Проект по технологии «Светильник комнатный "Африка"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа№19
Проект по технологии
Светильник комнатный «АФРИКА»
Работу выполнил
ученик 8 класса «А »
МБОУ оош № 19
Шлык Александр .
Руководитель:
учитель технологии
Косов А.Е.
Ногинск ,2015 г.
1.Выбор и обоснование темы проекта.
Приближается мамин день рождения , и я хочу сделать ей подарок. Я задумался, что же ей подарить? Занимаясь выпиливанием из фанеры, я понял, что смогу сделать подарок своими руками. В мечтах мне давно хотелось сделать по-настоящему красивое изделие, пусть даже оно будет небольших размеров. Вспомнив уроки технологии, на которых учитель показывал нам образцы различных изделий, после недолгих раздумий я остановил свой выбор на изготовлении светильника в мамину комнату. Почему светильник в стиле этно ?Этот стиль популярен в последнее время и у мамы на полках много статуэток африканских животных . Поэтому моя лампа должна вписаться в данную стилистику. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, и полка с выпиленным узором станет хорошим украшением комнаты.Кроме того, изготовление светильника даёт возможность проявить свои творческие и личностные способности, так как требует больших усилий, умения, точности, аккуратности.Особенно меня привлекла возможность закрепить полученные на уроках технологии знания в области устройства электрических приборов. .
2.Схема обдумывания проекта.
[Схемы не отображаются. Чтобы посмотреть схемы, скачайте файл урока в начале страницы]
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко представлять все основные аспекты своей работы:
- конструкция
- модель
- мода, стиль
- историческая справка
- потребность
- материалы
- инструменты, приспособления и оборудование
- технология изготовления
- охрана труда
- экономическое обоснование
изделие из древесины
3. История развития приборов освещения
Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: "… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”. Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна. Источники искусственного света древнего мира – факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой "неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в "Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний. Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки. Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа "бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча. Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна . При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников. На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области. Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1). Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло. Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными. На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью. Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл. По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило” или "поликадило” происходит от греческого слова "поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее – с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр. Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников – хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля. Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения. Особое место в истории развития светильников занимают фонари ("ходовые” или "выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра. С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену . Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями. Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства. В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко. На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту. Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке – гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 – 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое – в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали. В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля. Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв. В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры” или "комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением. По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников. В конце XVIII – начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть. Важными этапами на пути развития светильников явились создание "карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны. С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор. Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья. Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер. В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна). Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе "ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию. Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы "вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом. И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить. К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время. В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище. В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках. Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х – начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания. И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы |
4.Основные параметры изделия.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
• экологичность,
• безопасность,
• прочность,
• функциональность,
• красота,
• эстетичность,
• соответствие выбранной стилистике.
5 .Генерирование (развитие) идеи.
Сделав выбор объекта труда, я стал обдумывать форму светильника, для этого прошёл по магазинам, рынкам, посмотрел образцы в школе, изучил иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, я проработал такую схему:
[Схемы не отображаются. Чтобы посмотреть схемы, скачайте файл урока в начале страницы]В итоге я определил для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления, выбрал материал и конструкцию полки. Делая эскизы формы светильника, я учитывал, что он должен быть красивым , удобным в использовании, посильным в изготовлении, доступным в материальном плане.
6.Работа над формой светильника (варианты).
Выбранный мной вариант формы светильника считаю для себя наиболее оптимальным, так как изделие получится правильной геометрической формы, что значительно увеличит эффект изящества и тонкости работы.
Окончательная форма светильника представляет собой прямоугольную призму высотой 50см,украшеную прорезным и накладным узором в африканском стиле и покрытую красящим составом и лаком на водной основе.Электрическая часть светильника собрана мной под руководством учителя технологии Косова А.Е. и соответствует всем нормам электробезопасности .Предпол агается использовать энергосберегающие лампы,как наиболее безопасные при контакте с деревянными элементами светильника.
7.Требования к изделию.
