ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АУЛЫ ДАГЕСТАНА – ЛИЦА, ИСТОРИЯ, ФАКТЫ»
МБОУ СОШ №46
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«АУЛЫ ДАГЕСТАНА – ЛИЦА, ИСТОРИЯ, ФАКТЫ»
Выполнил ученик 2 класса:
Пирбудагов Карим
ИСТОРИЯ СЕЛЕНИЯ БАРШАМАЙ.
БАРШАМАЙ – предгорный населённый пункт, расположенный в пяти километрах от райцентра МАДЖАЛИС в южном направлении.
Интересна и богата история происхождения села. Село БАРШАМАЙ образовалось путём слияния двух небольших сёл БАРША и МАИ, которые и до последнего времени разделены небольшим оврагом «Иргьмалакъатти».
Село БАРША возникло в том месте, где раньше было три небольших села. Одно из них – ТАТИЛАНТЛА ШИ находилось возле родника «Тате гIяниц». Оно было очень маленькое ( всего 7-8 домов). Все жители этого села были из одного рода ( из рода Муталиповых). Жили они очень бедно. Рассказывают, что здесь когда-то проходили купцы с караваном. У них не осталось еды, и они попросили у жителей ТАТИЛАНТЛА ШИ немного еды. Но у жителей не оказалось даже столько зерна, чтобы наполнить ножны кинжала. Так эти купцы, не получив от жителей ничего, не смогли продолжить путь и остались в этом селе. Голод брал верх. Купцы начали умирать. Перед смертью они прокляли это место. Умирали с голоду и сами жители. Жизнь здесь стала невозможной, поэтому оставшиеся в живых переселились в другое место «Хьарша» и стали их называть «хьаршанти». В тех местах, около родника «Бириша»(его и сейчас так называют),
жили люди, которые себя называли Баршанти. Здесь было 5-6 хозяйств. Жили они очень бедно. Эти жители, говорят, из рода Исмаиловых и Качмасовых. Позже они тоже переселились в «Хьарша». Ещё было десять хозяйств около родника «НизбалагIяниц».
Жители занимались земледелием и животноводством. Они были из рода Ахмедовых. Вскоре они переселились в «Хъарша».
А там, неподалёку от родника «Улла гIяниц», что в переводе означает «Родник от сглаза», жили 4-5 хозяйств из рода Исакадиевых. Так образовалась «Хъарша». И вот в 600-м году «Хьарша» и «Хъарша» получили название «БАРША», что означает «Солнечное село». Название дали такое потому, что село расположено на солнечной стороне.
Село МАИ. Об образовании этого села рассказывают следующее: здесь раньше находилось небольшое село, из 10 хозяйств, «Хъархъу». Жители этого села были не очень бедные, но и не богатые. Говорят, что там в то время останавливались грузины. У них было серебро, золото. Те, кто остались здесь, были названы «Гуржинкьякьяганти». Они были предками Ахмедбековых. А вот у родника «Хьарша шине»
проживали люди из рода Арсланбековых. Они, говорят, были очень сильными. О них сложилась такая легенда. В том месте у родника был камень, на котором женщины стирали. Однажды под вечер, когда отец Арсланбека повёл лошадь на водопой, у родника он увидел «Ал-масти» (сатана), которая стирала. Она была ростом в три метра. Стопа ноги её была около метра. Волосы её касались земли. При виде её, лошадь попятилась назад. Чтобы лошадь подошла поближе к водопою, отец Арсланбека ударил её кнутом. Лошадь встала на дыбы, а затем ударилась копытами о камень. На этом камне остались следы копыт. Этот камень сохранился и до настоящих времён. А ещё говорят, что отец схватил её за волосы и оторвал клочок. С тех пор мужчины этого рода умирают в расцвете сил. Потом, подумав, что на новом месте им будет лучше, они переселились в МАИ. И вот путём переселения рода Ахмедбековых и Арсланбековых образовалось новое село «МАИ». Так назвали его потому, что здесь росло много Маина (боярышника). В 1936 году эти сёла «БАРША» и «МАИ» объединились и образовалось село «БАРШАМАЙ».
По преданиям село несколько раз подвергалось нападению. Конный отряд турок напал на село. Отряд был настолько большой, что не было видно его конца. Когда отряд турок дошёл до места «КъукъуцIа пир», лошади встали как вкопанные, испугавшись чего-то. Вдруг что-то стащило командира с седла и бросило изо всех сил на землю. Как не пытался командир, лошадь не сдвинулась с места.
