Учебно - дидактический материал по биологии 6 класса «Дыхание животных»
Вариант 1. Задание: изучить текст, подчеркнуть слова, описывающие особенности строения механизм трахейного дыхания
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Механизм дыхания:
Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Дополнительная информация:
У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия (рис. со стр. 69 учебника)
Вариант 2. Задание: изучить текст, подчеркнуть слова, описывающие особенности строения механизм жаберногодыхания
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Механизм дыхания:
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Дополнительная информация:
Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружними. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика (рис. со стр. 69 учебника)
Вариант 3. Задание: изучить текст, подчеркнуть слова, описывающие особенности строения механизм легочного дыхания
Тип дыхания: лёгочное.
Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)
Механизм дыхания:
Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
Дополнительная информация:
Отвечаем на проблемный вопрос. Почему необходимо дышать постоянно?
Запасов кислорода в организме нет. Кислород является источником энергии, необходимой для жизнедеятельности организма и должен выводиться из организма непригодный для жизни углекислый газ (рис. со стр. 69 учебника).
Таблица: Дыхание у животных
Задание: продолжить заполнение таблицы
Типы дыхания | Орган дыхания | Примеры |
Клеточный | Вся поверхность тела | Простейшие, кишечнополостные,черви |
Кожный | Кожа | Земноводные |
| | |
| | |
| | |
Таблица: Дыхание у животных
Задание: продолжить заполнение таблицы
Типы дыхания | Орган дыхания | Примеры |
Клеточный | Вся поверхность тела | Простейшие, кишечнополостные,черви |
Кожный | Кожа | Земноводные |
| | |
| | |
| | |
Таблица: Дыхание у животных
Задание: продолжить заполнение таблицы
Типы дыхания | Орган дыхания | Примеры |
Клеточный | Вся поверхность тела | Простейшие, кишечнополостные,черви |
Кожный | Кожа | Земноводные |
| | |
| | |
| | |