Творческий проект «Театральные аксессуары к году театра»
ОБЛАСТНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Творческий проект
«Театральные аксессуары к году театра»
(театральные сумочки - шитьё)
Выполнили:
Дворецкая Вера, ученица 9 А класса,
Карпушева Дарья, ученица 5 А класса
Руководитель:
Гончарова Елена Гаврииловна,
учитель трудового обучения
КУРСК - 2019
Оглавление
I. Подготовительный этап
1. Актуальность проекта и обоснование выбора темы проекта.
2. Цель и задачи.
3. Исследования.
4. Требования к изделию.
II. Технологический этап
Используемые материалы.
Инструменты и оборудование для изготовления изделия.
Технологическая карта.
III. Заключительный этап
Анализ выполненной работы.
Список литературы
Подготовительный этап
Актуальность проекта и обоснование выбора темы проекта.
Посещая театр, мы остановились на том, что нам не хватает театральной сумочки, куда можно положить разные туалетные принадлежности, билет, телефон, ключи, немного наличных денег. Побывав во многих магазинах города, мы не раз искали себе маленькую, аккуратную, но стильную сумку, которая подходила бы для походов в театр. В магазинах они стоят довольно дорого, а качество порой оставляет желать лучшего. Не найдя дома подходящей ткани, мы отправилась в соседнюю мастерскую по пошиву штор. И, там, рассказав о нашем желании сшить своими руками сумочки, нам предложили остатки ткани и отделочных шнуров, которые уже не будут использовать для изготовления изделий. Ткани оказались яркими и красочными, изготовленные по новым технологиям, как раз для театральных аксессуаров – театральной сумочки. А, когда мы узнали о подготовке творческого проекта для выставки декоративно-прикладного творчества, то решили выразить свои мечты и желания: сшить своим руками театральные сумки.
А тем более, на основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию. В течение 2019 года в каждом городе проведут важные международные и всероссийские мероприятия. Всероссийский театральный марафона пройдет с марта по ноябрь, при этом городом его начала выбран Владивосток, завершения – Калининград. В июне состоится открытие Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге.
Когда мы обосновали возникшую проблему и потребность, то сразу поняли: наша цель - изготовить сумку для похода в театр.
Сразу же взялись за дело!
Цель творческого проекта: изготовить театральную сумочку для похода в театр.
Задачи творческого проекта:
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Провести исследования и проработку выбранного варианта изделия.
3. Подготовить инструменты, приспособления и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы и проанализировать.
Исследование
Су́мка — изделие, мягкая ёмкость (матерчатая или кожаная) для переноски предметов в руках или на плече. Сумка может быть полностью мягкой, но может также иметь твёрдое дно.
Современные женщины не могут представить свою жизнь без сумочек, в которые складывается все необходимое в течение дня и даже больше, а также во время отдыха или культурного времяпровождения. А ведь история этого дамского аксессуара насчитывает менее трех столетий. В Средневековье сумок в сегодняшнем представлении не существовало. Мужчины носили на поясе мешочек с деньгами, а женщины прятали необходимые мелочи в складках платья. В XV-XVI вв. мешочки стали появляться и у женщин. Туда благочестивые дамы складывали молитвенники. Со временем этот аксессуар стал украшаться вышивкой, отличаться по размеру, форме.
В XVII веке появилась одежда с карманами, и у мужчин отпала необходимость носить с собой мешочки. А женщины продолжали украшать свой аксессуар. Только теперь он не прятался под складками платья, а выставлялся напоказ как дополнение к наряду.
Годом рождения первой сумочки, которую стали носить женщины в руке, считается 1790-й. История женских вечерних сумок продолжила свое развитие в конце XVIII века, когда фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур ввела в моду богато украшенные шелковые ридикюли, которые изящно носили в руках. Они представляли собой мешочки с круглым дном, горловина которых затягивалась тесьмой. Такую сумочку сразу прозвали «помпадур».
