Творческий проект «Легко ли быть сказочником»

1
0
Материал опубликован 20 April 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова»

Проект по литературному чтению:

«Легко ли быть сказочником?»

 

 

Работу выполнили:

учащиеся 4 «б» класса:

Фоменко Алена,

Ушнурцева Диана,

Тарасенко Дима,

Смирнова Елена,

Никанова Анастасия.,

Карпова Полина,

Ермолаев Максим,

Горбунков Никита

Руководитель проекта:

Берсенева Т.Г.,

учитель начальных классов
 

 

Кадуй.2017 г.

Содержание

1.Введение_________________________________________________стр

2.Основная часть____________________________________________стр

2.1. Теоретическая часть______________________________________стр

2.2 Практическая часть_______________________________________стр

3.Вывод_____________________________________________________стр

Заключение_________________________________________________стр

Литература__________________________________________________стр


 

I. Введение

В программе начальной школы по литературному чтению большое внимание уделяется сказке как литературному жанру. Рассматриваются виды сказки, раскрываются законы волшебной сказки, отличительные особенности, ее структура и композиция. При изучении сказки Г-Х. Андерсена «Чайник» одно из заданий предполагало составление сказки «по аналогии». Учащиеся нашего класса были заинтересованы этим видом работы. Не секрет, что все дети любят сказки, многие их даже сочиняют, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Мы решили, что знание этих секретов поможет составить сказку по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Вид проекта: творческий

Продукт проекта: книга «Наши волшебные сказки».

По количеству участников: проект групповой.

По продолжительности: краткосрочный (срок реализации 2 недели).

По характеру контактов между участниками: внутриклассный.

Цель проекта: Развитие умения выделять отличия авторской волшебной сказки от других видов сказок, составление своих сказок по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Задачи проекта:

Изучить особенности построения волшебной литературной сказки;

Узнать из словарей значение слова «аналогия»;

Развивать умения анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Создать книгу «Наши волшебные сказки».


 


 

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

1. Особенности построения волшебной литературной сказки.

Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором.

В ней изображаются:

- вымышленные, невероятные события и сказочные герои;

- повествование от лица рассказчика;

- он повествует о том, что видит и слышит;

Авторские сказки – зависят от фантазии автора. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы.

Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используются лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Таким образом:

Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

2. Что обозначает слово «аналогия»?

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Пример: Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. (Толковый словарь Ожегова.)

Аналогия –

1) Сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.
2) Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-либо отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).( Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Таким образом: аналогия - это подобие предметов или явлений в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Создать текст по аналогии- значит используя новых сказочных героев, их жизненные истории создать новый текст, поддерживая главную идею, мысль авторского текста.

2.2 Практическая часть.

1. Работа в группе.

Работая в группе мы продумали систему вопросов для помощи в создании сказки об обыкновенном простом карандаше:

1.Выберем простой, привычный предмет (н-р простой карандаш);

2.Какой у него характер (скромный, спокойный, добрый);

3.Где и с кем он живёт? (в пенале с ручкой и ластиком);

4.Как вы думаете какие его соседи?

5.Как они к нему относятся, как ему живётся с ними рядом?

6. О чём он мечтает? (быть цветным карандашом, оставить яркий след в жизни, раскрасить весь мир, завидует, что цветные карандаши живут в коробке, они братья, их много, они помогают и дополняют друг друга);

7.Какая проблема у карандаша? (он не верит в себя);

8.Кто ему может помочь? (старая ручка, у которой уже кончается паста, разоткровенничалась с карандашом);

9.Какие она могла дать ему советы? (загляни поглубже в себя, у тебя тонкий ум, только нужно постоянно его оттачивать, у тебя доброе, мягкое сердце, ты поможешь любому человеку сделать пробный рисунок, пометку. Каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде, главное, что у тебя внутри);

10.Концовка сказки (так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. он был в руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие ошибки.

После групповой работы мы самостоятельно подготовили сказки, которые и послужили нам для создания книги «Наши волшебные сказки».

