Творческое наследие К. Д. Ушинского и его педагогические идеи в 21 веке

3
2
Материал опубликован 29 March 2023

18 районная научно - практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Предмет «Литературное чтение»

Номинация «Исследовательская работа»


Тема:

«Творческое наследие К. Д. Ушинского

и его педагогические идеи в 21 веке»

Автор: Игошина София Станиславовна, учащаяся 3 класса


МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»


Руководитель: Бессмертная Светлана Михайловна


Должность: учитель начальных классов



t1680104229aa.gif


2023


Оглавление




1. Введение стр. 3

Теоретическая часть стр. 4-5

Практическая часть стр. 5-10

Заключение стр. 10

Список использованных источников информации стр. 11







































Введение

В связи с тем, что президент нашей страны Владимир Владимирович Путин объявил 2023 год «Годом педагога и наставника», мне захотелось провести исследовательскую работу, которая поможет детям младших классов узнать известного писателя К.Д. Ушинского ещё и как «учителя всех учителей».


t1680104229ab.jpg

Цель: изучить творчество К.Д. Ушинского для чтения детей в начальной школе


Объект исследования:

Творчество и биография К.Д. Ушинского


Предмет исследования:

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя и педагога


Задачи:

изучить биографию К.Д. Ушинского;

познакомиться с вкладом К.Д. Ушинского в педагогическую систему;

проанализировать влияние содержания книг К.Д. Ушинского на нравственное развитие младших школьников.


Методы исследования:

изучение литературы;

опрос сотрудников школьной и сельской библиотек;

аналитическая деятельность;

сопоставление данных.


Гипотеза: если ученики будут больше интересоваться биографией писателей и анализировать их произведения, то они будут образованнее и воспитаннее.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Биография К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Родился в Туле в 1823 году. Свое детство он провел в имении отца. Его отец Дмитрий Григорьевич был отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Его мама Любовь Степановна умерла, когда ему было 11 лет, но воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Именно мама учила его читать и писать, помогла освоить иностранные языки, прививала любовь к литературе. Благодаря этому Константин смог поступить в гимназию сразу в 3 класс. После окончания гимназии Ушинский поступил в Московский университет, блестяще его окончил и сам стал учителем. После университета преподавал в Ярославском лицее, а потом переехал в Петербург, где преподавал в Смольном институте для девушек, т.к. понимал важную роль женщины в семье и обществе.

Когда Ушинский начал преподавать, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы, а ещё считают ученье мукой и наказанием. Ушинский очень любил детей и понимал, что им и правда трудно учиться. Их учебники были скучные и непонятные. И вот Константин Дмитриевич решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. И он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».


К. Д. Ушинский – великий педагог

Ушинский известен не только, как писатель, но и как великий педагог.

Он говорил, что обучение должно проходить на родном языке. А главными предметами в современном образовании Ушинский считал родной язык и родную литературу, историю и природу своей страны. Его педагогические идеи используются сейчас в современном образовании.


Труд – основа воспитания

Ушинский решительно считал, что учиться грамоте должны не только мальчики, а и девочки тоже. А еще он считал, что главным воспитателем человека должен быть человеческий труд. Он говорил, что «человек рожден для труда» и что «труд составляет все земное счастье человека». В нашей школе уделяется большое значение трудовым умениям и навыкам детей.

Духовно - нравственное воспитание

Ушинский считал, что родители и учителя должны своим личным примером воспитывать своих детей и развивать в них дисциплинированность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства, скромность. Также Константин Дмитриевич был убежден, что только с помощью практики можно запомнить теорию.

Идеи Ушинского в современной школе

На сегодняшний день видна забота нашего государства и общества в воспитании подрастающего поколения. В каждом классе любой российской школы действуют идеи и принципы Ушинского для успешного обучения детей. И мы, современные ученики, очевидцы этого!


