Учебно-исследовательский проект «Азбука астрономических помощников человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска
Учебно-исследовательский проект
«Азбука астрономических
помощников человека»
выполнен учащимися
3 А класса
гимназии № 5 г. Брянска
Мещевцовой Виолеттой,
Мещевцовым Владимиром
Руководитель проекта
Коробова Э.В.
г. Брянск
Цели проекта: создать и опубликовать книгу «Азбука астрономических помощников человека», систематизировав и обобщив полученные в процессе изучения справочной литературы знания.
Задачи проекта:
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации,
- собрать необходимый для издания «Азбуки астрономических помощников человека» материал и распределить его в алфавитном порядке,
- развивать навыки взаимопомощи и взаимодействия при решении общих задач,
- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии,
- способствовать формированию интереса к получению знаний в области астрономии,
- развивать познавательную активность.
Авторы проекта: учащиеся МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска Мещевцова Виолетта, Мещевцов Владимир
Возраст участников проекта: 9 лет
Использованные средства: анкетирование, беседы с преподавателем физики, беседы с родителями, справочная литература, Интернет.
Сроки исполнения: сентябрь– февраль
Аннотация проекта
Материал учебно-исследовательского проекта «Азбука астрономических помощников человека» посвящен приборам, инструментам, аппаратам, которыми пользовались астрономы и в глубокой древности и пользуются в наше время. Астрономические приборы и инструменты перечисляются в алфавитном порядке. В статьях содержится информация о назначении прибора или инструмента, его изобретателе.
При написании работы использовалась научная, справочная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернета.
Материалы проекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий.
Введение
Астрономия существует уже несколько тысяч лет. Наблюдение и изучение звездного неба всегда было самым увлекательным занятием. Что такое звезды? Как они устроены? Отчего зажигаются на небе? Эти вопросы всегда волновали людей.
Самые первые астрономы наблюдали звезды, глядя на небо невооруженным взглядом, позже стали использовать специальные приборы. Мы захотели узнать, какие приборы использовались раньше астрономами и какие используются сейчас. Мы решили составить «Азбуку астрономических помощников человека», ведь очень мало наших одноклассников, как показали результаты анкетирования, знают о том, какие существуют инструменты и приборы, помогающие астрономам в изучении небесных тел. Девизом нашей работы стали слова Аристотеля: «Мы не ищем никаких других знаний, кроме избавления от незнаний».
Азбука астрономических помощников человека
Астролябия – универсальный переносной инструмент. С ее помощью можно было определить положение светил на небе. Мы узнали, что астролябия помогала не только астрономам, но и путешественникам ориентироваться по звездам, чтобы не сбиться с пути. Самая ранняя из сохранившихся астролябий, изготовленная в 927 году, находится в Национальном музее Кувейта. Впервые астролябия появилась в Древней Греции. Предполагают, что ее изобрел астроном Гиппарх в
150 г. до н.э.
Астролябия
АМС – автоматическая межпланетная станция, которая ведет изучение далеких небесных тел. Космонавтов на станциях нет. Советская станция «Венера-13» в марте 1982 г. осуществила посадку на Венеру и передала на землю цветные фотографии этой планеты и произвела анализ грунта этой планеты.
Автоматическая межпланетная станция
Блинк – компаратор – астрономический прибор для поиска на фотографиях звездного неба изменяющихся объектов: малых планет, звезд и др. Он используется для сравнения полученных в разное время на одном и том же инструменте изображений данного участка звездного неба. Прибор редко используется в настоящее время. Мы узнали,
что в честь этого прибора назван астероид (566) Стерескопия, открытый в 1905 г. – первый астероид, открытый при помощи этого прибора.
Блинк-компаратор
Гномон – древнейшее приспособление для астрономических наблюдений. Гномон представлял собой стержень, установленный на плоской ровной площадке. По направлению и длине отбрасываемой им тени можно было определить время суток. Точность таких солнечных часов невелика, ведь солнце день ото дня меняет свою высоту над горизонтом, поэтому длина тени гномона тоже изменяется. Принято считать, что гномон изобрел древнегреческий философ и астроном Анаксимандр Милетский.