название изделия |
полка |
функциональное назначение |
не ограничено |
единичное или массовое производство |
единичное |
размеры |
небольшие |
требования к материалам |
натуральные |
метод изготовления |
выпиливание по фанере |
внешний вид, стиль |
этно( африканский) стиль |
требования с точки зрения безопасности использования |
гладкая, без заусенцев поверхность, присутствие острых углов в орнаменте |
экологические требования |
экологически чистые материалы – фанера |
8.Инструменты и оборудование.
Выпиливание проводится электролобзиком. Затем мелкие детали орнамента обрабатываются надфилями и наждачной бумагой.Накладной орнамент выпиливается электролобзиком и соединяется со светильником на нагелях. Для соединения отдельных деталей изделия используются шурупы и клей ПВА.Готовое изделие покрывается красящим составом типа «Текстурола» и покрывается лаком.
9.Материалы.
Для выпиливания лучше всего подходит ДСП, а также фанера таких лиственных породы древесины, как липа, осина, тополь, берёза, дуб. Хвойные породы практически не применяются из-за недостаточной прочности и неоднородной твёрдости различных частей фанеры. Для орнамента также используем лиственные породы древесины. Выпиленные и ошкуренные плоскости скрепляем между собой клеем ПВА. После этого соединяем их с элементами орнамента при помощи клея ПВА. После высыхания клея покрываем полку одним-тремя слоями лака.
10.Технологическая последовательность изготовления светильника.
№ |
наименование операций |
оборудование, инструменты |
1. |
разметить на заготовке детали изделия |
верстак, карандаш, линейка |
2. |
выпилить стенки и плоскости светильника |
электролобзик |
3. |
разметить орнамент стенок |
карандаш. |
4. |
разметить и выпилить накладной орнамент |
верстак, карандаш, линейка |
5. |
выпилить внутренние элементы |
электролобзик |
6. |
изготовить крышку светильника |
электролобзик |
7. |
отшлифовать все части |
надфили, наждачная бумага |
8. |
собрать электрическую часть светильника |
наждачная бумага |
9. |
покрыть «текстуролом»части светильника |
кисть |
10. |
склеить все части между собой |
клей, кисть |
11. |
покрыть светильник лаком |
лак, кисть |
11.Техника безопасности при выполнении работы.
Надёжно закреплять заготовку при выпиливании.
Работать исправным, налаженным инструментом.
При выпиливании пользоваться опорным столиком.
Пыль, стружку, опилки удалять щёткой-сметкой.
Работать в хорошо освещённом помещении.
При лакировке работать в хорошо проветриваемом помещении.
Во время резьбы следить за чистотой рук.
Во время работы на сверлильном станке надеть защитные очки и головной убор.
Надёжно закрепить заготовку.
12.Контроль качества.
Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:
1) светильник должен быть выполнен аккуратно в соответствии с технологией;
2) в готовом изделии должно быть соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы;
3) выбранный материал должен соответствовать назначению изделия.
13.Эколого-экономическое обоснование.
Светильник является экологически безвредным, не приносящим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлен из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.
Определяя цену своей светильника, я суммировал затраты на материалы, электроэнергию, что составляет себестоимость изделия, и определил прибыль
Ц=С+П, где Ц – цена, С – стоимость, П – прибыль.
Себестоимость включает в себя:
С1 – стоимость древесины;
С2 – стоимость лака и «Текстурола «
С3 – стоимость электроэнергии на оборудывание;
С4 – стоимость электроэнергии дома и в школе;
С5 – стоимость фанеры;
С6 – стоимость клея;С7-стоимость электродеталей и лампочки
Подсчитаем себестоимость:
С1=10 руб;
С2=100×0,08=8 руб;
С3=0,4кВт×1ч×1,16руб=0,46 руб;
С4=0,06кВт×2×20ч×1,16руб=2,78 руб;
С5=0,3×80=24 руб;
С6=незначительна. С7-40руб+10руб =50руб.
С=С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7 = 95,24 руб.
Величина затрат на светильник составила 95,24 рублей. Если мою поделку продать за 500рублей, то я получу прибыль, которую можно будет использовать на приобретение материалов:
П=Ц-С= 500руб- 95,24= 404,76 руб
Проведя экономические расчёты, я сделал вывод, что продажа оправдывает себя.
Иванов Виктор Игорьевич
Андрей Анатольевич
Мучник Лариса Анатольевна