Учебный проект "Солнечная энергия"

1
0
Материал опубликован 15 July

Учебный проект "Солнечная энергия"



Проект внедрен с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде и рациональному использованию солнечной энергии; формирование и пропаганды экологического воспитания; обеспечение осведомленности учащихся по свойству солнечной энергии; формирование чувства ответственности за свои действия и активную жизненную позицию учащихся.

t1721033517aa.gif



Название проекта

Солнечная энергия

Ключевой вопрос

Какое влияние имеет солнечная энергия на Землю?

Тематические вопросы

Нужно ли Солнце?

Что мы знаем о Солнце?

Как связаны Солнце и литература?

Содержательные вопросы

Что такое энергия?

Чем заряжает Солнце все живое на земле?

Какое влияние имеет солнечная энергия на Землю?

В чем преимущества солнечной энергии?

Какой вред Земле могут нанести солнечные батареи?

Можно ли исчерпать энергию Солнца?

Что говорит о Солнце народ?

Встречали ли вы сказки и стихи о Солнце?

Краткое описание

Проект внедрен с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде и рациональному использованию солнечной энергии; формирование и пропаганды экологического воспитания; обеспечение осведомленности учащихся по свойству солнечной энергии; формирование чувства ответственности за свои действия и активную жизненную позицию учащихся.

Учащихся ждут социологические исследования и поиск информации для исчерпывающих ответов на поставленные тематические вопросы. Они будут составлять отчеты по результатам исследований и найденной информации, собирать и обрабатывать данные из Интернета и других научных изданий, раскрывающих суть содержательных вопросов.

Учащиеся будут разрабатывать Информационные бюллетени и разрабатывать веб-страницы с фотографиями, рисунками и статьями для школьного сайта. Учащиеся будут создавать и демонстрировать свои мультимедийные презентации и собственную сказку для класса и учащихся школы. В результате проекта учащиеся ответят на вопросы выдвинутые и усовершенствованные на протяжении разработки темы проекта.

Учебные предметы

Естествознание, литературное чтение, информатика.

Классы

3 – 4 класса

Государственные образовательные стандарты и обучающие программы

Учебная программа по предмету "Естествознание" 1-4 класса.

Учебные цели и ожидаемые результаты обучения

Предоставить учащимся информацию о ценности солнечной энергии. Осуществлять экологическое воспитание. Ознакомить с возможностями солнечного энергоресурса. Научить искать и использовать информацию по проекту. Научить представлять свою работу, аргументировать свою позицию.

Деятельность учащихся

Учащиеся создают презентации, публикации, Веб-страницу по результатам исследования и нашедшим самостоятельно информационным материалам или по рекомендациям учителя. В ходе работы участники проекта должны дать ответы на тематические и содержательные вопросы.

Приблизительное время, необходимое для реализации учебного проекта

4 недели

Входные знания и навыки

Учащиеся должны обладать элементарными знаниями о Солнце, уметь читать, разгадывать загадки, пользоваться ПК и другими цифровыми ресурсами.

Материалы и ресурсы

Учебные работы

Презентация

Воздействие солнечной энергии на Землю.

Инсценизация сказки.

Публикация

Школьная газета «Проба пера»

Веб-сайт

Другое

Фотоальбом

Юные исследователи

Дополнительные принадлежности и расходные материалы

Фотоаппарат, принтер, средство связи с Интернетом, лазерный диск, сканер, проектор, компьютеры, опытные средства, костюмы для инсценизации сказки.



Оценивание знаний и умений учащихся

Оценка учащихся проводится согласно критериям, разработанным для оценки презентации, веб-сайта, публикации. Оценка активности учащихся при работе над проектом в журнале оценивания работы над проектом.

Проект по теме: «Солнечная энергия»

Характеристика проекта:

по деятельности: исследовательско-информационный, творческий;

по количеству учебных предметов: межпредметный;

по количеству участников проекта: групповой;

по характеру контактов: внутренний;

по продолжительности выполнения: краткосрочный;

по характеру партнерских взаимодействий: кооперативный.