Гномон
Дифракционная решетка – это оптический прибор, состоящий из большого количества узких, близко расположенных линий, нанесенных на вогнутую оптическую поверхность. Используются решетки чаще всего а астрономических спектографах.
Дифракционная решетка
Зенитная труба – это телескоп, предназначенный для измерения позиций звезд. Идея зенитной трубы была выдвинута астрономом Дж. Эйри в середине 19 века, а построена она и установлена была в США в
1911 г
Зенитная труба
Искатель – телескоп – небольшой телескоп, присоединенный к трубе большего инструмента, используемый для поиска небесных объектов. Искатель – важный элемент телескопа. Это – прицел, он позволяет наводить трубу телескопа на выбранный объект наблюдений.
Искатель-телескоп
Квадрант – старинный астрономический прибор для наблюдения за звездами. Построен был знаменитым астрономом Улугбеком – внуком полководца Тамерлана. Первый квадрант представлял собой огромную шкалу, по ней двигалась тележка. Астроном смотрел через закрепленный на ней «глазок» в окно с перекладиной, расположенное в стене здания. Движения тележки позволяли наблюдать небесные светила на разной высоте над горизонтом.
Квадрант
Луноход – самоходный аппарат для исследования Луны. Луноходы изучают состав лунного грунта и проводят съемки поверхности Луны. Первый луноход был доставлен на Луну в 1970 г.
Луноход
Марсоход – аппарат для изучения Марса. Совсем недавно, 6 августа 2012 г. совершил на Марс посадку один из них. Планируется, что он просуществует на Красной планете один марсианский год - 687 земных дней или 669 марсианских и проведет исследования атмосферы и климата планеты, будет искать воду и ее следы и определять, был ли когда-то Марс пригоден для жизни и есть ли на нем места, пригодные для жизни сейчас. За проведенное на планете время он уже обнаружил породы, которые могли сформироваться в потоках быстро текущей воды и нашел необычный камень (около 40 см), имеющий непривычный для Красной планеты, но привычный для земной поверхности, химический состав.
Марсоход
МКС – международная космическая станция, которая представляет собой огромный орбитальный комплекс, лабораторию для работы исследователей космоса из разных стран мира.
МКС
Ноктюрнал – простой прибор для определения времени ночью.
Ноктюрнал
Окуляр – набор линз, предназначенный для увеличения и фокусировки изображения.
Окуляр
Пиргелиометр – прибор для измерения солнечной радиации. Первым прибор создал в 1881 г. ирландский физик Джордж Стокс.
Пергелиометр
Радиотелескоп – инструмент для обнаружения, приема и анализа радиоволн от любого космического источника. Человек такие волны ощущать не может. У радиотелескопа – огромная чашеобразная антенна, она принимает радиоволны. Потом эти сигналы обрабатывает компьютер. Радиотелескоп был изобретен благодаря открытию, которое случайно сделал в 1931 г. американский физик Карл Янский. Исследуя с помощью антенны радиопомехи, возникающие во время грозы, он неожиданно обнаружил радиоизлучение, идущее из космоса. С помощью радиотелескопов ученые узнали много нового о далеких звездах и планетах. Самый большой в мире радиотелескоп построен на острове Пуэрто-Рико в Атлантическом океане. Он не только принимает радиоволны, но и сам посылает сигналы в космос.
Радиотелескоп
Солнечный телескоп – астрономический инструмент для наблюдений за Солнцем.
Солнечные телескопы
Телескоп – прибор, предназначенный для наблюдения небесных тел. В 1609 г. Галилео Галилей собрал первый в мире телескоп – зрительную трубу, способную увеличивать наблюдаемые объекты в 32 раза. Наблюдая за небом с помощью телескопов, увеличивающих изображение в десятки и сотни раз, астрономы обнаружили множество звезд, недоступных человеческому зрению, открыли спутники Юпитера, увидели кольца Сатурна, впадины и горы на Луне.
