12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранова Ольга Геннадьевна54
Россия, Томская обл., Лоскутово

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

3 КЛАСС УМК «НШ 21 ВЕКА»

 

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2011

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

3

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Имя существительное

Цель урока

создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает

Планируемые результаты

Предметные

- познакомить с именем существительным, как частью речи,

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

-учить находить признаки имён существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

 

Технологии

исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

 

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация. Слайд 1.

– Ребята! На уроке ни одна минута не должна пройти впустую. Давайте настроимся на плодотворную работу: «У нас всё получится!»

 

ll. Каллиграфическая минутка.

 

- Назовите парную согласную буквы ф и запишите её. (Это буква в).

- Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? Запишите её два раза. (Буква о)

- Назовите букву, которая обозначает [л], [лʹ]. (Буква л).

- Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте её буквой. (Это буква с).

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось? (СЛОВО).

Слайд 2.

- Запишите красиво собранное слово.

- Вот сегодня мы и посвятим ему, слову, урок. Что может обозначать слово? (У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действие).

lll. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Что вы любите делать больше всего?

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

-В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- В слове пошел приставка па-?

- Приставка стоит перед корнем?

 

Затруднения в индивидуальной деятельности

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.

(Дерево,смелость бег,красиво,бежать,собака)

- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

 

-Как вы думаете в чем трудность? Щелчок.

- Как называются эти части речи? (самостоятельные) Щелчок

 

- А есть слова, которые ничего не обозначают? (Предлоги, союзы)

- Как одним словом можно назвать эти части речи? (служебные) Щелчок

- Они бездельничают? (Они служат для связи слов в предложении).

lV. Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

 

Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? Сегодня на уроке мы поупражняемся:

в нахождении имен существительных;

в определении признаков существительных и их роли в предложении.

 

- Сегодня мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования сохранялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

 

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Классификация существительных по значению. .

Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130.

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.

-Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а)подчеркни имена существительные.

б)докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в)сделайте вывод

.Оцените свою работу в группах.

- Поработаем в группах. У каждой группы лист с заданием. Работаете по плану.

Молния, полёт, ходить, печаль, аккуратный, смелость, годовой, прыжок, гроза, грусть, хитрость, день, беспокойство, век, доброта, дождливый, мгновение, бег, туман, каникулы, радуга, трудолюбие, радостный, сутки, приседание, страх, иней.

 

Щелчок.

- Прочитайте и выпишите слова, которые называют:

1 группа – качества человека;

2 группа – названия состояний, которые испытывает человек;

3 группа – названия промежутков времени;

4 группа – название действий;

5 группа – явления природы.

- Капитан представляет работу, а все остальные группы – контролируют, правильно ли выбраны слова.

1 группа – аккуратность, смелый, хитрость, доброта, трудолюбие. Щелчок.

2 группа – печаль, грусть, беспокойство, радостный, страх. Щелчок.

3 группа – годовой, день, век, мгновение, каникулы, сутки. Щелчок.

4 группа – полёт, ходить, прыжок, бег, приседание. Щелчок.

5 группа – молния, гроза, дождливый, туман, радуга, иней. Щелчок.

 

- Что общего у выбранных слов? (это имена существительные)

- Какое значение у слов 1 группы? 2 ?...

- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные бывают разные по значению).

- У 1 группы, какое слово оказалось «лишним»? (смелый)

- Какая это часть речи? (имя прилагательное) Как определили? (поставили вопрос)

- А теперь от прилагательного смелый образуйте существительное. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренное слово, чтобы оно отвечало на вопрос (что?) и т.д. с комментированием.

В тетради: смелый - смелость

радостный – радость

годовой – год

ходить - ход

дождливый - дождь

 

 

 

Vl. Физкультминутка.

Если слово отвечает на вопрос (кто?) – поднимаете руки вверх; а если (что?) – руки вперед.

Услышите другую часть речи – приседаете.

Vll. Первичное закрепление во внешней речи.

- Ранее было сказано, что имя существительное – важнейшая часть речи. Давайте убедимся в этом и проведем эксперимент. Прочитайте отрывок из стихотворения и уберите все имена существительные. (У каждой группы лист с отрывком). Слайд 9.

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

- Что осталось? Понятно ли, что происходит в тексте? (Непонятно, мы не знаем, о каких предметах идёт речь.)

- Какие слова убрали? Зачитайте. (Снег, щенок, мух, двор, пух, забор)

- На какие 2 группы можно разделить слова?

(Щенок и мух - Отвечают на вопрос (кто?)).

! (могут поделить по числам: сущ-ые бывают во мн. ч и в ед. ч.; односложные и двусложные)

- Что ещё можете сказать об имени существительном? (Бывают одушевленными и неодушевлёнными). Слайд 10.

 

Классификация существительных по вопросам.

Работа с рубрикой “Давай подумаем” учебник с. 155

– Давайте подумаем и закончим предложение правильно.

- Итак, сделаем вывод:

Слова, которые отвечают на вопрос что? называют явления природы, растения, предметы.

Слова, которые отвечают на вопрос кто? называют людей, животных.

 

Vlll. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь поработаем самостоятельно.

- Прочитаем задание к упражнению.

- 1 вариант выполняет задание 1, а 2 – задание 2.

(Двое учащихся выполняют это задание у доски по вариантам)

Взаимоконтроль, анализ ошибок.

1 вариант: девочка, корова, петух, учитель, кошка, сова, комар.

2 вариант: сосна, ручка, кефир, дождь, снег, бумага, Москва.

- Написание, какого слова отличается от всех остальных?

Москва.

- Какое у него значение? (название города)

- Почему мы его пишем с заглавной буквы? (имя собственное)

- Что ещё мы относим к именам собственным? (название улиц, рек, стран,…) Например?

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Нарицательные - существительные, обозначающие общие понятия, классы предметов и явлений.

 

 

lX. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала.

Творческая работа в парах. Слайд 11.

- Предлагаю вам поработать творчески. Прочитайте запись. Что это? (слова)

Луна, сияние, освещение, земля.

- Нужно составить предложение из этих слов.

- Что их объединяет? (Это имена существительные).

- Можно ли из них составить предложение? Что нужно вам для этого сделать? (Изменить форму некоторых слов, превратить имена существительные в другие части речи).

- Какие предложения у вас получились?

- Запишем предложение с объяснением.

 

Лунное сияние освещает землю. Щелчок.

 

- Разберём это предложение по членам предложения и выясним, каким членом предложения может быть имя существительное. Щелчок.

 

X. Итог урока, рефлексия.

- Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.

д/з* учебник с. 131 упражнение № 3;

 

Используемые источники:

 

1. «Я иду на урок в начальную школу»: Русский язык: Книга для учителя – М.: Изд-во «Олимп»; Изд-во «Первое сентября», 1999 – 320 с.

2. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова[и др.], I полугодие/ авт.-сост. С.А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

1 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют качества человека.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

2 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, называющие состояние, которое испытывает человек.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

3 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют промежутки времени.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

4 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют действия.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

5 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют явления природы.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.

 

 

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

Л. Дьяконов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молния, полёт, ходить, печаль, аккуратный, смелость, годовой, прыжок, гроза, грусть, хитрость, день, век, беспокойство, доброта, дождливый, мгновение, бег, туман, каникулы, радуга, трудолюбие, радостный, сутки, приседание, страх, иней.

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

 

 

ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.