«КъукъуцIа пир»,
Воины, увидев всё это, испугались и со словами «Къавкъаз – Марахваз» покинули село. Нападение на БАРШАМАЙ было совершено и белогвардейцами (до 1917 года). На долю баршамайцев, по воспоминаниям старейшин, выпало немало трудностей. Но любовь друг к другу, дружба помогли им выстоять.
Святое место в с.Баршамай, где течёт святая вода.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ с.БАРШАМАЙ.
СТАРИННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Одежда мужчин и женщин, в то время, была простая – в большинстве случаев ручной работы. Мужская обувь шилась из кожи буйвола или коровы и называлась – «Къачалай» - мягкие сапоги и чулки из сафьяна. Мужчины носили одежду вроде шинели «Валжагъ». Женщины носили платки ручной работы «Ашмаг» (похожий на платок, который носили кубачинские женщины) и он считался очень ценным. Платье шилось из простой ткани.
Одежда богатых отличалась от одежды бедных. Она шилась из шёлка. Богатая девушка имела три платья из шёлка(Дарайла) и два платка (Ашмаг).
Девушек из МАИ не выдавали замуж за парней из БАРША, так как считали их бедными.
Жительница села МАИ вспоминает, что мать не хотела выдавать её замуж за парня из БАРША, так как он был бедным. Она говорила дочке: «Къакъба гузбигара хъу акарти, къяна гьабигара к калка акарти угьал гьалбецIгванти рирсбира, ца кьуршбаб хъалира, мяратква дила рирси».( Куропатки нырнуть у них поля нет, вороне сесть дерева нет, четыре дочки как волчицы, старый дом-развалюха, не выходи дочка).
Национальный костюм сохранился и до наших времён. Современный национальный костюм состоит из чухты, вачаг (штаны) и платья.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ с. БАРШАМАЙ.
До установления советской власти в селе, в основном, были трудовые праздники. Это начало и конец основных работ на полях. Самым большим праздником села был «АХЪАЛА АРЦIИ» (ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК).
Все мужчины села собирались и уходили на виноградные поля и в сады и уводили с собой скот. Они делали обрезку, подвязку и рыхление виноградной лозы, обрезку плодовых деревьев. Они оставались там целый месяц, а то и
больше, пока не закончатся полевые работы. Женщины оставались дома, приводили в порядок дома, а вечером собирались вместе, пели, танцевали. К концу работ на виноградниках женщины готовились к встрече мужчин. По поводу их возвращения в селе устраивали большой праздник, на который приходили со своими угощениями. На нём пели, танцевали, веселились.
После сбора урожая девушки и женщины села собирались у сушилки, резали яблоки, груши и надевали их на нитки и сушили. Вся работа сопровождалась песнями, танцами и обработкой льна.
Жители с. БАРШАМАЙ
БУДУЩЕЕ СЕЛА В ИХ РУКАХ.
Среди них есть и мой дедушка Пирбудагов И.П.
С. БАРШАМАЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.
БАРШАМАЙ В ЛИЦАХ И ИМЕНАХ.
Гордятся жители села БАРШАМАЙ своим односельчанином –героем Советского Союза – Алисултановым Султаном Кадирбековичом.
Алисултанов Султан Кадирбекович– командир батареи 547-го Пинского ордена Кутузова 2- й степени армейского полка( 61-я армия, 1-йБелорусский фронт, лейтенант).
Родился 10 июня 1916 года в с. БаршамайКайтаго – Табасаранского округа Дагестанской области, ныне в составе Кайтагского района РД. Из семьи крестьянина. С 12 лет трудился на предприятиях и в колхозе. Только в возрасте 19 лет окончил начальную школу в 1935году. Работал бригадиром в колхозе, секретарём комсомольской организации колхоза. В 1938 году поступил в Махачкалинский медицинский техникум. В октябре 1939 годапризван на срочную службу в Красную Армию. Служил в 600-м стрелковом полку 147-й стрелковой дивизии Киевского и Одесского военных округов.
Сержант Алисултанов С.К. –участник ВОВ с августа 1941 года – участник оборонительных операций на юге Украины, командовал стрелковым отделением.
В 1942 году окончил курсы подготовки комсостава артиллерии Южно-Уральского военного округа. С 1942 года – вновь в действующей армии ВОВ. Воевал на Южном, Юго-Западном, Центральном, Брянском, 1-ом Белорусском фронтах. Командир огневого взвода, затем – командир миномётной батареи. Участник Курской битвы, Орловской операции, битвы за Днепр, Белорусской, Прибалтийской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской наступательных операций. Был ранен. Член ВКП(б) КПСС с1944 по 1991г.