Сумочка-помпадурка — изящный театральный аксессуар. Видов вечерних сумочек не менее десятка, но самые популярные из них: клатчи, помпадурки, шкатулки и конверты. Изделие украшали вышивкой, бисером, кружевом и прочим. Аксессуар стал неотъемлемой принадлежностью дамского туалета. В сумочках дамы хранили нюхательную соль, духи, носовой платок.
Со временем шнурки на сумках заменили застежки. Молнии появились уже в ХХ веке. На сегодняшний день производители сумок предлагают женщинам бесчисленное количество моделей разного цвета, текстуры, размера и стоимости.
В Амстердаме есть даже музей сумок, в котором насчитывается более 4000 экспонатов.
Требования к изделию
Изделие должно быть оригинальным, красивым, современным, экономичным и приятным на ощупь, оно должно гармонировать с общей цветовой гаммой вещей, к которым оно подбирается.
Размер должен соответствовать количеству вещей, которые необходимо поместить вовнутрь.
Технологический этап
Используемые материалы
Главный момент в изготовлении сумки – выбор ткани. Качественная, модная и красивая ткань – залог успеха любого швейного изделия.
Для основы мы выбрали синтетические ткани, в первом варианте – ткань с жатым эффектом. Это двухслойная ткань, изнаночная сторона которой гладкая, а лицевая имеет выпуклый рельефный рисунок с металлической ниткой. Для ручки и для затягивания горловины сумки использовали отделочную тесьму – витой шнур с металлической ниткой.
Во втором варианте используется основная ткань - синтетическая металлизированная, а отделочная ткань – органза.
Использование тканей с металлической ниткой и металлизированной тканью придает изделию блеск, за счет чего изделие будет выглядеть эстетично и гармонировать с общей цветовой гаммой одежды для похода в театр.
Для подкладки использовали синтетическую ткань – габардин, для придания объемной формы сумке.
Инструменты и оборудование для изготовления изделия
Ножницы для вырезания деталей изделия, обрезания ниток.
Метровая линейка для построения размеров деталей изделия.
Шаблон дна изделия.
Мел для обводки и разметки.
Игла для сметывания деталей изделия.
Нитки для ручных и машинных работ.
Распарыватель для удаления нитей временного назначения.
Швейная машинка для выполнения машинных швов.
Утюг для выполнения утюжильных работ.
3. Технологическая карта
№ п\п | Практическая работа | Технология выполнения | Инструменты и приспособления |
1. | Построение чертежа дна сумки | Начертить на картоне окружность диаметром 14 см, вырезать | Циркуль, ножницы |
2. | Раскрой деталей | Отложить на ткани с изнаночной стороны прямоугольник размером 80х20 см, вырезать с припусками на швы 1см, наложить шаблон дна и вырезать с припусками на шов 1 см. Затем раскроить ткань для подкладки и отделочной ткани для второй модели по ширине +3см в такой же последовательности | Булавки, мел, ножницы |
3. | Обработка основной детали | Сметать и стачать стороны на 1 см по ширине (прямоугольник), разутюжить шов. | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель, утюг |
4. | Соединение основной детали с дном | Сметать основную деталь с дном, закладывая мягкие односторонние складки из основной детали на одинаковом расстоянии друг от друга, стачать на 1 см | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель |
5. | Обработка подкладки и отделочной ткани (прокладки) во второй модели | Соединить детали в такой же последовательности, что и основные детали | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель, утюг |
Для первой модели | |||
6. | Подготовка подкладки | Верхний срез подкладки заметываем на 1 см на изнаночную сторону | Ручная игла, нитки швейные, ножницы |
7. | Соединение основы с подкладкой | Вставляем подкладку в основу (изнаночная сторона к изнаночной) приметываем по верхнему срезу, выпуская основу на 1 см, вставляя и закрепляя отделочную тесьму (ручка длиной 50 см) с двух сторон, настрочить на 1-2 мм от края подгиба подкладки | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель |
8. | Обработка петель для отделочного шнура | Разметить петли на одинаковом расстоянии, приблизительно на 7 см и на 2 см от верхнего края, обметать, разрезать петли | Мел, линейка, швейная машина, распарыватель, ножницы |
9. | Окончательная отделка изделия | Удалить нитки строчек временного назначения, обрезать концы ниток, очистить изделие от ниток, вставить отделочный шнурок длиной 50 см в петли, стянуть и завязать бант. Первая модель сумки готова! | Распарыватель, ножницы |
Для второй модели | |||
6. | Раскрой ручки | Отложить на основной и на подкладочной ткани прямоугольник размером 52х7 см, вырезать | Мел, ножницы |
7. | Обработка ручки | Сметать деталь ручки изнаночной стороной внутрь по длине на 5-7 мм, стачать, разутюжить шов и вывернуть на лицевую сторону, приутюжить | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель, палочка, утюг |
8. | Подготовка верхних срезов | Верхний срез заметать на изнаночную сторону: в основной детали на 2 см, в прокладке на 3 см, в подкладке на 2 см | Ручная игла, нитки швейные, |
9. | Соединение основы с отделочной-прокладочной и подкладочной тканями по верхнему подгибу | Вставить прокладку в основу (изнаночная сторона к изнаночной) приметать по верхнему подгибу, выпуская отделочную ткань 2 см, вставляя и закрепляя ручку с двух сторон. Затем вставить подкладку изнаночной стороной внутрь и приметать по верхнему подгибу, настрочить на 1-2 мм от края подгиба основной детали | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель, ножницы |
10. | Обработка шнура | Из отделочной ткани вырезать полоску ткани размером 50х4 см. сметать, стачать, удалить нитки сметывания, вывернуть | Ручная игла, нитки швейные, швейная машина, распарыватель, ножницы |
11. | Обработка петель для отделочного шнура | Разметить две петли со стороны основной детали по центру на расстоянии 1 см друг от друга, обметать, разрезать петли | Мел, линейка, швейная машина, распарыватель, ножницы |
12. | Окончательная отделка изделия | Удалить нитки строчек временного назначения, обрезать концы ниток, очистить изделие от ниток, вставить отделочный шнурок, стянуть и завязать бант. Вторая модель сумки готова! | Распарыватель, ножницы |
III. Заключительный этап
Анализ выполненной работы
Мы очень рады, что смогли сами своими руками сшить такие прекрасные сумки для похода в театр. Наши изделия удовлетворяют требованиям, которые были предъявлены изделию вначале работы:
Проанализировав выполненную работу, мы сделали вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому, что в неё вложены наша любовь и знания. Думаем, что мы справились с поставленной целью. В процессе работы возникали определенные трудности, но сообща и обдумывая каждый шаг мы справились с ними.
Выполняя творческий проект, мы познакомились с полезным и интересным материалом из журналов, книг, на просторах интернета, который, интересен для нашего развития. Благодаря проекту, я узнали интересные факты из истории возникновения сумок, познакомилась с современными видами тканей, их предназначением, с правилами выбора сумочек по назначению. И материальные затраты получились низкие, так как были использованы обрезки тканей, вторсырьё.
Думаем, такие изделия, выполненные своими руками – отличный подарок. Теперь мы можем сотворить такие сумочки в подарок подругам, сестрам или еще кому-нибудь. Навыки, полученные при пошиве сумочки, обязательно пригодятся в жизни! Девочки смелее беритесь за дело и у вас все получится!
Список литературы
Аршавская Н.М., Щербакова Л.С. Мода, вкус, красота. – М.: Профиздат, Миада.2002
Граблер-Крозье фон: Сумки делаем сами. Красиво и просто (с выкройками). – Издательство: Клуб семейного досуга, 2018 г.
Шилкова Е.А. «Сумки и косметички своими руками». – Издательство: Рипол-Классик. 2017.
Ирина Анатольевна
Елена Гаврииловна Гончарова