Учебно-методическое пособие по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle

3
0
Материал опубликован 10 February 2021 в группе

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Сургутский государственный университет»

Медицинский колледж

 

Учебно-методическое пособие

по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle


 

Сургут, 2020 г.

Учебно-методическое пособие по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle составлено для преподавателей медицинского колледжа.


 

Составители учебно-методического пособия:

директор медицинского колледжа Бубович Е. В. ___________

преподаватель медицинского колледжа Кравченко Т.Э. _____________

преподаватель медицинского колледжа Матвеев Е.А. ____________

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического совета медицинского колледжа

Протокол №_________ от _________________ года

Председатель УМС МК _________________ Абросимовская Е.А.


 

В последние годы существенно повысились требования к уровню подготовки специалистов. Качество полученного им образования становится важнейшим условием востребованности специалиста. Одним из возможных путей повышения качества подготовки специалистов является использование (наряду с традиционными технологиями обучения) новых дистанционных технологий обучения. Дистанционное обучение осуществляется с использованием в учебном процессе телекоммуникационных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Использование дистанционных методов обучения, в частности, дает возможность установления индивидуальной траектории обучения, выбора обучаемым подходящего для него темпа прохождения курса, возможность дополнительного промежуточного контроля усвоенных знаний, что, в конечном итоге, и позволяет повысить уровень подготовки специалистов.

Несомненно, что большой интерес к дистанционному обучению, который существует сегодня во всем мире, имеет объективную основу и по другим причинам. С одной стороны, растет потребность в непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного обучения при относительно низкой себестоимости.

Дистанционное обучение - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, растет и число образовательных организаций, использующих их в учебном процессе.

Основной инструментарий, используемый в системе дистанционного обучения СурГУ – это система http://moodle.surgu.ru/, которая представляет собой совокупность технологических программных систем, каждая из которых реализует определенный набор функций.

Электронный учебный курс (ЭУК), размещенный в системе управления электронным обучением Moodle – это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. ЭУК рассматривается системой дистанционного обучения как самостоятельная учебная единица, которая может быть назначена для изучения.

Рекомендуемые этапы работ при создании ЭУК:

1. Определение структуры ЭУК в соответствии с требованиями (Таблица 1).

2. Сбор и обработка информации (подготовка текстовых, графических и мультимедийных материалов).

3. Составление информационной карты электронного курса (Приложение 1).

4. Разработка педагогического сценария ЭУК.

5. Разработка технологической карты курса.

6. Создание ЭУК в системе управления электронным обучением http://moodle.surgu.ru/


 

Требования к электронному учебному курсу

Электронный учебный курс, размещаемый в системе управления электронным обучением http://moodle.surgu.ru/ состоит из разделов, тем или блоков преподаваемой дисциплины. ЭУК должен содержать не только информационные материалы, но и элементы, работа с которыми может быть оценена (тесты, задания и пр.).


 

Требования к структурным элементам ЭУК

Элемент ЭК для курса

Краткое содержание

Технические требования к элементам электронного курса

Место размещения

1.

Календарно-тематический план

(обязательный элемент)

Сведения о дисциплине, в рамках которой разработан ЭУК с указанием разделов/тем и времени, отведенного на каждый раздел/тему

Формат .doc, .docx, .pdf


 

Ресурсы LMS Moodle: «Страница», «Файл»

Общие сведения о курсе

 

2.

Краткое описание курса и порядок выполнения элементов

(обязательный элемент)


 

Возможна замена на видеоинструкцию по работе с курсом (см. пункт 3)

 

Содержание элемента:

Автор(ы) и преподаватель(и) курса (ФИО; Должность; Степень, звание; Электронный адрес; Преподаваемые дисциплины; Награды, премии; фото (по желанию) в формате .jpeg)

На кого рассчитан курс (специальность; форма обучения)

Цель курса

Состав курса (темы/модули/блоки)

Подробное описание содержания блоков/тем/модулей курса

Сроки работы

Рекомендованная последовательность шагов на курсе

Допуск к аттестации и форма контроля

Формат .doc, .docx, .pdf, текстовый формат на ресурсе «Страница»


 

Ресурсы LMS Moodle: «Файл», «Гиперссылка», «Пояснение», «Видеофайл», «Страница».

