Урок литературного чтения «Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"» (2 класс)
Учебная деятельность: урок литературного чтения
Терёшкина Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Троекурово Лебедянского района Липецкой области
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(2 класс, УМК «Планета Знаний»)
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Задачи:
образовательные: создать условия для формирования навыка осознанного, вдумчивого чтения целыми словами, навыка целостного и дифференцированного восприятия слов, способствовать формированию первичного представления о словообразовании, уметь подробно пересказывать текст по картинному плану;
развивающие: способствовать развитию устной речи, творческих способностей;
воспитательные: создать условия для бережного отношения к русскому фольклору, воспитания чувства товарищества.
Формируемые УУД:
Личностные:
оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представлений о добре и зле, общих нравственных категорий; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей.
Регулятивные:
учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные:
ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения.
Оборудование и дидактический материал:
-учебник(Литературное чтение для 2 класса. Автор Кац Э.Э. Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством И.А.Петровой,2013.ООО «Издательство Астрель»,2013
-книги со сказками для выставки;
-компьютер, проектор, экран, презентация
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка-птица
Чуть спугнёшь- и не найти!
(Отрывок Сергея Острового)
-С каким настроением вы пришли на урок ?
-Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу .
-С улыбки всегда приятно начинать любое дело .
-Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.
II.Введение в тему урока
Учитель.
- Как называется раздел, с которого мы начали знакомство?
- Произведения, какого жанра собраны в этом разделе?
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-Какие виды сказок вам известны?
-Приведите примеры, многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг.
-Почему на некоторых из них указан автор, а на некоторых нет?
-Кто сочиняет сказки?
Учитель.
- Ребята, перед вами лежат оценочные таблицы, пользуемся ими во время урока.
Я- читатель |
|
Я- слушатель |
|
Я- художник |
Таблица 1.
Учитель.
-Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Попробуйте по названию и иллюстрации в учебнике определить, о чём пойдет речь в этой сказке.
III. Словарная разминка.
Учитель.
-Прочитай слова, произнеси их правильно:
местность, окрестность, следующий, чувствовать.
-Что значат слова: ведомо, булат, названый, отец, хоромы, мочи нет?
-Найди их в словаре.
IV. Упражнение « Цепочки слов»
Чтение сложных слов
Сначала по цепочке, затем целиком:до+ни+ма+ет-донимает,ло+ша+ди+но+е-лошадиное,по+слу+шал+ся-послушался,коз+лё+ноч+ком-козлёночком,бу+лат+ны+е-булатные,жить-по+жи+вать-поживать,жа+лоб+нё+хонь+ко-жалобнёхонько.
Работа в тетради
Учитель.
Подчеркните буквы, которыми различаются слова:
Козлёнок-бочонок.
Стожок-рожок.
Плачешь-скачешь.
Донимает-добивает.
V. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
VI.Знакомство со сказкой. Анализ содержания.
Чтение сказки по частям.
Учитель.
-С кем жили дети?
Учитель.
-Что случилось с родителями?
-Куда пошли дети?
- Что случилось с Иванушкой?
-Почему он стал козлёночком?
-Кого встретили дети?
-Что предложил купец Алёнушке?
-Что сделала ведьма с Алёнушкой?
-Кто рассказал купцу. Что Алёнушка жива?
-Озаглавьте каждую часть. Запишите в тетрадь.
VII. Составление картинного плана.
Учитель.
-Как вы думаете. Для чего мы составляли план?
-Мы составляли словесный план, подумайте, можно ли составить план картинный?
-Что должно быть изображено на картинках нашего плана?
-Изобразите в тетрадях картинный план.
VIII. Прослушивание аудиозаписи.
-Похожа послушанная сказка на ту, которую мы прочитали?
-Сказки, сочинённые народом, передавались из уст в уста, их никто не записывал. Поэтому у каждого рассказчика был свой вариант, который ему казался более интересным.
IX.Чтение по ролям.
X.Работа над картиной В.М.Васнецова «Алёнушка»
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.
- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
- Рассмотрите репродукцию.
- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница 40)
- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)
- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)
- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)
- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)
- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)
- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)
- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.
XI. Рефлексия.
Учитель.
-С какой сказкой мы познакомились сегодня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-Кто её автор?(Русский народ)
-К какому виду она относится?
-Чему научила нас эта сказка?(быть преданными, дружными, слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)
- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)
- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)
-Сдайте оценочную таблицу.
-Какое настроение у вас в конце урока? Покажите символ.
Понравилось Сомневаюсь Не понравилось
Рис.1
Учитель.
-Урок окончен. Всем спасибо за сотрудничество.
Использованные ресурсы
1.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e2b6ddce457671a004e3ff8b13bdfad2&n=13
2. http://kultura174.ru/Storage/Image/PublicationItem/Image/big/3862/Снежинка1.jpg
3.http://cdn01.ru/files/users/images/ec/d9/ecd9a9641ece728eec1cbc1f82e93382.jpg
4.https://otvet.imgsmail.ru/download/u_6cf316bd28f6819346f9f8d1f5af6c6c_800.jpg