизни.

   Повесть оставляет тяжёлое впечатление. Слишком долго замалчивалось то состояние, в котором находится современная нравственность. Стремление к накопительству лишила многих духовности. Почему это произошло? Кто ответит на вопросы, поставленные Распутиным в повести? И когда это произойдет?

Комментарии
Комментариев пока нет.