 

Общие сведения о курсе

 

3.

Видеоинструкция по работе с курсом

Видеоролик презентующий курс, продолжительностью до 5 минут (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.)

Формат: flv, .mp4, .swf, avi, html, doc, docx, mpeg2.

Общие сведения о курсе

4.

Новостной форум по дисциплине

(обязательный элемент)

Новости и объявления по курсу

Ресурсы LMS Moodle: «Форум»,

Общие сведения о курсе

5.

Общий форум по дисциплине

(обязательный элемент)

Вопросы, замечания и предложения по организации учебного процесса, содержанию материалов, консультирование, обсуждение вопросов

Ресурсы LMS Moodle: «Форум», «Чат»

Общие сведения о курсе

6.

Литература к курсу

Общая литература к курсу, состоящая из основных и дополнительных источников с ссылками на электронные версии книг и учебных пособий в электронно-библиотечных системах

Ресурсы LMS Moodle: «Страница», «Файл» (doc, .docx, .pdf)

Общие сведения о курсе

Примеры блока «Общие сведения о курсе»

Пример №1

t1612948361aa.png

Пример №2

t1612948361ab.png

 

7.

Видеолекция с презентацией

(требования к презентации см. пункт 8)

Видеолекции, аудиолекции, видеоуроки по темам учебной дисциплины, которые сопровождаются презентацией.

Обязательное условие: необходимо предварительно подготовить текст лекции до 10 страниц (14 кегель, 1,5 интервал)


 

В соответствии с требованиями к видеолекциям:

- качественный звук и изображение;

- деловой стиль одежды;

- композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям;

- представляется в виде 10-15 минутных самостоятельных тематических видеоблоков (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.);


 

Исключение: при отсутствии возможности записать собственное видео, разрешается добавлять видеоматериал других авторов (например, с видеохостинга YouTube)

Размер файла до 400 Мб. Форматы .mpeg2, avi, .flv, .mp4, .swf.


 

Ресурсы LMS Moodle: «Видеофайл»,«Гиперссылка».

Блок/модуль/тема

8.

Презентация

(для лекций и вебинаров)

Презентация тезисно отражает содержание лекции/вебинара и не является конспектом преподавателя.

Презентация должна быть стилистически выстроена. Дизайн оформления слайдов применяется в соответствии с темой дисциплины. Добавление анимационных эффектов возможно только в случае необходимости концентрации внимания слушателей на конкретном объекте слайда.

К презентации желательно применять следующие требования:

кегль для заголовков – 24-32

для основного текста – 14-20

не более 45 слов на слайде

не более 15 слайдов для 15 мин. видеолекции

не более 40 слайдов для 90 мин. вебинара

при использовании картинок/схем/рисунков, необходимо указывать ссылку на автора (исключение: купленные материалы на https://ru.depositphotos.com/)

Структура презентации.

Титульный слайд: название вебинара/лекции, ФИО ведущего.

План вебинара/лекции.

Материал вебинара/лекции.

Домашнее задание, если предусмотрено.

Заключительный слайд: контакты преподавателя для связи студентов с ним.

PowerPoint

Блок/модуль/тема

9.

Вебинар

(практические и семинарские занятия)

 

Проводятся в режиме online: практические и семинарские занятия с сопровождением презентации (см.пункт 8).

По окончании занятия производится запись вебинара и формируется ссылка для размещения в систме.

Продолжительность вебинара от 45 до 90 минут (перерыв между ними 5 минут), с использованием возможностей программы Adobe Connect, Google meet.

Требования к проведению вебинара:

- качественный звук и изображение

- деловой стиль одежды;

- композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям.

Размер файла до 400 Мб.


 

Ресурсы LMS Moodle: «Видеофайл», «Гиперссылка»

Блок/модуль/тема

Примеры размещения видео в блоке/модуле/теме курса

Пример №1

t1612948361ac.png

Пример №2

t1612948361ad.png

10.

