Информационно-исследовательский проект «Космическое право в вопросах и ответах»

4
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска

Информационно-исследовательский проект

Космическое право в вопросах и ответах


выполнен ученицей  3 А класса

гимназии № 5 г. Брянска

Скреметовой Владой

Руководители проекта:

Скреметова Е.К.

Коробова Э.В.


 


 

г. Брянск, 2018 г.


 

Цель проекта: дать ответы на важные вопросы космического права. Задачи проекта:

- создать и опубликовать брошюру « Космическое право в вопросах и ответах», систематизировав и обобщив полученные в процессе изучения литературы знания,

- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации,

- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии,

- способствовать формированию интереса к получению знаний в области космического права,

- развивать познавательную активность.

Автор проекта:

ученица 3 А класса МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска Скреметова Влада

Возраст участника проекта: 9 лет

Использованные средства: анкетирование, беседы с родителями, справочная и научная литература, материалы периодической печати, Интернет.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, обобщение.

Сроки исполнения: сентябрь 2017 г. – февраль 2018 г.

 

 

Аннотация проекта


 

Материал информационно-исследовательского проекта

«Космическое право в вопросах и ответах» посвящен изучению правовой основы деятельности государств и их граждан в космическом пространстве, основных принципов, которым должны подчиняться и следовать государства при осуществлении свои прав по использованию и исследованию космоса. В проекте рассказывается, на какой основе сотрудничают государства в области освоения космоса, ведь результаты их космической деятельности могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира.

Объём работы – 13 страниц. Работа содержит приложения – результаты анкетирования одноклассников и напечатанную брошюру.

При написании работы использовалась научная, справочная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернета.

Материалы проекта могут быть использованы учителями начальных, средних и старших классов при подготовке к урокам окружающего мира, астрономии, права и проведения внеклассных мероприятий.


 


 

Содержание стр

1. Введение _____________________________________________________________________________5

2. Вопросы и ответы

Что такое международное космическое право?______________________________________________6

Когда возникло международное космическое право?________________________________________6

Кто должен был возглавить и проверять создание и соблюдение прав в космосе? _______________7

Как расшифровать КОПУОС? ____________________________________________________________7

Чей космос? Какой стране или каким странам он принадлежит? _____________________________7

Где начинается космос, о котором ведется речь? ____________________________________________8

Что входит в понятие «космическое пространство»? ________________________________________8

На каких представлениях основано космическое право?_____________________________________9

Кто отвечает за любые действия в космосе?_________________________________________________9

Кто контролирует и отвечает за запущенные спутники, орбитальные станции? ________________ 9

Как поступают, если космонавт приземлится в чужой стране? _______________________________10

Какие документы подготовил КОПУОС по международному праву? __________________________10

Какой документ из всех самый главный?___________________________________________________10

Как поступать в случаях бедствия, аварии, вынужденной посадки космонавтов? _______________11

Если принесен ущерб стране каким – либо космическим объектом, кто и как за это отвечает? ___11

Как регистрируют запуск космического объекта? ___________________________________________ 12

Кому можно использовать Луну? _________________________________________________________ 12

Какие правовые проблемы могут возникнуть на Луне?_____________________________________ 13

Только 5 документов в «Космическом праве»? _____________________________________________ 13

В конвенции рассматриваются вопросы о радиосвязи в космосе? ___________________________ 13

Где находится геостационарная орбита и что это за орбита? _________________________________ 14

Сколько космических объектов сегодня в космосе? _________________________________________ 14

Что является для Земли экологической угрозой? _________________________________________ 15

Как надо, согласно космическому праву, бороться с космическим мусором? __________________ 15

Откуда пошла угроза ядерного заражения из космоса? _____________________________________ 15

Что такое коммерциализация космической деятельности? __________________________________ 16

Что такое милитаризация космического пространства? _____________________________________ 16

Нужно как-то подготовиться к встрече с внеземными цивилизациями? _____________________ 17

Разрабатываются ли правила общения с инопланетянами? _________________________________ 17

3. Заключение __________________________________________________________________________ 17

4. Список литературы ___________________________________________________________________ 18

5. Приложения __________________________________________________________________________ 19

1. Введение.

Освоение космоса, космические полеты и туризм стали настолько привычными, что уже невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

Я задумалась: если на Земле деятельность людей и государств регулируется с помощью законов, как же регулируется эта деятельность в космическом пространстве? На какой основе сотрудничают государства в области освоения космического пространства, ведь результаты их космической деятельности могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира? Например, телевизионные передачи с помощью спутников могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

Я беседовала с одноклассниками, провела анкетирование1 и поняла, что мне хочется узнать об этом и поделиться с одноклассниками знаниями.