Цель и задачи:

Учить проводить поисковую деятельность, формировать естественную компетентность учащихся путем усвоения системы интегрированных знаний, планировать и выполнять практические задачи о Солнце,

представление о научной картине мира, потребности в познании нового, интересного;

формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации;

тренировать навыки работы в группе; делать выводы.

Развивать интерес к широкому использованию людьми солнечной энергии, внимания, мышления, памяти, сенсорных способностей, умения обмениваться мнениями.

Воспитывать общительность, организованность, бережное отношение к природе, уважение друг к другу, к науке.

Привлекать учащихся к обретению новых знаний на основе реальной жизненной практики.



Ход презентации проекта



I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. НАПРАВЛЕНИЕ К ЦЕЛИ

Отгадайте загадки.

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Все его любят, все его ждут, А кто посмотрит – каждый скривится.

(Солнце)

Послушайте, как Надежда Красоткина рассказывает о Солнце в своем стихотворении.

Вот солнышко появилось над миром,

И стало видно, тепло – везде красота!

Все зацветало зеленью и цветом,

На травах серебряно выигрывает роса.

Появилось солнышко и все живое

радуется и нежится

в приятном тепле.
А Солнце лучи горячие сеет,

И стало весело и радостно на Земле.

Земля поет, и радуются люди,

Растения, звери и птички малы.

Как Солнце есть, тепло и свет будет.

Жизнь будет цвести на всей Земле.

Что принесло Солнце миру?

Что означает «жизнь будет цвести на всей Земле»?

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

Нужно ли Солнце?

Что мы знаем о Солнце?

Что повествует о Солнце народ?

Что такое энергия?

Чем заряжает Солнце все живое на земле?

В чем преимущества солнечной энергии?

Какой вред Земле могут нанести солнечные батареи?

Можно ли исчерпать энергию Солнца?

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Воспользоваться дополнительной и энциклопедической литературой.

Определить, какую роль играет Солнце в Солнечной системе:

влияние на неодушевленную природу;

воздействие на живую природу.

Выяснить, какая альтернатива в солнечных батареях.

Провести самостоятельные исследования влияния солнечной энергии на прорастание семян.

Узнайте, что рассказывают о Солнце в художественной литературе.

Презентация работы

V. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учащиеся класса объединяются в группы:

I группа – «Исследователи»;

II группа - "Экологи";

III группа – «Практики»;

IV группа – «Читатели».

VI. ОБСУЖДЕНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ГРУППАМИ

I группа «Исследователи»

1. Технология «Микрофон» (сообщение учащихся)

Солнечная система – одна из огромного количества звездных систем галактики Млечный Путь. Здесь все космические тела вращаются вокруг звезды, которую мы называем Солнцем. Итак, Солнце – центр звездной системы. Кроме Земли, вокруг Солнца вращается еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Плутон.

Как и другие звезды, Солнце – огромный раскаленный газовый шар. Ученые подсчитали, что родилось оно примерно 4,5 миллиарда лет назад и за это время успело потратить около половины своего водородного топлива. Поэтому Солнце будет светить так же, как до сих пор, еще столько же – добрых 5 миллиардов лет, а дальше начнет постепенно остывать. Этого времени хватит не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших прапраправнуков!

Любопытно знать! На поверхности Солнца температура примерно 6000 – достаточно, чтобы расплавить любой попавшийся туда объект. А внутри оно гораздо горячее – температура ядра достигает 15 миллионов. Сравните: чтобы закипела вода, хватает всего 100 градусов.

Доказано, что цвет звезды зависит от ее температуры: самые «горячие» звезды – белые и голубые, а самые «холодные» – тускло-красные. Солнце – желтая звезда. Это означает, что она имеет среднюю для звезды температуру. За Солнцем можно наблюдать через телескоп.

2. Инсценизация «Интервью»

Корреспондент. У меня возник вопрос, что я адресую историку. Кто придумал телескоп?

Историк. Самые первые телескопы походили на очень большие подзорные трубы. Они появились в самом начале XVII века. Знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей изобрел аппарат из зеркал и линз, помогавший собирать слабый свет звезд и позволявший наблюдателю видеть то, что невозможно заметить невооруженным глазом. Телескоп Галилея увеличивал изображение в тридцать раз, и ученый первым увидел, что до него еще не видел никто, например, поверхность Луны!