Основной образовательный материал по темам дисциплины

(обязательный элемент)

Соответствует теоретическому содержанию дисциплины (ссылка на тему в основной литературе, учебное пособие по теме/модулю/блоку, а также вопросы для самостоятельной подготовки студента к занятию)

указаны вопросы для самоконтроля (не менее 3 и не более 10).

Формат .doc, .docx, .pdf


 

Ресурсы LMS Moodle: «Книга», «Лекция», «Страница», «Файл», «Гиперссылка» (для размещения ссылок на внешние ресурсы)

Блок/модуль/тема

11.

Дополнительный материал познавательного характера

Дополнительный материал, не дублирующий обязательные элементы

Не более 3х дополнительных источников.

Ресурсы LMS Moodle: «Файл» (для публикации материалов в .pdf, .doc, .ppt форматах), «Гиперссылка» (для размещения ссылок на внешние ресурсы), «Страница» (для публикации в html-формате).

Блок/модуль/тема

12.

Глоссарий

(обязательный элемент)

Основные понятия, термины, определения по изучаемой тематике

Минимум 3-5 терминов к каждой теме/блоку/модулю

Ресурсы LMS Moodle: «Глоссарий»

Блок/модуль/тема

13.

Лабораторные работы

Перечень тем лабораторных работ; методические указания и задания с описанием; инструкции к выполнению заданий и требования к оформлению; список рекомендуемых источников; виртуальный лабораторный комплекс и пр.

Формат: .html, .doc, .ppt (для текстовых документов).


 

Ресурсы LMS Moodle: «Файл», «Страница»; «Гиперссылка».

Блок/модуль/тема

14.

Практические задания

(обязательный элемент)

Практические задания – это задачи, сложные тесты и описание к ним; инструкции и требования к оформлению задания.

1 задание для самоконтроля

не более 3х заданий – для текущего контроля (ежедневного) или рубежного контроля (по итогу раздела/модуля)

не более 5 заданий – для промежуточного (зачёт, диф.зачёт, экзамен) контроля

Примерная структура задания:

1. Описание задания, условие типовой задачи.

2. Описание последовательности действий, которые нужно выполнить, чтобы получить результат; алгоритм (пример) решения типовой задачи.

3. Форма представления результатов выполнения задания, решения задачи.

4.Критерии оценки результатов выполнения задания.

Формат: .html, .doc, .ppt, pdf.


 

Ресурсы LMS Moodle для размещения текстовых элементов в курсе: «Файл», «Страница», «Задание», «Анкета», «Тест»

Блок/модуль/тема

15.

Тесты

(обязательный элемент)

Тренировочные тесты для самоконтроля; тесты для текущего контроля/рубежного/промежуточного
(итогового) контроля.

не менее 5 тестовых вопросов для теста- самоконтроля;

не менее 10 вопросов к тестам текущего контроля;

не менее 20 вопросов и не более 40 к промежуточному (итоговому) тесту.

обязательное условие – автоматическая проверка

Ресурсы LMS Moodle: «Тест»

Блок/модуль/тема

16.

Проекты для совместной работы в электронной среде

Комплект заданий для самостоятельной студенческой групповой работы в электронной среде.

Инструкции и требования к оформлению и выполнению работы.

Формат .html, .pdf. Ресурсы LMS Moodle: «Форум», «Wiki», «Семинар», «Опрос» и т.п

Блок/модуль/тема

17.

Журнал оценок

(обязательный элемент)

Ведомость успеваемости формируется по результатам прохождения контрольных точек в соответствии с БРС

Ресурсы LMS Moodle: «Оценки»

Блок/модуль/тема

18.

Анкета

(обязательный элемент)

Примерные вопросы для анкетирования студентов:

Что нового Вы узнали?

Что оказалось для Вас наиболее важным?

Что из представленного материала оказалось сложным для усвоения?

Что в описании заданий (тестов) оказалось сложным для понимания?

Ваши замечания и предложения по электронному курсу.

