12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Эдуардовна Кравченко70 Преподаватель БУ ВО "Сургутский государственный университет", медицинский колледж Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Учебно-методическое пособие по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Сургутский государственный университет»
Медицинский колледж
Учебно-методическое пособие
по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle
Сургут, 2020 г.
Учебно-методическое пособие по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle составлено для преподавателей медицинского колледжа.
Составители учебно-методического пособия:
директор медицинского колледжа Бубович Е. В. ___________
преподаватель медицинского колледжа Кравченко Т.Э. _____________
преподаватель медицинского колледжа Матвеев Е.А. ____________
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического совета медицинского колледжа
Протокол №_________ от _________________ года
Председатель УМС МК _________________ Абросимовская Е.А.
В последние годы существенно повысились требования к уровню подготовки специалистов. Качество полученного им образования становится важнейшим условием востребованности специалиста. Одним из возможных путей повышения качества подготовки специалистов является использование (наряду с традиционными технологиями обучения) новых дистанционных технологий обучения. Дистанционное обучение осуществляется с использованием в учебном процессе телекоммуникационных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Использование дистанционных методов обучения, в частности, дает возможность установления индивидуальной траектории обучения, выбора обучаемым подходящего для него темпа прохождения курса, возможность дополнительного промежуточного контроля усвоенных знаний, что, в конечном итоге, и позволяет повысить уровень подготовки специалистов.
Несомненно, что большой интерес к дистанционному обучению, который существует сегодня во всем мире, имеет объективную основу и по другим причинам. С одной стороны, растет потребность в непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного обучения при относительно низкой себестоимости.
Дистанционное обучение - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, растет и число образовательных организаций, использующих их в учебном процессе.
Основной инструментарий, используемый в системе дистанционного обучения СурГУ – это система
Электронный учебный курс (ЭУК), размещенный в системе управления электронным обучением Moodle – это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. ЭУК рассматривается системой дистанционного обучения как самостоятельная учебная единица, которая может быть назначена для изучения.
Рекомендуемые этапы работ при создании ЭУК:
1. Определение структуры ЭУК в соответствии с требованиями (Таблица 1).
2. Сбор и обработка информации (подготовка текстовых, графических и мультимедийных материалов).
3. Составление информационной карты электронного курса (Приложение 1).
4. Разработка педагогического сценария ЭУК.
5. Разработка технологической карты курса.
6. Создание ЭУК в системе управления электронным обучением
Требования к электронному учебному курсу
Электронный учебный курс, размещаемый в системе управления электронным обучением
Требования к структурным элементам ЭУК | ||||
№ | Элемент ЭК для курса | Краткое содержание | Технические требования к элементам электронного курса | Место размещения |
1. | Календарно-тематический план (обязательный элемент) | Сведения о дисциплине, в рамках которой разработан ЭУК с указанием разделов/тем и времени, отведенного на каждый раздел/тему | Формат .doc, .docx, .pdf
Ресурсы LMS Moodle: «Страница», «Файл» | Общие сведения о курсе
|
2. | Краткое описание курса и порядок выполнения элементов (обязательный элемент)
Возможна замена на видеоинструкцию по работе с курсом (см. пункт 3)
| Содержание элемента: Автор(ы) и преподаватель(и) курса (ФИО; Должность; Степень, звание; Электронный адрес; Преподаваемые дисциплины; Награды, премии; фото (по желанию) в формате .jpeg) На кого рассчитан курс (специальность; форма обучения) Цель курса Состав курса (темы/модули/блоки) Подробное описание содержания блоков/тем/модулей курса Сроки работы Рекомендованная последовательность шагов на курсе Допуск к аттестации и форма контроля | Формат .doc, .docx, .pdf, текстовый формат на ресурсе «Страница»
Ресурсы LMS Moodle: «Файл», «Гиперссылка», «Пояснение», «Видеофайл», «Страница».