Корреспондент. Какие современные телескопы?

Историк. Современные телескопы просто огромны. Скажем, диаметр радиотелескопа обсерватории в Пуэрто-Рико – 305 м!

Любопытно знать! Ежегодно с 1994 года 3 мая по всему миру отмечают День Солнца. Инициатором и организатором этого события стало Международное общество солнечной энергии.

Вывод: Солнце – большая раскаленная звезда, расположенная в центре звездной системы. За ним можно наблюдать через специальный телескоп.

II группа «Экологи»

1. Игра «Шифровальщик»

ПО + Е + НЭР + ГИ – ПО + Я = … (ЭНЕРГИЯ)

Что такое энергия? (Деятельность, сила) Энергия – это способность тел выполнять работу и двигаться.

Наша задача была выяснить, как влияет Солнце на живую и неживую природу и целесообразно ли использовать солнечные батареи.

2. Технология «Микрофон»

Солнце – звезда, вокруг которой вращается Земля и другие планеты солнечной системы. Несомненно, Солнце влияет на земную жизнь, на природу живую и неодушевленную: растительность, животных, людей, климат. Солнечный свет необходим землянам, как вода и воздух, а может быть, даже больше. Известно, что иногда солнечное излучение оказывает негативное влияние. Во всяком случае, влияние Солнца на земную жизнь огромно – отрицать это невозможно.

Солнце влияет на климат Земли и на все живые организмы – это определенно. Всем известно, что осенью, когда поверхность Земли получает меньше солнечного тепла и света, природа «засыпает» – деревья теряют листву, животные снижают свою активность, некоторые вообще впадают в спячку, пережидая зимние холода. Весной, с наступлением тепла, природа оживает. На деревьях снова появляются листья, животные пробуждаются после зимней спячки.

Многим, наверное, известно выражение: «Леса – легкие Земли». Это верно. Зеленые листья растений содержат зерна хлорофилла, с помощью которого происходит фотосинтез. В результате выделяется кислород, столь необходимый всему живому. А возможен фотосинтез только при наличии солнечного света.

Растения играют немаловажную роль в пищевом обеспечении как людей, так и животных. Для травоядных они – единственный источник питания. Растения накапливают энергию солнечного излучения, а затем ее получают люди и животные, питающиеся этими растениями.

Природные явления, такие как образование облаков, дождь, снег, туман и т.д. происходят благодаря круговороту воды. Солнечное тепло значительно ускоряет испарение. Без кругооборота воды в природе жизнь на Земле была бы невозможна.

Благодаря солнечному теплу на планете дует ветер, океанические течения перемещают большие массы воды, образуются волны. Солнце, как и Луна, оказывает влияние на приливные океанические процессы.

На атмосферу Земли оказывает влияние солнечный ветер. Он вызывает северные сияния и магнитные бури.

Люди используют ресурсы, добываемые из недр Земли – каменный уголь, нефть, газ. Все это остатки растений, произраставших на земле много миллионов лет назад. Теперь они отдают накопленную энергию.

Любопытно знать!

Не вся солнечная энергия, достигающая атмосферы, попадает на поверхность

Земли. Атмосфера поглощает и отражает часть энергии в космос, облака также отражают и поглощают энергию.

На самом деле, только 50% солнечной энергии проходит через атмосферу и попадают на поверхность Земли. И это очень хорошо, поскольку если бы поверхности Земли доставалось 100 процентов солнечной энергии, то наша жизнь очень отличалась бы от нынешней.

t1721033517ab.jpg

На сегодняшний день люди научились превращать солнечную энергию в электрическую. Самая большая в мире солнечная электростанция расположена в пустыне Мохаве в Калифорнии. Солнечная энергия является неиссякаемым бесплатным источником энергии.

Солнечная энергия может стать важнейшим источником энергии в будущем, потому что в ее использовании много преимуществ:

t1721033517ac.jpg

солнечная энергия неисчерпаема. Хотя Солнце и может исчезнуть за облаками на мгновение и недоступно ночью, но мы можем не волноваться об истощении его энергетических запасов. Ибо с появлением на небе Солнца – энергия возобновляется;

солнечная энергия не загрязняет окружающую среду, не выделяет вредных газов, ее нельзя разлить, как нефть;

энергия Солнца доступна и абсолютно бесплатно.

t1721033517ad.jpg

Вредят ли природе солнечные батареи?