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Произведения Ушинского в нашей семейной библиотеке


Меня зовут Игошина София. Я учусь в 3 классе Землянской основной школы. Когда мне было 4,5 года, мама научила меня читать и писать. А еще мне очень нравилось слушать книги, которые мне читала мама перед сном. Уже тогда я впервые познакомилась с рассказами и сказками К.Д. Ушинского. В нашем доме есть большая семейная библиотека. И, конечно же, в ней есть книги Ушинского. Его сказки очень интересны и понятны. В своих рассказах Ушинский очень просто рассказывает о том, что окружает детей в жизни. Он показывает нам, как важно быть честным, трудолюбивым, порядочным человеком. Особенно запомнились мне рассказы «Четыре желания» и «Дети в роще».


t1680104229ac.jpg


t1680104229ad.jpg


Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского в школе

В 1 классе на уроках литературного чтения мы тоже читали сказки Ушинского. Сказка «Вместе тесно, а врозь скучно» сразу показывает детям, как важно дорожить дружбой. Очень запомнились занятия литературного кружка в 1 классе. Мы всем классом дополнительно занимались на платформе «Учи. ру» через личный кабинет нашего учителя. Там мы познакомились со сказкой «Гусь и журавль». Когда я готовила свою исследовательскую работу, то вместе с учителем мы просмотрели и проанализировали программу по литературному чтению. И я думаю, что произведения К.Д. Ушинского нужно изучать в каждом классе начальной школы, потому что у него очень много замечательных книг, и многие из них мы берем для прочтения в сельской библиотеке нашего села Землянка. Также, по возможности, я стараюсь участвовать в конкурсах.


t1680104229ae.jpg


Книги К.Д. Ушинского

В свои книги Ушинский поместил сказки, которые он слышал в детстве, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы о том, что понятно детям, о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх. Книги Ушинского открывают детям большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из его сказок всем сразу ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек. И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского. А ещё я узнала много нового из его биографии.

Педагоги и наставники в моей жизни

t1680104229af.jpg

В нашей семье тоже есть учителя и у нас принято уважительно относиться ко всем педагогам и их нелегкой профессии. Моя бабушка Кончакова Валентина Павловна 38 лет отработала учителем начальных классов в Покровской школе-интернате. Мой дедушка Кончаков Иван Егорович 34 года проработал педагогом в Покровском профессиональном училище. Они имеют множество Похвальных грамот и Благодарственных писем от Районного Отдела Образования, Губернатора Оренбургской области, Министерства Образования РФ. Моя тетя Тюмикова Ольга Ивановна 17 лет работает учителем русского языка. Их общий педагогический стаж 89 лет. А мои наставники – это мои родители, мои бабушки и дедушка, мои старшие братья, дяди и тети.


t1680104229ag.jpg


А в школе мой главный наставник – это мой первый учитель Бессмертная Светлана Михайловна! И все учителя нашей школы добрые, отзывчивые и мудрые. Они уверенно ведут нас по дороге знаний!



Опрос сотрудников школьной и сельской библиотек


Имеются ли в вашей библиотеке книги К.Д. Ушинского?

t1680104229ah.gif


Часто ли школьники интересуются книгами К.Д. Ушинского?

t1680104229ai.gif


Имеются ли в вашей библиотеке современные издания книг К.Д. Ушинского?t1680104229aj.gif


Считаете ли Вы, что нужно повышать интерес детей в школе к творчеству К.Д. Ушинского?

t1680104229ak.gif


Вывод: из проведенной мною работы можно сказать, что наследие, которое оставил нам К.Д. Ушинский велико и богато. И мы должны больше интересоваться его трудами, а анализируя их, будем развиваться.


Заключение

Анализ произведений К.Д. Ушинского, позволяет утверждать, что идея воспитания пронизывает все его книги. Это выражается в том, что своими произведениями автор стремился знакомить детей с окружающим миром, вооружать их знаниями, воспитывать в них добрые чувства, любовь к родной природе, приобщать к поэтическому творчеству русского народа. Константин Дмитриевич открыл путь фольклору и лучшим литературным образцам в школу. Всё многообразие окружающего мира ученый передает через народные сказки, загадки, пословицы, поговорки. Следовательно, в моём исследовании была достигнута основная цель. В процессе работы были выполнены поставленные задачи.






Источники информации

https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/biografija-ushinskogo-dlja-detei-nachalnoi-shkoly.html

https://uchi.ru/literature-club/teacher/books

https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-nauchnogo-naslediya-k-d-ushinskogo-v-sovremennom-vospitanii-shkolnikov/viewer

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. и другие, Литературное чтение 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: Программа 1- 4 классы/Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина., М.: Просвещение,2015. —128 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В связи с тем, что президент нашей страны Владимир Владимирович Путин объявил 2023 год «Годом педагога и наставника», мне захотелось провести исследовательскую работу, которая поможет детям младших классов узнать известного писателя К.Д. Ушинского ещё и как «учителя всех учителей». Это актуальная тема.

1 April 2023

Умница! Спасибо Софии и Вам, Светлана Михайловна, за проделанную работу!

1 April 2023