2. Индивидуальная работа. Создание сказок.

Садовый гномик.

В одном саду старого садовника был гномик, да не простой, а садовый. Гномик был застенчивый и скромный. Вот как-то раз он думает:

-Вдруг дождь и ветер испортят меня и я стану не нужным? Наверно люди выбросят меня, ведь я создаю красоту и нужен только для этого!

Но старая роза ответила своему другу: -Не беспокойся! Это мы завянем и нас срежут садовыми ножницами, а ты простоишь много лет, ведь у тебя такая красная шляпка, что так и хочется смотреть на неё. Гномик задумался. Он решил, что роза действительно в чем-то права. Ведь ему совсем немного лет и он ещё долгое время будет украшать цветник и защищать его от маленьких птичек. А ведь для него было так важно – приносить пользу и быть нужным садовнику.

 Горбунков Никита.


 

Золотая рыбка.

Жила-была золотая рыбка. Жила она в аквариуме, вместе с другими рыбками. Она любила хвастаться перед другими своей красотой и умением великолепно держаться на воде. А про то, что если на неё долго не будет попадать свет и она побледнеет, совсем позабыла. Вот однажды в аквариум привезли скалярию по имени Призрак. Она любила темноту и поэтому включать свет стали редко. Золотая рыбка начала бледнеть. Сначала она расстроилась, а потом узнала, что может светиться в темноте и осталась любимицей хозяев.

Ермолаев Максим.

Плюшевый зайчик.

Жила- была девочка Марина. Была у неё любимая мягкая игрушка. Зайчика звали Пушистик. Играла Марина с Пушистиком целый день. Но на день рождения ей подарили мягкую игрушку. Это была прехорошенькая коричневая собачка. И девочка забыла про зайчика. Но однажды к девочке пришли подружки и случайно разорвали собачку. Девочка сильно плакала и вспомнила про зайчика, который пылился в коробке с другими игрушками. Марина стала искать его, зайчишка лежал на самом дне коробки. Девочка попросила прощения у своей любимой игрушки и больше уже никогда с ним не расставалась.

Карпова Полина.

Золотистый галстук.

Жил-был гордый галстук. Он хвастался своей красотой перед другими галстуками, которые висели в шкафу. Ведь хозяин надевал их гораздо реже! А вот золотой галстук часто вместе с хозяином посещал разные важные мероприятия и праздники. Но однажды хозяин купил себе новый галстук и больше уже не вспоминал о старом, золотистом. Вот тут-то галстук и обиделся, ведь он считал себя самым красивым! Прошло три месяца и хозяину надоел старый галстук. Он вспомнил о своем любимом золотистом галстуке. На свадьбу своей старшей дочери хозяин выбрал старый золотистый галстук. Он даже разговаривал с ним как со старинным приятелем. Конечно галстук простил его, ведь он опять стал нужен своему хозяину. А главное для вещи- приносить радость и быть нужным людям.

Никанова Анастасия.


 

Старая шариковая ручка.

Жила-была ручка. Её купили в магазине. Как-то раз в ней закончилась паста. И стала думать ручка:

-Выбросят ли меня и купят новую, яркую и совсем не погрызенную шаловливым щенком? А может быть купят пасту, чтобы я смогла снова писать, ведь я пишу очень красиво и без ошибок? Ручка долго думала и решила узнать мнение карандаша. Она очень боялась, что он посмеётся над ней, ведь они не были друзьями.

-Как ты думаешь, что со мной будет?

Карандаш ей ответил:

-Не переживай! Ты очень красивая! Ты у девочки Леночки самая-самая любимая!

Три дня они переживали, ведь они не знали, как сложится судьба старой ручки. А на четвертый день Леночка купила новую пасту для своей любимой ручки.

Шариковая ручка была счастлива. Ведь она снова нужна своей юной хозяйке! Да и жизнь теперь не казалась ей такой одинокой, ведь у неё появился друг-карандаш.

Смирнова Елена.

Старая кукла.