Телескоп Галилея
Универсальный инструмент – переносной угломерный инструмент для решения многих задач астрономии, в частности, для измерения высот небесных светил.
Универсальный инструмент
Фильтр – вспомогательное устройство. Цветные фильтры способствуют увеличению контрастности и помогают обнаружить отдельные детали при наблюдении планет.
Фильтр
«Хаббл» - космический телескоп имени Э.Хаббла, его иногда называют просто «Хабблом». Запущен в орбитальный полет 24 апреля 1990 г. Это уникальная космическая обсерватория с телескопом диаметром около 2,5 м. Его масса – 12 тонн. Благодаря снимкам, сделанным «Хабблом», изменились представления ученых о строении и развитии Вселенной. Телескоп обнаружил неизвестные звезды и галактики.
Телескоп «Хаббл»
Целостат – вспомогательный астрономический инструмент, содержащий плоские зеркала. Зеркала вращаются с помощью часового механизма. Разработан и впервые изготовлен Габриэлем Липпманом.
Целостат
«Чандра» - космическая рентгеновская обсерватория. Запущена на орбиту 23 июля 1999 г. Названа в честь известного американского физика С. Чандрасекара. С ее помощью изучается центр нашей Галактики – Млечный Путь, открыт новый тип черных дыр.
Обсерватория «Чандра»
Заключение
Закончив работу над проектом, мы сделали вывод: чтобы разгадывать загадки звезд, нужна новая, совершенная техника. И она постоянно появляется. То, что когда-то считалось фантастикой, для нас стало реальностью. Еще совсем недавно люди могли видеть звезды только в «зрительную трубу» - оптический телескоп. Сейчас есть радиотелескопы, а изучение космоса ведется с помощью космических кораблей. В распоряжении ученых – межпланетные космические станции, орбитальные телескопы, космические обсерватории… И мы не сомневаемся, что в будущем на самых близких к нам планетам возникнут космические базы. Может быть, кому-то из нас доведется туда отправиться и продолжить разгадывать тайны звездного неба.
По результатам проектной работы нами была выпущена «Азбука астрономических помощников человека», которая была подарена каждому классу начальной школы нашей гимназии.
Наша работа заинтересовала одноклассников, они с удовольствием изучают нашу азбуку и проявляют интерес к чтению книг по астрономии. Мы сами очень много узнали нового и очень многому научились: находить нужную информацию, анализировать её, делать выводы и нести ответственность за порученное дело. Но главное, мы поняли, как интересна и увлекательна наука астрономия!
Список литературы
1. Л. Сикорук. Телескопы для любителей астрономии. М.: Наука, 1990
2. Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга. Том 3. М.: Наука, 1971
3. М.М. Дагаев, В.М. Чаругин. Астрофизика: книга для чтения по астрономии. М.: Просвещение, 1988
4. В.П.Цесевич. Что и как наблюдать на небе. 5-е изд., М.: Наука, 1979
5. И.А.Климишин. Календарь и хронология, 2-е изд., М.: Наука, 1985
6. Г.Н.Дубошин. Небесная механика. 2-е изд., М.: Наука, 1968
7.Н.В.Володомонов. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 1987
8. Детская энциклопедия. Астрономия и космос. М.: Росмэн, 2011
9. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Т.1/Ликум А. – Филологическое общество «СЛОВО», Компания «Ключ-С», 1993
10. Энциклопедия «Космос». М.: Росмэн, 1995
11. И.Г.Колчинский, А.А.Корсунь, М.Г. Родригес. Астрономы. 2-е изд., Киев, 1986
12. Б.М.Яворский, А.А.Детлаф. Справочник по физике. 6-е изд., М.: Наука, 1974
13. Сайты Интернета:
http://www.astrotime.ru/historu.html
http://astronomya. com/index.php/site/comments/n_1110
http://www.telescopehistory.ru
13