Презентация на тему «Творческий потенциал личности» (5–11 классы)

3
1
Материал опубликован 2 March

«Личный творческий потенциал обучающихся (человека) и его реализация в школьном медиацентре» эффективный алгоритм создания медиацентра Автор: Литвинчук В.В.

Творческий потенциал это совокупность индивидуальных личных качеств человека, благодаря которым он развивается и создаёт, творит что-то новое, необычное, значимое. Это креативность, благодаря которой мы отклоняемся от стереотипов и находим новые, нестандартные решения. В процессе творчества мы создаём качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество —это уникальность его результата.

Творческий потенциал Творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению». Говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельностит вводятся мотивационные параметры. Творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями. Творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.

творчество Творчество (по В.И. Андрееву) -один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступить в любой сфере человеческой деятельности. ( в том числе мелийной или даже в большей степени. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, творческих. Поэтому все люди одарены в той или иной степени.

Виды творчества Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие: • опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи; • продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; • процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является получение нового знания или открытия; • процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования; • научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег; • имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития; • часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

Виды творчества Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса. Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности: • опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление; • главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение; • реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания – искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.); • рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

Виды творчества Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспринимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст). Литературное творчество - это технология передачи эмоциональной и чувственной системы (психологического состояния) автора другим людям. Литература, как один из видов духовного творчества, способствует развитию мышления человека.Потребитель литературного творчества перенимает все лучшее и нужное ему в данный момент для настройки и развития собственной эмоциональной сферы. Производитель литературного творчества кроме формирования творческого продукта систематизирует и совершенствует свою эмоциональную сферу. Более того они корректруют личность. Поэтому хорошие литературные произведения так же ценны и полезны, как и научные, а может даже более.

Виды творчества Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса. Частным видом педагогического творчества является импровизация – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

сущностные характеристики творческого потенциала 1. Многоуровневость содержания: широкий:  всеобщее свойство развивающихся психических сил; промежуточный:  за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, узкий:  на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации. 2. Диалогичность. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. 3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, или придавать им искаженную форму. 4. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности/ 4. Как любое системное образование творческий потенциал имеет собственную структуру. Целесообразным является рассмотрение структуры творческого потенциала как совокупности: - собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности): -  мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности, и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов): -  когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала Расширение сенсорного опыта . Оно идет за счет игрушек, организации внешней среды, но главным образом за счет контактов с взрослыми. Так, уровень развития интеллекта и творчества прямо и высоко коррелирует с количеством взрослых, которые окружали ребенка и контактировали с ним до года. Дифференциация лиц, голосов, форм общения с взрослыми, являющимися главным источником информации для детей, способствовали развитию у него дифференцировочной чувствительности. К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят также наличие образца для подражания в среде взрослых. Ожидания взрослых.  Взрослые обычно создают себе некий образ ребенка, ученика, который существует в реальности и который они хотели бы сформировать. Психологами был проведен очень интересный опыт. Обследовав уровень психического и интеллектуального развития детей в классе, они выбрали наиболее слабо развитых из них и сказали педагогам, что по их данным эти ученики через год должны проявить в чем-нибудь выдающиеся успехи. Конкретной области для проявления ученикам просили не сообщать. Через год эти ученики действительно показали успехи в разных областях. Просто педагоги стали ожидать от них проявления успехов и фиксировали своеобразное, индивидуальное отличие от других, от стандартов. Включение в социально- и индивидуально-значимую необходимость. Главным побудителем творчества, является необходимость, значимость для всех и для каждого индивидуально. Именно сочетание индивидуальной и социальной значимости оптимально. Общественная и социальная значимость людей, умеющих «мыслить и творить» в стране, определяет ее престиж и благополучие. «Просто так, для себя» человек не склонен развиваться прежде всего потому, что каждый считает себя достаточно умным и творческим. Поэтому должны создаваться условия, побуждающие к саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Творческий потенциал Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту. Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности. Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Привлечение обучающихся «группы риска» с деструктивным поведением к работе в медиацентре Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети оказываются на улице. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Все это способствует тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей. Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлечение детей во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По данным мониторингов, средний показатель учета детей «группы риска» в образовательной организации составляет - 2,2% учащихся от общего контингента. Классные руководители и члены Совета родителей класса изучают социально - экономический статус семей обучающихся: рейды в семью, беседы с учениками и родителями (законными представителями), анкетирование.

Привлечение обучающихся «группы риска» с деструктивным поведением к работе в медиацентре Специалисты социально – психологической службы составляют социальный паспорт школы и осуществляют социально – психологическое сопровождение обучающихся из социально - неблагополучных семей. С родителями данной категории индивидуально работают координатор профилактической работы школы, заместители директора, педагог - психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя – предметники, школьный инспектор. Педагогический коллектив оказывает помощь родителям (законным представителям) в воспитании и обучении детей. Нужно отметить, что привлечение детей «группа риска» и СОП  в учреждения дополнительного образования — задача не простая. Связано это с низкой мотивацией детей на успех или на самовыражение, педагогической запущенностью и где-то генетической предрасположенностью к определенным качествам личности. В связи с этим, главная задача — приобщить детей учетных категорий к многообразию видов человеческой деятельности в практической плоскости, другими словами «попробовать все своими руками». Этот метод дает результат: у детей появляется некая заинтересованность или интерес. Чтоб поддержать интерес, необходима индивидуальная работа с каждым ребенком.

Способы вовлечения Индивидуальная беседа, консультация. Узнаем о жизненном опыте ребенка и разрабатываем для него рубрику. Ведем его. Включение в деятельность с другом. Один записывает, другой рассказывает о своем опыте. (могут быть глупости, параллельно проводим просветительские и профилактические беседы). Можем сделать рубрику «Из жизни улицы...», отслеживаем ее. Включение в группу детей постепенно. Сначала он просто говорит постановочно одно-два предложения. Потом начинает вести свою рубрику и т. д. Для такого ребенка обязательно переработка информации, умение говорить с ним на его языке, то есть сленговом и переход с литературному языку. Самостоятельное ведение рубрики под контролем.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный опыт!

4 March

Похожие публикации