Учебный проект по русскому языку «Имя существительное» (3 класс)
Учебный проект по русскому языку «Имя существительное»
Данный проект проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Проект предназначен для учащихся 3 класса, занимающихся по программам «Русский язык»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Он поможет учащимся познакомиться и подружиться с существительными. Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях психологического комфорта.
Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 3 класса:
• Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
• Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
• Объединение слов в тематические группы.
• Конструирование сочетаний слов и предложений
• Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.
В результате продуктивной деятельности дети создают таблицы, копилки, творческие работы.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Познавательные:
умение находить существительные в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;
ставить вопросы к словам, определять к какой группе (части речи) относится,
ставить вопросы к словам в предложении;
видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении,
различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,
ученик получит возможность подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Находить ответы на вопросы.
Представлять информацию в виде карты Знаний .
Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (с помощью учителя).
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план) (с помощью учителя).
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Использовать начальные формы поиска, сбора и обработки информации (с помощью учителя)
Коммуникативные:
Умение принимать адекватно чужое мнение.
Умение работать в паре, группе.
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
- Что произойдет на Земле, если исчезнут все имена существительные?
Проблемные вопросы
Какую работу выполняет имя существительное в нашей речи?
Какие части речи являются друзьями имен существительных?
Можно ли имена существительные разделить на группы?
Почему поэтам и писателям необходимо знать много существительных ?
Учебные вопросы
Что такое имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Как связаны имена существительные с именами прилагательными?
Как определить род имен существительных?
Как определить число имен существительных?
Какие существительные относятся к одушевленным?
Какие существительные относятся к неодушевленным?
Может ли одно и то же существительное иметь несколько значений?
Употребляем ли мы в речи существительные с противоположным значением?
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на повторение материала по следующим темам:
• Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
• Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
• Объединение слов в тематические группы.
• Конструирование сочетаний слов и предложений
• Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.
по предмету «Русский язык» и ознакомлению с изобразительно-выразительными средствами русского языка, а также получение новых знаний о существительном, об этимологии различных существительных
Этапы проекта
I. Подготовительный
- Выбор темы в соответствии с учебным планом и программой.
- Постановка целей и задач проекта.
- Формулирование основополагающего вопроса.
- Определение тем для исследования.
- Создание стартовой презентации для учащихся.
II. Обсуждение.
- Демонстрация вводной презентации.
- Обсуждение проблемных вопросов по теме проекта.
- Выбор темы учащимися и представление групп «Имена существительные – предметы, которые нас окружают», «Имена существительные – явления природы», «Имена существительные – представитель экосистем».
- Распределение обязанностей в группе.
- Выбор исследовательских методов и форм представления результата.
- Ознакомление с правилами работы в группе, критериями оценки, планом работы в группе.
- Рекомендации по поиску информации.
III. Исследование.
- Обсуждение плана работы отдельных групп.
- Выдвижение гипотезы и путей решения проблемы.
- Поиск информации.
- Исследовательская работа учащихся.
- Консультативная помощь учителя.
- Устное самооценивание и взаимооценивание.
IV. Творческая работа.
- Работа в группах.
- Создание таблиц, творческих работ по теме исследования.
V. Оформление результатов проекта
- Самооценка учащихся при помощи листов оценивания.
- Оценка вклада в работу группы.
VI. Заключительный
- Презентация результатов проекта в форме защиты проекта.
- Оценка деятельности групп жюри с помощью контрольного листа оценивания.
- Оценка проектов детьми (проголосовать за проект, выполненный другими участниками).
Приложение № 1
И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется?________ |
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. ____________________ |
Частенько, при любой погоде Люблю гулять я на природе. Беру с собою свой сачок: Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок. Красивых столько там цветов! Туда пойти всегда готов. Его не тронул деда плуг. Там был, и есть, и будет. |
Не вода и не суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. _____________________ |
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это -_____ |
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее ___________ |
Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем!_______ |
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. ____________________ |
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви-только на макушке._____________ |
Без конца и края Лужа Не страшна ей злая стужа. В Луже ходят корабли, Далеко им до земли. _____________________ |
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый.______________ |
Межи деревянные, А поля стеклянные. ____________________ |
В полотняной стране По реке простыне Плывёт пароход, То назад, то вперёд, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать.__ _____________ |
Дом — стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется._____________ |
Привезли на кухню ящик Белый-белый и блестящий, И внутри все белое. Ящик холод делает. ______________________ |
Детям мы кроим одежду, Стрижем ногти на пальчиках, Подстригаем волосы Девочкам и мальчикам. ______________________ |
Папа с мамой на работе… Вдруг заехала к нам тётя. Чтоб отец мог мной гордиться, Я решил принарядиться. Рассмешил я тётю Нину Сунул две ноги в штанину. Вот это – цирковые трюки! Так я одел однажды _____________________ |
Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом пройдет - Там заметку кладет. ______________________ |
Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветная дуга Солнечная ___________ |
Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!________________ |
Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце Серебром блестит. ______________________ |
Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. ____________________ |
з-за серых гор высоких, Из чужих земель далёких Прилетела ведьма злая, Дикой песней всех пугая. Закружила она всё. Запуржила она всё. Стало холодно. _________________ |
У них овальные бока, Продолговатые слегка. Они бывают из лосьона, Из пива, чая, из бульона, Из меда, спирта, керосина, Сиропа, молока, бензина, Из сока яблок и айвы… Но чаще - из простой воды._______________ |
Как красивы полюса, Там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, Только это не салют. |
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4