Так возникла идея создать проект, в котором были бы рассмотрены права

государств в космическом пространстве, права по использованию космических тел и объектов, основные принципы, которым должны подчиняться и следовать государства при использовании и исследовании космоса.


 


 

____________________________________________________

1. См. приложение 1


 

2. Вопросы и ответы

1. Что такое международное космическое право?

- У каждого человека есть права и обязанности. Такие права и обязанности есть у космонавтов и целых стран. Свод прав космонавтов и стран, осваивающих космос, назвали «космическое право». Так как страны разные, то это «международное космическое право». Все права и обязанности, связанные с космосом, описаны в документах.

2. Когда возникло международное космическое право?

В ХVIII веке появились воздушные шары. Когда они стали летать над Парижем, на это отреагировали власти. Глава полиции выпустил приказ, запрещающий полеты над городом без специального разрешения. Это был первый правовой акт, регулирующий использование воздушного пространства.

В дальнейшем, когда появились самолеты, возникло воздушное право. Его продолжением стало право космическое. После того как на орбите появились первые спутники, возникла необходимость регулировать все, связанное с космическими полетами, международными договорами. В качестве предварительной меры Генеральная ассамблея ООН приняла несколько деклараций. Потом начался уже серьезный межгосударственный договорный процесс.

3. Кто должен был возглавить и проверять создание и соблюдение прав в космосе?

- В 1958 году создается для этого Комитет, который должен изучать правовые вопросы освоения космоса. В 1959 году он утвержден ООН. Его назвали КОПУОС.

4. Как расшифровать КОПУОС?

- КОПУОС – это комитет по использованию космического пространства в мирных целях (он является основным межправительственным органом ООН, активно действующим сфере космической деятельности).

Эмблемы КОПУОС

5. Чей космос? Какой стране или каким странам он принадлежит?

- Космическое пространство и небесные тела, например, Луна, планеты, служит интересам всего человечества. Они свободны для использования и изучения всеми государствами Мира. По международному космическому праву и Уставу ООН космос не может принадлежать одной стране или отдельным странам. Он общий для всех стран. Это является главным принципом космического права.

6. Где начинается космос, о котором ведется речь?

- Такой вопрос возникает у многих, ищут черту – границу атмосферы и космоса. Но  четкой границы нет. Чем выше вы поднимаетесь, тем разреженнее атмосфера. Это легко увидеть в кресле самолета и глядя на небо через иллюминатор. Даже на высоте 10 км над землей видно, что небо приобретает более синий и даже фиолетовый оттенок. Это в атмосфере находится все меньше и меньше частиц газа, которые рассеивают синий свет. Если подняться до 20 км, небо будет фиолетовым. Если подняться выше, то перестает работать летательный аппарат из-за слишком разреженной атмосферы. Тут необходимы уже ракетные двигатели. Это будет на высоте 100 км над уровнем моря. Официально в авиации и космонавтике именно высота в 100 км над уровнем моря признана границей космоса и верхней границей государств.

7. Что входит в понятие «космическое пространство»?

- Космическое пространство – это пространство выше 100 км. В космическом праве, определяя права и обязанности стран, использующих космос, включены еще Луна и другие небесные тела.

8. На каких представлениях основано космическое право?

- Космическое право ориентировано на то, что космос – благо всего человечества и он должен служить всему человечеству, учитывая интересы всех государств, независимо, как в них развиты наука и техника.

9. Кто отвечает за любые действия в космосе?

- За любую деятельность в космосе государства несут полную международную ответственность. Государство несет ответственность за то, что выполняют отдельные люди с космосом, в космосе. При этом отвечающее государство учитывает интерес всех государств. Если какой-то планируемый эксперимент в космосе может нанести неожиданный ущерб другому государству, то необходимо провести международные консультации.

10. Кто контролирует и отвечает за запущенные спутники, орбитальные станции?

- При старте объекта в космос он записывается в реестр страны, осуществляющей запуск. Отвечает и контролирует то, что уже летает в космосе, страна, в реестр которой был записан этот объект. Кроме объекта, страна отвечает за космический экипаж и все его действия. На каждом скафандре и шлеме есть название страны, ее герб и флаг, название космического агентства, фамилия, имя, отчество космонавта. Шевроны на космических «костюмах» - сведения о стране.


 

11. Как поступают, если космонавт приземлится в чужой стране?