| Общие сведения о курсе
|
3. | Видеоинструкция по работе с курсом | Видеоролик презентующий курс, продолжительностью до 5 минут (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.) | Формат: flv, .mp4, .swf, avi, html, doc, docx, mpeg2. | Общие сведения о курсе |
4. | Новостной форум по дисциплине (обязательный элемент) | Новости и объявления по курсу | Ресурсы LMS Moodle: «Форум», | Общие сведения о курсе |
5. | Общий форум по дисциплине (обязательный элемент) | Вопросы, замечания и предложения по организации учебного процесса, содержанию материалов, консультирование, обсуждение вопросов | Ресурсы LMS Moodle: «Форум», «Чат» | Общие сведения о курсе |
6. | Литература к курсу | Общая литература к курсу, состоящая из основных и дополнительных источников с ссылками на электронные версии книг и учебных пособий в электронно-библиотечных системах | Ресурсы LMS Moodle: «Страница», «Файл» (doc, .docx, .pdf) | Общие сведения о курсе |
Примеры блока «Общие сведения о курсе» | ||||
Пример №1 Пример №2
| ||||
7. | Видеолекция с презентацией (требования к презентации см. пункт 8) | Видеолекции, аудиолекции, видеоуроки по темам учебной дисциплины, которые сопровождаются презентацией. Обязательное условие: необходимо предварительно подготовить текст лекции до 10 страниц (14 кегель, 1,5 интервал)
В соответствии с требованиями к видеолекциям: - качественный звук и изображение; - деловой стиль одежды; - композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям; - представляется в виде 10-15 минутных самостоятельных тематических видеоблоков (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.);
Исключение: при отсутствии возможности записать собственное видео, разрешается добавлять видеоматериал других авторов (например, с видеохостинга YouTube) | Размер файла до 400 Мб. Форматы .mpeg2, avi, .flv, .mp4, .swf.
Ресурсы LMS Moodle: «Видеофайл»,«Гиперссылка». | Блок/модуль/тема |
8. | Презентация (для лекций и вебинаров) | Презентация тезисно отражает содержание лекции/вебинара и не является конспектом преподавателя. Презентация должна быть стилистически выстроена. Дизайн оформления слайдов применяется в соответствии с темой дисциплины. Добавление анимационных эффектов возможно только в случае необходимости концентрации внимания слушателей на конкретном объекте слайда. К презентации желательно применять следующие требования: кегль для заголовков – 24-32 для основного текста – 14-20 не более 45 слов на слайде не более 15 слайдов для 15 мин. видеолекции не более 40 слайдов для 90 мин. вебинара при использовании картинок/схем/рисунков, необходимо указывать ссылку на автора (исключение: купленные материалы на Структура презентации. Титульный слайд: название вебинара/лекции, ФИО ведущего. План вебинара/лекции. Материал вебинара/лекции. Домашнее задание, если предусмотрено. Заключительный слайд: контакты преподавателя для связи студентов с ним. | PowerPoint | Блок/модуль/тема |
9. | Вебинар (практические и семинарские занятия)
| Проводятся в режиме online: практические и семинарские занятия с сопровождением презентации (см.пункт 8). По окончании занятия производится запись вебинара и формируется ссылка для размещения в систме. Продолжительность вебинара от 45 до 90 минут (перерыв между ними 5 минут), с использованием возможностей программы Adobe Connect, Google meet. Требования к проведению вебинара: - качественный звук и изображение - деловой стиль одежды; - композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям. | Размер файла до 400 Мб.
Ресурсы LMS Moodle: «Видеофайл», «Гиперссылка» | Блок/модуль/тема |
Примеры размещения видео в блоке/модуле/теме курса | ||||
Пример №1 | ||||
Пример №2 | ||||
10. | Основной образовательный материал по темам дисциплины (обязательный элемент) | Соответствует теоретическому содержанию дисциплины (ссылка на тему в основной литературе, учебное пособие по теме/модулю/блоку, а также вопросы для самостоятельной подготовки студента к занятию) указаны вопросы для самоконтроля (не менее 3 и не более 10). | Формат .doc, .docx, .pdf
Ресурсы LMS Moodle: «Книга», «Лекция», «Страница», «Файл», «Гиперссылка» (для размещения ссылок на внешние ресурсы) | Блок/модуль/тема |
11. | Дополнительный материал познавательного характера | Дополнительный материал, не дублирующий обязательные элементы Не более 3х дополнительных источников. | Ресурсы LMS Moodle: «Файл» (для публикации материалов в .pdf, .doc, .ppt форматах), «Гиперссылка» (для размещения ссылок на внешние ресурсы), «Страница» (для публикации в html-формате). | Блок/модуль/тема |
12. | Глоссарий (обязательный элемент) | Основные понятия, термины, определения по изучаемой тематике Минимум 3-5 терминов к каждой теме/блоку/модулю | Ресурсы LMS Moodle: «Глоссарий» | Блок/модуль/тема |
13. | Лабораторные работы | Перечень тем лабораторных работ; методические указания и задания с описанием; инструкции к выполнению заданий и требования к оформлению; список рекомендуемых источников; виртуальный лабораторный комплекс и пр. | Формат: .html, .doc, .ppt (для текстовых документов).
