Конспект урока литературного чтения «Характеристика героев сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"» (3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: Характеристика героев в Сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Учитель: Билоконная Людмила Сергеевна,учитель начальных классов
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель: создание условий для формирования умения определять тему и главную мысль сказки.
Педагогическая задача: создать условия для организации и проведения повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), умению отличать героя волшебной сказки от героев других сказок, формулированию темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки.
Планируемые результаты
Личностные: осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, проявляют интерес и отзывчивость к культурному наследию других народов.
Метапредметные:
познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;
регулятивные: стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца;
коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах сказки и объясняют свой выбор товарищам.
Предметные: научатся называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания
Технология: продуктивного чтения, элементы игровой технологии, ИКТ-технология.
Приёмы: чтение с пометками, чтение с остановками, «толстые и тонкие» вопросы.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Презентация. Рабочие тетради.
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Организация начала урока Создание ситуации успеха |
Прозвенел уже звонок – И мы сейчас начнём урок |
Показывают готовность |
Владеют навыками организации рабочего места |
Актуализация опорных знаний
Игра «Сундучок»
Проверка домашнего задания |
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас. |
Отвечают на вопросы учителя |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.
|
- О каком жанре устного народного творчества говорится? – Чем этот жанр отличается от других? – На какие группы делятся сказки по авторству? – Какие бывают сказки по содержанию? Элементы разных сказок мы собрали в сундучок. – В этом сундучке спрятаны названия предметов из разных сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они встречаются. • Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Иванушка-дурачок».) • Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка».) • Камень. («Иван-царевич и серый волк».) • Вода. («По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».) • Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».) – Все эти предметы встречаются в какой сказке? Дома отгадывали кроссворд. Какое у вас получилось главное слово? |
Классифицируют сказки: • волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства; • сказки про животных – главные герои – животные; • бытовые – описаны быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
||
Сообщение темы и целей Слайд |
– Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать, проверим свои знания. |
Внимательно слушают |
Принимают и сохраняют задачи учебной деятельности |
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ Формируются УУД: владение разными видами смыслового чтения; умение вычитывать подтекстовую информацию; находить информацию в сказке, иллюстрациях; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов; работать по плану, сверяясь с целью; создавать устные и письменные высказывания.
Закрепление изученного материала. 1. Беседа по прочитанному.
Словарная работа 2. Выборочное чтение
3. Чтение по ролям
Анализ чувств героев Слайд
Физминутка
Работа с иллюстрацией
Работа с текстом
Обобщение
Работа в группах.
Игра «Аналитик»
Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка» Слайд
Выборочное чтение
Работа с заглавием
Прием «толстые и тонкие» вопросы
Самостоятельная работа Тестирование
Рефлексия.
Домашнее задание |
-К какому виду сказок мы отнесем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? -Что же в сказке волшебного? -Какие волшебные предметы есть в сказке? Как начинается эти сказка, с каких слов? – Это предложение в сказке называется зачином. - А ещё как могут начинаться сказки? - Как вы понимаете значение слов «одни-одинёшеньки»? (Совсем одни.) - Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? – Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? Прочитайте. – Какие слова в этом отрывке повторялись? – Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются -Найдите троекратные повторы. – Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? - Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев. – Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет. -Как проявили себя герои в несчастьях? Как он звал свою сестрицу? Как отвечала Аленушка?
Мы трудились очень много, Отдают земной поклон, Отправляемся в дорогу. А на небе кружат птицы, Побываем тут и там, Закрывая свет крылом. Поглядим по сторонам. Походили. Поглядели. Нам навстречу брат с сестрицей И на место тихо сели. А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке? Далее идёт основной сюжет сказки. Продолжаем работу - Что предложил Алёнушке купец? – Что произошло, пока купца не было дома? - Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло? - Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.) – Зачем побежал козлёнок на речку? – Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально? -Перечитаем по ролям слова козленочка и Аленушки. -Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? – Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета. – Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать». Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка? – Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. – Повторим, из каких частей состоит сказка. – Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название. – Кто такой аналитик? В словаре Ожегова говорится так: «Аналитик – это человек, который умеет анализировать». 1-я группа «Эксперты» – В этой сказке есть положительные и отрицательные герои. – Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является… – Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова. ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая. АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая. – Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев. 2-я группа «Новые сказочники». – Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными. Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она. 1) Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет. 2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, красная девица (девушка), плачешь? 3) Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит: Поди (выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (в золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами. Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж. 3-я группа «Исследователи». – Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке: • Кто не слушает советов, тому нечем помочь. • Доброе дело и в воде не тонет. • Труд человека кормит, а лень портит. • Дружбой дорожи, забывать её не спеши. • Вся семья вместе, так и душа на месте. Маленькое дело лучше большого безделья Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его. "Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет". - Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу) Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени. Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда. А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки) - Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте) Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку. - Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал. Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку). - Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? З На карточках выполняем работу. Отвечаем на вопросы и находим правильный выбор ответа.А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Вы согласны с этим высказыванием? Задайте свои вопросы к тексту – Какой урок нам дала эта сказка? |
Читают сказку по цепочке.
Определяют смысловые части сказки. Высказывают свое мнение.
– Сначала было коровье копытце, лошадиное,
Это значит, что Иванушке стало очень жарко. – Шли-шли, идут, идут
Высказывают свое мнение.
Поиск информации в тексте Отвечают на вопросы Определяют смысловые части сказки. Отвечают на вопросы. – Пришла ведьма и увела Алёнушку. – Алёнушка пошла купаться с незнакомкой. А это оказалась ведьма.
Делают выводы и обобщения.
Определяют смысловые части сказки. Отвечают на вопрос. Читают отрывок – концовку сказки.
– Зло будет наказано. Слушаться старших, любить друг друга. Не бросать близких в беде.
Работают в группах. Определяют совместно с учителем толкование слова аналитик. Называют положительных и отрицательных персонажей сказки. Выполняют задания.
Находят и читают пословицы (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Осуществляют взаимопроверку
Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)
Высказывают свое мнение.
Иванушка превратился в козленочка, а потом опять стал человеком, Аленушка осталась живой Слушаться старших. Осуществляют самоанализ учебной деятельности Формулируют свои вопросы, отвечают. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Осуществляют поиск средств достижения цели.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Извлекают информацию из текста. Осуществляют логические действия. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте Повторяют правила игры в группах.
Осуществляют поиск средств достижения цели
Владеют навыками самоанализа
Характеристика героев
Обращать внимание на признаки, свидетельствующие о переживаниях героев, выделять их и точно называть.
Умение работать самостоятельно, находить правильный выбор. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Владеют навыками самоанализа.
|
Урок заботы, любви к близким, умение слушаться старших. Отвечаем на вопрос и выбираем правильный ответ Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. Выберите и продолжите любое предложение: • На уроке я узнал… • Сегодня я сумел… • Я похвалил бы себя за…. |
|
||
|
|
||
Прочитать эпизоды из сказки, которые больше всего понравились, нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.
|
|
||
|
|