- Космонавт – посланец всего человечества в космос. Приземлившемуся космонавту должна быть оказана помощь страны, в которой он непредвиденно оказался. Затем космонавт незамедлительно отправляется в страну, где записан его космический корабль. До сих пор космонавты России, как и СССР, не приземлялись нигде, кроме Казахстана. С этим

Приземление космонавта государством у России есть соглашение о таком приземлении.

12. Какие документы подготовил КОПУОС по международному праву?

- Это 5 документов:

1. Договор по космосу.

2. Соглашение о спасении и возвращении.

3. Конвенция об ответственности.

4. Конвенция о регистрации.

5. Соглашение о Луне.

13. Какой документ из всех самый главный?

- Главный документ – «Договор по космосу». Это сокращенное название, а полное – «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 19 декабря 1966 года. Вся деятельность в космосе подчиняется этому Договору.

14. Как поступать в случаях бедствия, аварии, вынужденной посадки космонавтов?

- На этот вопрос отвечает «Согласие о спасении и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство» от 22 апреля 1968 года. С космонавтами, нуждающимися в помощи, надо обращаться с особой заботой и помочь им поскорее вернуться на Родину. Соглашение предусматривает возвращение и космических аппаратов, их частей в страну, которая их запустила (по просьбе страны).

Спуск космонавтов

15. Если принесен ущерб стране каким–либо космическим объектом, кто и как за это отвечает?

- Есть документ «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом» от 29 марта 1972 года. Государство, запустившее космический объект, который нанес ущерб, выплачивает стране или ее жителям конкретно компенсацию за этот ущерб на Земле или в воздухе воздушному судну. Если ущерб нанесен в других местах, то виновность космического объекта надо доказать.

16. Как регистрируют запуск космического объекта?

- Это регулирует «Конвекция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» от 12 ноября 1974 года. Она налагает ответственность стран за создание национального реестра о запуске в космос объектов. В реестре надо указать дату и место запуска, изменение параметров орбиты после запуска (если были), дату возвращения (в

Запуск космического объекта ближайшие сроки – до нескольких недель, месяцев), общее назначение полета. Страна не обязана раскрывать истинное назначение спутника. Ни разу еще не сообщалось о военной цели запуска. Маркировка корабля добровольная.

17. Кому можно использовать Луну?

- Об этом говорится в «Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах» от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года. В нем сказано, что Луна используется только в мирных целях. Луноход на Луне

На Луне запрещаются любые враждебные действия или угрозы враждебных действий. По Соглашению Луна – общее наследие человечества. Луну можно изучать и использовать всем государствам.

18. Какие правовые проблемы могут возникнуть на Луне?

Проблем может возникнуть масса. Луна может рассматриваться как хороший источник энергоресурсов. Земные запасы газа и нефти рано или поздно подойдут к концу. Но в образцах лунного грунта обнаружилось большое содержание материала, который является хорошим топливом для ядерных реакторов. Им можно обеспечить всю Землю даже с учетом роста населения. Допустим, какое-то государство решит разрабатывать эти запасы. Но как это сделать, если, в соответствии с договором 1967 года, все страны имеют равное право на лунную территорию?

Луна – удобная площадка для более дальних экспедиций, например, на другие планеты или астероиды. Сила тяжести там в шесть раз меньше и отсутствует атмосфера, соответственно, для взлета нужно меньше энергетических затрат. Но если одна страна оборудует там, к примеру, взлетно-посадочную полосу, значит ли это, что ею могут пользоваться все остальные страны? Аналогичные вопросы встанут и при освоении других небесных тел, в том числе астероидов, на которые тоже будет распространяться принцип «коллективной собственности».

19. Только 5 документов в «Космическом праве»?

- Нет. Начиная с 1982 года, принимались и другие документы права, например « Международная конвенция электросвязи».

20. В конвенции рассматриваются вопросы о радиосвязи в космосе?

- Да. Радиосвязь в космосе осуществляется, согласно «Международной конвенции электросвязи», принятой 6 ноября 1982 года Международным союзом электросвязи (МСЗ). В Конвекции указаны частоты для радиосвязи. Еще данная Конвекция рассматривает геостационарную орбиту и ее доступ для всех государств.

21. Где находится геостационарная орбита и что это за орбита?

- (ГСО) — круговая орбита над экватором Земли (0° широты), находясь на которой,  спутник обращается вокруг планеты со  скоростью, равной скорости вращения Земли. На ней спутник «висит» в небе неподвижно. Поэтому спутниковая антенна, однажды направленная на такой спутник, всё время остаётся направленной на него.