После очищения кремния, входящего в состав солнечных батарей, остаются отходы. Именно они могут причинить вред человеку и окружающей среде при неправильном использовании.

Кроме того, на участке, полностью заставленном солнечными батареями, может нарушиться естественное освещение. Это приведет к изменениям в существующей экосистеме. Но в целом влияние на окружающую среду устройств, предназначенных для преобразования солнечной энергии, мало.

Интерактивное упражнение «Гронирование»





t1721033517ae.gif





Вывод: Солнечная энергия дает рост и развитие растениям, а они в свою очередь наделяют энергией животных и потребляющих их людей. Она оказывает влияние на фотосинтез. Благодаря нагреву поверхности Земли солнечными лучами существует ветер и круговорот воды в природе. Солнце влияет на климат и смены времен года. Благодаря Солнцу люди могут наблюдать за одним из лучших явлений природы – «Северным сиянием», но вместе с тем ощущать магнитные бури. А еще человечество научилось превращать этот неиссякаемый поток энергии в электрическую.

ІІІ группа «Практики»

(демонстрируют фотоальбом прорастания зерна при условии, когда оно получает солнечную энергию, и когда не получает)

Вывод: Для прорастания семян необходимы три условия: наличие воды, воздуха и тепла. Если не будет соблюдаться хотя бы одно из условий, семена не прорастут. Поэтому при посеве семян нужно помещать во влажную разрыхленную почву, нагревшуюся до определенной температуры.

IV группа «Читатели»

Наш народ всегда очень любил и ценил Солнце. О нем слагались сказки, рассказы и поговорки.

Игра «Соедини понятие»

Солнце – отец,

Солнце встанет, так

Солнце греет, солнце сияет,

Солнце низко,

вся природа оживает.

так и вечер близко.

а месяц отчим.

и утро настанет.



Инсценизация собственной сказки «Жажда жизни»

Вот и дождалась Осень своей поры. Она тщательно осматривала владения. Прекрасная волшебница позолотила листики на деревьях, заглянула в норку к ежику, чтобы укрыть его одеялом, ведь будет спать маленький зверек до весны. Она собрала и провела в дальнюю дорогу перелетных птичек. Как хорошая хозяйка решила проверить, все ли в порядке в амбарах и зернохранилищах. Но только она открыла дверь, налетел пакостный Ветер, подхватил Семена и понес куда глаза глядят. Бедное Семя умоляло Ветра:

- Отпусти меня, буйный Ветер. Я хочу прорасти весной прекрасным цветком.

- Хорошо, но приют теперь ищи себе само.

Долго шла обессиленная от холода Семенина, да и упала под большую грудку. Всю зиму пролежала она там.

Вот пришла долгожданная Весна. Солнышко нежно ласкало своими лучами земную поверхность. Оно легонько щекотало лепестки первоцветов. Отлично разогрело и гигантский Комок. Маленькое Семечко проснулось от длинного зимнего сна и стало вовсю своим ростком проталкиваться сквозь толстую глыбу земли. Вот оно и снаружи.

Какое счастье, я жива! Кого я должен благодарить за свое спасение?

Но Солнышко только улыбнулось и пошло дальше. Семена росли и уже превратились в прекрасный цветок, но всеже - очень хотелось ей поблагодарить Солнышко, ведь именно ему она обязана жизнью, поэтому постоянно возвращала свою головку, чтобы хотя бы когда-то встретиться с ним на пути. И так с утра до вечера. Цветок и сам не заметил, как стал похож на своего спасителя. Поэтому и начали называть тот цветок Подсолнечником, который до сих пор поворачивает свою головку, чтобы поблагодарить за тепло и свет, за энергию, дарящую жизнь.

t1721033517af.jpg

Вывод: Люди всегда знали, что солнечная энергия дает жизнь на Земле, поэтому слагали о Солнце поговорки, рассказы, сказки, наделяя человеческими качествами.

VII. Оценка





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.