12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Понкратова Екатерина Дмитриевна5
Россия, Саратовская обл., Саратов

Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). К. Д. Ушинский писал: «Воспитание - если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Поэтому, в основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» Константин Дмитриевич выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому воспитателю следует постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнать ребенка во всех отношениях. К сожалению, он не успел закончить данный свой труд до конца жизни.

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье и детском саду на родном языке. Он доказывал, что обучение на чужом языке, задерживает естественное развитие способностей детей, а, следовательно, что оно бесполезно для развития детей и народа. По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Он разработал ценнейшие учебные пособия для детей дошкольного возраста “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову”. К.Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка благодаря тому, что в это время интенсивно развивается мозг.

Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве. Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно». В развитии речи детей дошкольного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей.

Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: «Детская природа ясно требует наглядности, дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями». Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Живость детского воображения и вера детей в реальность созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Он признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. «Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. Украшайте комнату красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку».

Ушинский показывал огромную роль родителей и воспитателей в развитии и воспитании личности ребенка. Воспитатели и родители являются эталоном поведения, а значит, неправильное поведение ребенка вызвано неправильным поведением взрослого.

Книги Ушинского издаются на десятках языков и у нас, и за границей. Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.