Командир батареи 547-го миномётного полка (61-я армия, 1-ый Белорусский) лейтенант Алисултанов С.К. проявил личное мужество и отвагу в ходе Берлинской наступательной операции. 17 апреля 1945 года он одним из первых в полку под огнём противника на подручных средствах форсировал Одер южнее города Швед (Германия). С первых минут боя по захвату плацдарма установил связь с миномётными батареями своего полка и точно корректировал огонь миномётов. Когда на плацдарм переправилась его батарея, возглавил её действия. Выявил и быстро уничтожил наиболее опасные огневые точки противника, чем способствовал стрелковым частям в расширении плацдарма. До исхода дня под его командованием миномётчики совместно с пехотинцами отбили несколько контратак превосходящих сил врага. Плацдарм был удержан и расширен, а по мере переправы на него основных сил дивизии сыграл большую роль в прорыве немецкой обороны. За образцовое выполнение боевых заданий указом Президиума Верховного совета от 31 мая 1945 года лейтенанту Алисултанову С.К. присвоено звание героя Советского Союза с вручением «Ордена Ленина» и медали «Золотая звезда». В августе 1946 года
уволен в запас. Майор запаса.
Вернулся в Баршамай, в1946-1947 годах зав.военным отделом Кайтагского района ВКП(б), затем был направлен на учёбу. В 1949 году окончил Краснодарскую межобластную партийную школу. В 1949-1951 годах – второй секретарь Кайтагского райисполкома ВКП (б), затем вновь убыл на учёбу. В 1954 году окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС.
С 1955года – председатель исполкома Кайтагского района совета депутатов трудящихся, затем – первый секретарь Кайтагского райкома КПСС. С1961года – директор плодоконсервного завода в с. Маджалис. Выйдя на пенсию, активно занимался ветеранской и воспитательно-патриотической работой. Скончался в 2000 году. Похоронен на аллее Героев Воинского кладбища г. Махачкалы.
Награждён орденами: Ленина ( 31.05.1945г.), Александра Невского (15.04.1945г.), Отечественной войны 1-ой (11.03.1985г.) и 2-ой(07.01.1945г.) степени, Трудового Красного Знамени, Красной звезды (17.08.1944г);медалью «За боевые заслуги» (08.01.1944г.)
Памятник Герою установлен на родине.
АФГАНЦЫ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ.
1.Бибалаев Набибулла Ш.
2.Баласиев Залибег З.
3.Темирбулатов Абдула М.
4.Рамазанов Рамазан А.
5.Газиев Али Г.
6.Рашидов Магомед К.
7.Рашидов Умалат Ш.
8.Мусаев Ильяз М.
УЧАСТНИКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС.
1.Джунайдиев Газиали Г.
2.Качамкадиев Качамкади М.
3.Абдурагимов Эльдархан К.
4.Абакаров Рамазан А.
УЧАСТНИКИ ЧЕЧЕНСКИХ СОБЫТИЙ.
1.Качамкадиев Тагир М. 5.Исабеков Нурмагомед А.
2.Абакаров Темирхан Г. 6.Магомедов Ислам А.
3.Магомедов Магомед И. 7.Абакаров Максим Б.
4.Мирзабеков Мирза 8.Алиев Нариман Х.
В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ.
Абакаров Абакар Темирбулатович – кандидат политических наук. Сейчас работает в министерстве национальной политики.
В ОБЛАСТИ НАУКИ.
Мустафаев Гасан Абакарович – доктор, профессор технических наук.
Мустафаев Гусейн Абакарович – доктор, профессор технических наук.
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ.
Алишихова Цибац Магомедовна – «Заслуженная артистка РФ», «Народная артистка РД».
Магомедова Загра Муталиповна – «Заслуженная артистка РФ».
В ОБЛАСТИ СПОРТА.
ВАГАДОВ РАБАДАН ОСМАНОВИЧ – мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РД, чемпион и рекордсмен Киргизской ССР-1966г., участник и призёр 4-ой Спартакиады народов СССР-1967г., чемпион юга России-1973г, 15-ти кратный чемпион Дагестана 1968-1985гг.
ПИРБУДАГОВ АРИП МАГОМЕДИМИНОВИЧ – старший тренер сборной команды ХМАО, заслуженный тренер Украины, отличник физической культуры и спорта России, заслуженный тренер России, судья международной категории. Его воспитанники становились чемпионами и рекордсменами СССР, России, Мира и Олимпийских игр.
ГАЗИБЕКОВ РАСУЛ М. – чемпион ДАССР по тяжёлой атлетике-1968г.
СУЛТАНБЕКОВ ЮСУП ТЕМИРБЕКОВИЧ – заслуженный работник физической культуры РД.
Петренко Наталья Борисовна
Пирбудагова Людмила Ивановна