Жила-была девочка и была у неё любимая кукла Алёнушка. Шли годы, эта девочка выросла и родилась у неё своя дочка. Мама подарила Алёнушку своей дочке, она с ней все время играла. Но на день рождения девочке подарили новую куклу Барби. А Алёнушку посадили в угол и все про неё забыли. Обидно было Алёнушке! Однажды к девочке в гости пришли подружки и случайно сломали новую куклу. Долго плакала маленькая девочка. Как вдруг мама опять принесла ей Алёнушку. С тех пор девочка никогда больше не бросала свою любимую старую куклу. Она причёсывала её, одевала, мыла, шила ей прекрасные наряды. А Алёнушка нисколько не обижалась на свою хозяйку, она снова была самой счастливой куклой в мире!

Ушнурцева Диана.

Старый друг.

Жил-был плюшевый мишка. Он был старый. Через ветхую, истертую ткань виднелись опилки. Одно ухо у мишутки было оторвано, и с ним давно уже никто не играл. А рядом с ним сидел новенький, красивый медведь. Его подарили девочке Марусе на Новый год. Он пел песенки на английском языке и читал сказки. Маруся целый день играла с новой игрушкой. Напротив старого мишки сидела его добрая приятельница собака по кличке Баранка. Она очень печалилась и думала, что о старых игрушках уже никто не вспомнит. Однажды старый мишка упал с полки. Девочка заметила это. Оказалось, что у медведя оторвалась лапа. Братишка велел выбросить мишутку на свалку. Марусе стало до слез жаль старого друга. Она отнесла его маме. Мама вспомнила историю своего детства. Ведь она так долго играла с этим мишуткой. Было время, когда они не расставались ни на минуту! Вместе мама и дочка починили игрушку. Теперь девочка не делит игрушки на старые и новые. Ведь так замечательно, когда тебя окружают старые добрые игрушки-друзья!

Фоменко Алена.


 

Пылесос.

Жил-был пылесос. Жил он среди других бытовых приборов. Он считал себя самым полезным и незаменимым. Он хвастался своей длинной трубой и пластмассовыми колёсиками. Но однажды, когда мама пылесосила ковер, отключили электричество. Что-то где-то замкнуло и, неожиданно для себя, пылесос сломался. Хозяйка решила не тратить денежки на ремонт и купила себе новый современный агрегат. Старый пылесос муж хозяйки отвез на свалку за город. Пылесос грустил, переживал. Он стал ржаветь и чуть окончательно не упал духом. Но однажды его облюбовала дружная мышиная семья. Теперь в пылесосе живут мышки. Старый пылесос перестал грустить – ведь он опять приносит пользу. Как хорошо, когда у старой вещи появляется вторая жизнь!

Тарасенко Дмитрий.

3. Индивидуальная работа.

Иллюстрирование своей сказки. Создание книги с рисунками авторов.

3. Вывод

- В ходе работы над проектом изучили особенности построения литературной сказки, узнали из словарей значение слова «аналогия».

- Проанализировали сказку Г-Х. Андерсена «Чайник», составили вопросы-помощники для сочинения сказки на примере истории про простой карандаш;

- закрепили умение работать в группе, создали сказки и проиллюстрировали свои произведения;

- выполнили презентацию для представления своей работы, оформили книгу «Наши волшебные сказки»;

-Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал : «Сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»;

 Заключение

Сказки создавались авторами для детей и взрослых. Они очень любимы не только детьми, но и взрослыми. Ведь в них и развлекательный характер, и особый тон, и веселое сочетание слов, и выдумка, и насмешка, которые делают сказки интересными. Они помогают различать правду от лжи, выявлять людские пороки, открывать мир чудес. В каждой сказке добро побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте, справедливости и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений; просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка обладает целебными свойствами. Мы многому научились у сказочных героев.

Литература

1.Г-Х. Андерсен «Чайник» (уч. «Литературное чтение», авт. Л. Климанова, В. Горецкий, изд. «Дрофа» -2011г, 4 класс)

2.С. Ожегов «Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений», Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г. 
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.