12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Ирина Александровна1750
Россия, Пермский край, Пермь

Воробьева Ирина Александровна,

учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми


Всероссийский конкурс педагогических статей

«Наследие отечественных педагогов в области образования», приуроченный к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского



НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО.

«РОДНОЕ СЛОВО»


«Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике»

К.Д. Ушинский


Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

Ушинский внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировав теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного.

Жизнь современного человека подчинена скоростному ритму. Всё быстро меняется. Скорость некоторых процессов просто зашкаливает. Разве это плохо? Нет! Но есть какие-то моменты, где скорость современного общества хотелось бы чуть приостановить, постоять, подумать, отдышаться…

К таким моментам относится выбор методов воспитания детей, выбор ресурсов для этого. А что значит «Использование ресурсов воспитания»?

Ресурсы выполняют инструментальную функцию в реализации задач развития личности. Рассматривая ресурсы как функцию, можно сказать, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует расширению границ опыта человека и появлению новых возможностей.

В контексте развития будущего специалиста личностные ресурсы являются источником данного развития.

Рассмотрим один из ресурсов – книгу, не просто книгу, а учебную. Скорее всего, учебная книга будет сочетать в себе и ресурс развития, и инструмент для развития ребенка.

Существует много разной литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Есть всевозможные «Азбуки», «Буквари» и «Читай-ки». Мы часто стали использовать информативно-коммуникативные технологии для развития своих детей. Это просто, это удобно и, возможно, более доступно.

«Родное слово» К.Д. Ушинского является классической учебной книгой, предназначенной для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это то наследие, которое имеет уникальные возможности для нравственного воспитания ребенка в процессе его взросления, в процессе его познавательной деятельности.

«Родное слово» - это источник стилистики, источник речевой красоты.

К.Д. Ушинский оставил нам свой взгляд на педагогику. В своих трудах он освятил духовно-нравственные начала ступень, представил экскурс в историю развития методик обучения грамоте, письму, чтению.

Развернутые конспекты уроков, проводимых по «Родному слову», и методические комментарии к ним позволяют полноценно использовать воспитательные и образовательные возможности этой книги в современной школьной практике.

В книге «Родное слово» К.Д. Ушинского 36 тем. Каждая из тем является зарисовкой с духовным подтекстом, задающая учителю цель – удержать логическую нить, на которую нанизан весь тематический материал, а задача ученика – принять эти нити, которые должны образовать определенный узор. Узор этот – знания.

Работа по каждой из тем строится определенным образом.

Чтение обязательно предваряется тематической беседой, в которой происходит знакомство с миром живых существ или предметов, о которых предстоит узнать детям из книги в данный момент.

Каждый раз это схема будет содержать в себе беседу, иллюстрации, чтение. Все выстроено, если можно так выразиться, на основе педагогической мудрости. Беседа и иллюстрации вводят детей в соответствующую среду, показывают предмет, объясняют его назначение. Если есть такая возможность, ребенку (детям) нужно дать потрогать предмет, а уже потом предложить прочитать его название. Почему так? Ответ прост: если ребенок понимает, о чем он читает, то его любовь к чтению зарождается сама собой. Интерес ребенка к предмету рождает интерес к познанию о предмете через написанное слово.

Каждая тема из «Родного слова» предполагает беседы о происхождении слов. Детям это очень нравится. Иногда получается так, что они первые начинают задавать вопросы, например, почему тетрадь называется тетрадкой, а книгой и наоборот. В каждой теме предлагается подборка пословиц и загадок, пробуждающих у детей мысли и чувства. У детей формируется языковое чутьё. Каждая тема завершается чтением побасенок, песен и сказок.

«Родное слово» - это живая работа со словом, требующая от каждой клеточки головного мозга вдумчивости и осмысленности.







2


Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.