Статья «Наследие Константина Дмитриевича Ушинского. "Родное слово"»
Воробьева Ирина Александровна,
учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми
Всероссийский конкурс педагогических статей
«Наследие отечественных педагогов в области образования», приуроченный к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского
НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО.
«РОДНОЕ СЛОВО»
«Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике»
К.Д. Ушинский
Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.
Ушинский внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировав теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного.
Жизнь современного человека подчинена скоростному ритму. Всё быстро меняется. Скорость некоторых процессов просто зашкаливает. Разве это плохо? Нет! Но есть какие-то моменты, где скорость современного общества хотелось бы чуть приостановить, постоять, подумать, отдышаться…
К таким моментам относится выбор методов воспитания детей, выбор ресурсов для этого. А что значит «Использование ресурсов воспитания»?
Ресурсы выполняют инструментальную функцию в реализации задач развития личности. Рассматривая ресурсы как функцию, можно сказать, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует расширению границ опыта человека и появлению новых возможностей.
В контексте развития будущего специалиста личностные ресурсы являются источником данного развития.
Рассмотрим один из ресурсов – книгу, не просто книгу, а учебную. Скорее всего, учебная книга будет сочетать в себе и ресурс развития, и инструмент для развития ребенка.
Существует много разной литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Есть всевозможные «Азбуки», «Буквари» и «Читай-ки». Мы часто стали использовать информативно-коммуникативные технологии для развития своих детей. Это просто, это удобно и, возможно, более доступно.
«Родное слово» К.Д. Ушинского является классической учебной книгой, предназначенной для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это то наследие, которое имеет уникальные возможности для нравственного воспитания ребенка в процессе его взросления, в процессе его познавательной деятельности.
«Родное слово» - это источник стилистики, источник речевой красоты.
К.Д. Ушинский оставил нам свой взгляд на педагогику. В своих трудах он освятил духовно-нравственные начала ступень, представил экскурс в историю развития методик обучения грамоте, письму, чтению.
Развернутые конспекты уроков, проводимых по «Родному слову», и методические комментарии к ним позволяют полноценно использовать воспитательные и образовательные возможности этой книги в современной школьной практике.
В книге «Родное слово» К.Д. Ушинского 36 тем. Каждая из тем является зарисовкой с духовным подтекстом, задающая учителю цель – удержать логическую нить, на которую нанизан весь тематический материал, а задача ученика – принять эти нити, которые должны образовать определенный узор. Узор этот – знания.
Работа по каждой из тем строится определенным образом.
Чтение обязательно предваряется тематической беседой, в которой происходит знакомство с миром живых существ или предметов, о которых предстоит узнать детям из книги в данный момент.
Каждый раз это схема будет содержать в себе беседу, иллюстрации, чтение. Все выстроено, если можно так выразиться, на основе педагогической мудрости. Беседа и иллюстрации вводят детей в соответствующую среду, показывают предмет, объясняют его назначение. Если есть такая возможность, ребенку (детям) нужно дать потрогать предмет, а уже потом предложить прочитать его название. Почему так? Ответ прост: если ребенок понимает, о чем он читает, то его любовь к чтению зарождается сама собой. Интерес ребенка к предмету рождает интерес к познанию о предмете через написанное слово.
Каждая тема из «Родного слова» предполагает беседы о происхождении слов. Детям это очень нравится. Иногда получается так, что они первые начинают задавать вопросы, например, почему тетрадь называется тетрадкой, а книгой и наоборот. В каждой теме предлагается подборка пословиц и загадок, пробуждающих у детей мысли и чувства. У детей формируется языковое чутьё. Каждая тема завершается чтением побасенок, песен и сказок.
«Родное слово» - это живая работа со словом, требующая от каждой клеточки головного мозга вдумчивости и осмысленности.
2