12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Терёшкина Татьяна Сергеевна33
1

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», (2 класс)

 

Учебная деятельность: урок литературного чтения

Терёшкина Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Троекурово Лебедянского района Липецкой области


 

Русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(2 класс, УМК «Планета Знаний»)

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

Задачи:

образовательные: создать условия для формирования навыка осознанного, вдумчивого чтения целыми словами, навыка целостного и дифференцированного восприятия слов, способствовать формированию первичного представления о словообразовании, уметь подробно пересказывать текст по картинному плану;

развивающие: способствовать развитию устной речи, творческих способностей;

воспитательные: создать условия для бережного отношения к русскому фольклору, воспитания чувства товарищества.


 

Формируемые УУД:

Личностные:

оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представлений о добре и зле, общих нравственных категорий; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей.

Регулятивные:

учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные:

ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят информацию, необходимую для ее решения.

Оборудование и дидактический материал:

-учебник(Литературное чтение для 2 класса. Автор Кац Э.Э. Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством И.А.Петровой,2013.ООО «Издательство Астрель»,2013

-книги со сказками для выставки;

-компьютер, проектор, экран, презентация

Ход урока

I.Организационный момент

Учитель.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка-птица

Чуть спугнёшь- и не найти!

(Отрывок Сергея Острового)

 -С каким настроением вы пришли на урок ?

-Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу .

-С улыбки всегда приятно начинать любое дело .

-Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.

II.Введение в тему урока

Учитель.

- Как называется раздел, с которого мы начали знакомство?

- Произведения, какого жанра собраны в этом разделе?

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие виды сказок вам известны?

-Приведите примеры, многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг.

-Почему на некоторых из них указан автор, а на некоторых нет?

-Кто сочиняет сказки?

Учитель.

- Ребята, перед вами лежат оценочные таблицы, пользуемся ими во время урока.

Я- читатель

Я- слушатель

Я- художник


 

Таблица 1.

Учитель.

-Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Попробуйте по названию и иллюстрации в учебнике определить, о чём пойдет речь в этой сказке.

III. Словарная разминка.

Учитель.

-Прочитай слова, произнеси их правильно:

местность, окрестность, следующий, чувствовать.

-Что значат слова: ведомо, булат, названый, отец, хоромы, мочи нет?

-Найди их в словаре.

IV. Упражнение « Цепочки слов»

Чтение сложных слов

Сначала по цепочке, затем целиком:до+ни+ма+ет-донимает,ло+ша+ди+но+е-лошадиное,по+слу+шал+ся-послушался,коз+лё+ноч+ком-козлёночком,бу+лат+ны+е-булатные,жить-по+жи+вать-поживать,жа+лоб+нё+хонь+ко-жалобнёхонько.

Работа в тетради

Учитель.

Подчеркните буквы, которыми различаются слова:

Козлёнок-бочонок.

Стожок-рожок.

Плачешь-скачешь.

Донимает-добивает.

V. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

VI.Знакомство со сказкой. Анализ содержания.

Чтение сказки по частям.

Учитель.

-С кем жили дети?

Учитель.

-Что случилось с родителями?

-Куда пошли дети?

- Что случилось с Иванушкой?

-Почему он стал козлёночком?

-Кого встретили дети?

-Что предложил купец Алёнушке?

-Что сделала ведьма с Алёнушкой?

-Кто рассказал купцу. Что Алёнушка жива?

-Озаглавьте каждую часть. Запишите в тетрадь.

VII. Составление картинного плана.

Учитель.

-Как вы думаете. Для чего мы составляли план?

-Мы составляли словесный план, подумайте, можно ли составить план картинный?

-Что должно быть изображено на картинках нашего плана?

-Изобразите в тетрадях картинный план.

VIII. Прослушивание аудиозаписи.

-Похожа послушанная сказка на ту, которую мы прочитали?

-Сказки, сочинённые народом, передавались из уст в уста, их никто не записывал. Поэтому у каждого рассказчика был свой вариант, который ему казался более интересным.

IX.Чтение по ролям.

X.Работа над картиной В.М.Васнецова «Алёнушка»

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

- Рассмотрите репродукцию.

- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…страница 40)

- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)

- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)

- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)

- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)

- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)

- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)

- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

XI. Рефлексия.

Учитель.

-С какой сказкой мы познакомились сегодня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-Кто её автор?(Русский народ)

-К какому виду она относится?

-Чему научила нас эта сказка?(быть преданными, дружными, слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)

- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)

- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)

-Сдайте оценочную таблицу.

-Какое настроение у вас в конце урока? Покажите символ.


 


 

 


 

 Понравилось Сомневаюсь Не понравилось

Рис.1

Учитель.

-Урок окончен. Всем спасибо за сотрудничество.


 

Использованные ресурсы

1.https ://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e2b6ddce457671a004e3ff8b13bdfad2&n=13

2. http://kultura174.ru/Storage/Image/PublicationItem/Image/big/3862 /Снежинка1.jpg

3.http://cdn01.ru/files/users/images/ec/d9/ecd9a9641ece728eec1cbc1f82e93382.jpg

4.https://otvet.imgsmail.ru/download/u_6cf316bd28f6819346f9f8d1f5af6c6c_800.jpg


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.