Геостационарная орбита используется для размещения искусственных спутников. Спутник должен обращаться в направлении вращения Земли на высоте 35 786 км над уровнем моря. Первым спутником, успешно выведенным на эту орбиту,

Syncom-3 был Syncom-3, запущенный NASA в августе 1964 года.

22. Сколько космических объектов сегодня в космосе?

- В космосе отслеживается сегодня более 15 000 космических объектов. Только на Земной орбите вращается около 1100 операционных спутников.

Но это не весь список. Вокруг планеты вращается множество искусственных объектов. Среди этого Космический мусор

мусора заметны ускорители, неактивные спутники и даже детали кораблей и костюмов. Было подсчитано, что на орбите находится примерно 21000 объектов, больше 10 см (малая часть – спутники). 500000 обломков достигают размера 1-10 см.

23. Что является для Земли экологической угрозой?

Рисками – экологической угрозой в космосе являются:

- перегруженность околоземного пространства,

- космический мусор,

- вредное воздействие ракетного топлива на атмосферу и ионосферу,

- радиоактивное загрязнение.

24. Как надо, согласно космическому праву, бороться с космическим мусором?

- Нужно продумать удаление неработающих спутников и всего космического мусора в целом. В будущем надо ограничить космическое загрязнение.

Космический пылесос глазами детей

25. Откуда пошла угроза ядерного заражения из космоса?

- Эта проблема возникла после распада над Канадой советского спутника «Космос - 954» в 1978 году. Спутник вел наблюдение за морем. По нынешним оценкам спутников с ядерным топливом сегодня 25 – 100 (по разным оценкам). Их размещали и США, и Россия, и другие страны на земной орбите. Вот сегодня уже и нужны нормы топлива, которое может быть использовано спутниками.

26. Что такое коммерциализация космической деятельности?

- Возрастает роль коммерческих основ космических полетов. Все чаще частники вкладывают свои средства в спутниковые службы. Стала доступна коммерческая основа выхода на орбиту космических объектов.

Космические туристы глазами фантастов

27. Что такое милитаризация космического пространства?

- Это использование космоса в военных целях. И это уже намечается:

1. Системы защиты от спутников.

2. Системы противоракетной обороны.

3. Оборонные системы стратегического значения.

28. Что намечается развивать в вопросах космического права?

- Сейчас важно создать правовой документ по космическому туризму. Но необходимо расширять и правовые вопросы по:

антимилитаризации освоения космоса,

экологии космоса и космических полетов,

коммерцилизации космических полетов.

29. Нужно как-то подготовиться к встрече с внеземными цивилизациями?

Разумеется. Если мы, к примеру, обнаружим на одном из небесных тел техногенный объект внеземного происхождения, как мы должны к нему относиться? Неумелое обращение с ним может принести вред человечеству. Регламент действий в подобном случае должен быть определен. Но этого пока не сделано. Хотя международное соглашение о порядке действий в случае приема инопланетного сигнала уже существует.

30. Разрабатываются ли правила общения с инопланетянами?

Эта наука начинает формироваться, она называется метаправо. Но пока речь идет не о международных соглашениях, а лишь об отдельных научных работах.

Заключение

Работу над проектом я закончила и сделала вывод, что в основе международного космического права лежит идея мира и мирного сосуществования государств.

Космическая деятельность человечества становится все более масштабной и разнообразной. А это значит, что при ее регулировании все чаще придется сталкиваться с юридическими вопросами. Если я в будущем стану юристом, то обязательно буду изучать космическое право, ведь космическая деятельность должна служить на благо человека, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и других связей между странами и народами.

Список литературы

Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное космическое право. – Учебник «Международное право» (гл. XIII). – М.: 1998. с. 364.

Международное космическое право. П/р. Пирадова А.С. М. 1997. 279 с.

Словарь международного космического права. - М, 1992


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся 3 А класса

Всего учащихся в классе – 27 чел.

Анкетировались - 21 человек

Знаешь ли ты, что существует космическое право?

Да – 3 чел. Нет – 18 чел.

Знаешь ли ты, сколько спутников летает сейчас на орбите Земли?

Да – 2 чел. (больше 1000 спутников) Нет – 19 чел

Знаешь ли ты, какой стране принадлежит право пользоваться Луной?

Да – 0 чел. Нет – 21 чел.

Кто должен оказать помощь приземлившемуся космонавту?

Знаю – 2 чел. Не знаю – 19 чел.

Кому могут принадлежать обломки упавшего на Землю метеорита?

Знаю – 4 чел. Не знаю – 18 чел.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.