Урок по литературе на тему «Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера» (6 класс)
Учебный модуль по литературе в 6 классе.
«Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера»
Белицкий А.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтерская гимназия»
Цели урока:
Предметные цели:
1. Познакомить учащихся с основными древнегреческими мифами.
2. Проанализировать отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера.
Личностные цели:
1. Развить интерес к изучению древнегреческой мифологии и литературы.
2. Способствовать развитию творческого мышления и воображения у учащихся.
Метапредметные цели:
1. Развить у учащихся умение самостоятельно анализировать тексты и выделять ключевые моменты.
2. Способствовать развитию умения проводить сравнительный анализ различных произведений и выявлять связи между ними.
Ход урока:
I мини-модуль. Установочно-мотивационный
1. Приветствие учащихся и объявление темы урока.
Древнегреческие мифы – это сказания о богах, героях, монстрах и чудесах, которые рассказывались древними греками для объяснения происхождения мира, природных явлений, исторических событий, а также для передачи моральных уроков и ценностей.
2. Краткий рассказ о древнегреческих мифах и их значении для культуры и искусства.
- Рассказ об основных древнегреческих мифах: миф о богах Олимпа, миф о Геракле, миф о Троянской войне и др.
Примеры древнегреческих мифов:
- Миф о Зевсе, царе богов, который правил Олимпом. Этот миф служил образцом нравственности, мудрости и справедливости.
- Миф о Геракле, сильном и храбром герое, который совершил двенадцать подвигов. Этот миф символизировал борьбу человека с силами зла.
- Миф об Одиссее, путешествующем герое, который вернулся домой после долгих странствий. Этот миф отражал верность, выносливость и хитрость.
Древнегреческие мифы имели огромное значение для культуры и искусства:
- Они вдохновляли художников, скульпторов и писателей на создание произведений искусства, таких как скульптура, живопись и литература.
- Мифы были основой для возникновения театра и жанра трагедии в древней Греции. Такие произведения, как "Орестея" и "Эдип в Колоне", были основаны на древнегреческих мифах.
- Мифы оказали влияние на этику и нравственность древних греков, помогая им понимать и раскрывать свой внутренний мир и отношения с окружающими.
Таким образом, древнегреческие мифы не только служили источником развлечения и знаний, но и являлись важной частью культуры и искусства, формируя мировоззрение древних греков и вдохновляя на создание произведений, которые остаются актуальными и сегодня.
3. Обсуждение с учащимися, какие из этих мифов они уже знают.
II мини-модуль. Содержательно-поисковый
Поэмы Гомера и отражение мифов в них.
- Рассказ о поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" и их связи с древнегреческими мифами.
- Анализ отдельных эпизодов из поэм, в которых отражаются древнегреческие мифы.
1. Поэмы Гомера, "Илиада" и "Одиссея" - главные произведения древнегреческой литературы. В них отражены древнегреческие мифы, предания и легенды, пронизанные мудростью, героизмом и человеческими страстями.
"Илиада" - это эпос, который описывает события в конце Троянской войны, фокусируясь на герое Ахиллесе и его конфликте с Агамемноном, царем микенских греков. Одним из ключевых мифов, отраженных в "Илиаде", является миф о Троянской войне, которая стала символом долгой и кровопролитной борьбы за честь, достоинство и победу. В поэме Гомера мы встречаем знакомых нам героев - Гектора, Париса, Одиссея, Агамемнона, которые становятся персонажами эпических сюжетов и образцами для подражания.
"Одиссея", в свою очередь, рассказывает о приключениях героя Одиссея после завершения Троянской войны, когда он скитался долгие годы перед тем, как вернуться в родные пенаты на остров Итака. "Одиссея" наполнена мифами о богах, монстрах, приключениях и испытаниях. Одиссей стал символом выносливости, хитрости, верности и веры в свои силы, образцом мужественного и мудрого героя.
2. Связь поэм Гомера с древнегреческими мифами заключается в том, что они основаны на традиционных мифологических преданиях и легендах, которые были известны древнегреческому обществу. Гомер использовал эти мифы как основу для создания своих произведений, добавляя к ним свой художественный взгляд. Таким образом, поэмы "Илиада" и "Одиссея" не только отражают древнегреческие мифы, но и вдохновляли их современников и последующие поколения на новые интерпретации и трактовки этой удивительной литературной традиции.
3. Обсуждение с учащимися, какие мифы они увидели в поэмах Гомера.
Пример 1. Отражение мифа о Троянской войне в поэме Гомера "Илиада":
В поэме "Илиада" Гомер описывает события, связанные с осадой города Трои и войной между ахейцами и троянцами. Один из ключевых эпизодов, отражающих миф о Троянской войне, - это поединок героев Ахиллеса и Гектора. Ахиллес, сын богини фортуны Фетиды, был непобедимым воином и только его пятка была уязвимым местом. Гектор, сын царя Приама, был отважным троянским воином.
В этом эпизоде отражается столкновение двух миров и идеалов: Ахиллес представляет ахейцев, честолюбивых и гордых, а Гектор - троянцев, защищающих свою родину и семью. Их поединок символизирует борьбу за выживание, а также непредсказуемость судьбы.
Пример 2. Отражение мифа о скитаниях Одиссея. "Одиссея" - поэма, описывающая приключения героя, который блуждал долгие годы, пытаясь вернуться домой после Троянской войны. Одиссей проходил через многочисленные испытания, сражался с монстрами и богами, чтобы вернуться к ждущей его жене Пенелопе и сыну Телемаху.
Эпизод с приключениями Одиссея отражает древнегреческий миф о выносливости и хитрости. Одиссей использует свой интеллект, лукавство и отвагу, чтобы преодолеть трудности и вернуться к своей семье. Его блуждания символизируют стремление к домашнему очагу, верность и веру в свои силы.
Эти эпизоды из поэм Гомера являются ярким примером отражения древнегреческих мифов в литературе. Они передают мудрость, нравственные уроки и жизненные ценности, которые были важны для древних греков и остаются актуальными и сегодня.
III мини-модуль. Контрольно-рефлексивный
Проведение рефлексии по итогам урока поможет оценить эффективность проведенного урока, выявить плюсы и минусы, а также получить обратную связь от учащихся. Вот несколько вариантов проведения рефлексии по итогам урока:
1. Круговое обсуждение:
- Предложите учащимся высказать свое мнение о том, что им понравилось на уроке, а что вызвало затруднения.
- Подведите итоги, обсудите, что было полезным и интересным, что можно улучшить.
2. Написание рефлексивного эссе:
- Предложите учащимся написать короткое эссе о том, что они узнали на уроке, какие моменты вызвали у них интерес и в чем были трудности.
- Прочитав эссе, вы сможете увидеть урок глазами учеников и понять, что стоит изменить или доработать.
3. Мини-анкетирование:
- Подготовьте несколько вопросов, на которые учащиеся могут ответить оценкой по шкале от 1 до 5.
- Проанализируйте полученные ответы и выделите основные тренды или проблемные моменты.
4. Создание коллективного мозаичного отзыва:
- Предложите учащимся написать на отдельных карточках или листках свои мысли, эмоции, впечатления об уроке.
- Соберите все карточки и расставьте их на доске, создавая общий отзыв в виде мозаики.
После проведения рефлексии по итогам урока важно проанализировать полученную обратную связь, выделить основные моменты для улучшения проведения следующих уроков и подумать над тем, как можно учитывать мнение учащихся в дальнейшем обучении.
IV. Домашнее задание
- Прочитать тексты о древнегреческих мифах и ответить на вопросы к тексту.
- Подготовить краткий рассказ о своем любимом мифе.