Ресурсы LMS Moodle: «Анкета», «Тест»

Блок/модуль/тема

Примеры наполнения курса в рамках одного блока/модуля/темы

Пример №1


 

t1612948361ae.png


 

Пример №2


 

t1612948361af.png


 

Пример №3


 

t1612948361ag.png


 

Пример №4


 

t1612948361ah.png


 

Пример №5


 

t1612948361ai.png

 


 


 

Приложение 1 Образец информационной карты электронного учебного курса

Сведения о дисциплине, для которой разработан электронный учебный курс (ЭУК)

Название дисциплины

по учебному плану

 

Шифр, направление

подготовки

 

Факультет, курс, группа,

форма обучения

 

Количество часов/ ЗЕТ

по

учебному плану

обеспечено ЭУК

Примечания

Всего

 

 

 

в том числе:

 

 

 

Лекции

 

 

Например, все лекции имеют презентации

Лабораторные занятия

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

Семинарские занятия

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Форма контроля

Зачет/экзамен (номер семестра)

Характеристика ЭУК

Наименование ЭУК

Указать наименование электронного учебного курса

Модули, разделы (темы) дисциплины, поддер- живаемые ЭУК

Указать перечень разделов дисциплины, поддерживаемых ЭУК и отраженных в его содержании:

1.

2.

Аннотация

Краткое описание ЭУК

Доступность

Находится ли ЭУК в открытом доступе или требует обязательной регистрации студентов (например, только записанные на курс пользователи)

Язык интерфейса

Язык, на котором написан интерфейс ЭУК. Если язык интерфейса ЭУК отличен от русского, то название курса должно быть двуязычным, аннотация и темы должны быть представлены на русском и языке интерфейса, остальные сведения о курсе - на русском языке.

URL

Адрес ЭУК в системе управления электронным обучением LMS Moodle

Ключевые слова

Набор слов и словосочетаний для поисковых систем

Дата начала реализации

Дата начала реализации ЭУК в учебном процессе

Автор(ы)

ФИО (полностью)

 

Должность

 

e-mail

 



Приложение 2 Методические рекомендации для студентов по изучению ЭУК и подготовке к различным видам занятий, аттестации

 

Электронный учебный курс (ЭУК) «Название курса» предназначен для студентов, обучающимся по направлению .

ЭУК является составной частью учебной дисциплины « », которая входит в общенаучный/профессиональный цикл

Цель курса:__________________

Программа курса рассчитана на _______ часов обучения, в том числе ____ часов отводится на лекционные занятия, ____часов на практические занятия, ____часов на самостоятельную работу.

Курс состоит из следующих блоков/тем/модулей:

1…..

2…..

3….

Пример подробного описания модулей: Теоретическая часть первого раздела (всех разделов), представлена в виде _______, включающего мультимедийные компоненты, а также содержит презентации, отражающие основные понятия, изучаемые в данном разделе. Внимательно прочтите теоретический материал и прослушайте аудиозаписи. Сконцентрируйте внимание на . Первому разделу посвящена видеолекция «Название», в которой даны основные понятия . Кроме того, в разделе «Дополнительные материалы» размещен учебник . После изучения лекционного материала, необходимо ответить на предложенные вопросы для самопроверки и пройти тестирование. Оценка в баллах за выполнение теста автоматически будет выставлена в журнал. Изучив теоретический материал первого раздела стоит перейти к выполнению практического задания №1, которое представлено в виде эссе (задачи, реферата, сочинения и т.п.). Эссе направьте на проверку преподавателю прикрепив файл к элементу Задание или напишите эссе непосредственно в форме, представленной в разделе «Задание». Баллы за выполнение практического задания будут выставлены преподавателем в журнал и т.д. Для обсуждения вопросов касающихся данного раздела используйте Форум, размещенный в организационно-методическом разделе курса.

Изучив весь материал, пройдите итоговое тестирование. Выполнение тестовых заданий дает возможность оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать выводы.

По итогам прохождения всех контрольных точек (тестов, практических заданий, рефератов и т.п.) будет сформирован журнал оценок.

Изучать курс рекомендуется в той последовательности, которая обозначена в его содержании.

 

Ссылки на вспомогательные ресурсы по работе с Moodle:


 

https://moodle.org/course/view.php?id=25

http://moodle.mmc.rightside.ru/course/view.php?id=37

http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.