Ресурсы LMS Moodle: «Файл», «Страница»; «Гиперссылка». | Блок/модуль/тема |
14. | Практические задания (обязательный элемент) | Практические задания – это задачи, сложные тесты и описание к ним; инструкции и требования к оформлению задания. 1 задание для самоконтроля не более 3х заданий – для текущего контроля (ежедневного) или рубежного контроля (по итогу раздела/модуля) не более 5 заданий – для промежуточного (зачёт, диф.зачёт, экзамен) контроля Примерная структура задания: 1. Описание задания, условие типовой задачи. 2. Описание последовательности действий, которые нужно выполнить, чтобы получить результат; алгоритм (пример) решения типовой задачи. 3. Форма представления результатов выполнения задания, решения задачи. 4.Критерии оценки результатов выполнения задания. | Формат: .html, .doc, .ppt, pdf.
Ресурсы LMS Moodle для размещения текстовых элементов в курсе: «Файл», «Страница», «Задание», «Анкета», «Тест» | Блок/модуль/тема |
15. | Тесты (обязательный элемент) | Тренировочные тесты для самоконтроля; тесты для текущего контроля/рубежного/промежуточного не менее 5 тестовых вопросов для теста- самоконтроля; не менее 10 вопросов к тестам текущего контроля; не менее 20 вопросов и не более 40 к промежуточному (итоговому) тесту. обязательное условие – автоматическая проверка | Ресурсы LMS Moodle: «Тест» | Блок/модуль/тема |
16. | Проекты для совместной работы в электронной среде | Комплект заданий для самостоятельной студенческой групповой работы в электронной среде. Инструкции и требования к оформлению и выполнению работы. | Формат .html, .pdf. Ресурсы LMS Moodle: «Форум», «Wiki», «Семинар», «Опрос» и т.п | Блок/модуль/тема |
17. | Журнал оценок (обязательный элемент) | Ведомость успеваемости формируется по результатам прохождения контрольных точек в соответствии с БРС | Ресурсы LMS Moodle: «Оценки» | Блок/модуль/тема |
18. | Анкета (обязательный элемент) | Примерные вопросы для анкетирования студентов: – Что нового Вы узнали? – Что оказалось для Вас наиболее важным? – Что из представленного материала оказалось сложным для усвоения? – Что в описании заданий (тестов) оказалось сложным для понимания? – Ваши замечания и предложения по электронному курсу. | Ресурсы LMS Moodle: «Анкета», «Тест» | Блок/модуль/тема |
Примеры наполнения курса в рамках одного блока/модуля/темы | ||||
Пример №1
Пример №2
Пример №3
Пример №4
Пример №5
|
Сведения о дисциплине, для которой разработан электронный учебный курс (ЭУК) | |||
Название дисциплины по учебному плану |
| ||
Шифр, направление подготовки |
| ||
Факультет, курс, группа, форма обучения |
| ||
Количество часов/ ЗЕТ | по учебному плану | обеспечено ЭУК | Примечания |
Всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
Лекции |
|
| Например, все лекции имеют презентации |
Лабораторные занятия |
|
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Семинарские занятия |
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
Форма контроля | Зачет/экзамен (номер семестра) | ||
Характеристика ЭУК | |||
Наименование ЭУК | Указать наименование электронного учебного курса | ||
Модули, разделы (темы) дисциплины, поддер- живаемые ЭУК | Указать перечень разделов дисциплины, поддерживаемых ЭУК и отраженных в его содержании: 1. 2. | ||
Аннотация | Краткое описание ЭУК | ||
Доступность | Находится ли ЭУК в открытом доступе или требует обязательной регистрации студентов (например, только записанные на курс пользователи) | ||
Язык интерфейса | Язык, на котором написан интерфейс ЭУК. Если язык интерфейса ЭУК отличен от русского, то название курса должно быть двуязычным, аннотация и темы должны быть представлены на русском и языке интерфейса, остальные сведения о курсе - на русском языке. | ||
URL | Адрес ЭУК в системе управления электронным обучением LMS Moodle | ||
Ключевые слова | Набор слов и словосочетаний для поисковых систем | ||
Дата начала реализации | Дата начала реализации ЭУК в учебном процессе | ||
Автор(ы) | |||
ФИО (полностью) |
| ||
Должность |
| ||
|
|
Приложение 2 Методические рекомендации для студентов по изучению ЭУК и подготовке к различным видам занятий, аттестации
Электронный учебный курс (ЭУК) «Название курса» предназначен для студентов, обучающимся по направлению .
ЭУК является составной частью учебной дисциплины « », которая входит в общенаучный/профессиональный цикл
Цель курса:__________________
Программа курса рассчитана на _______ часов обучения, в том числе ____ часов отводится на лекционные занятия, ____часов на практические занятия, ____часов на самостоятельную работу.
Курс состоит из следующих блоков/тем/модулей:
1…..
2…..
3….
Пример подробного описания модулей: Теоретическая часть первого раздела (всех разделов), представлена в виде _______, включающего мультимедийные компоненты, а также содержит презентации, отражающие основные понятия, изучаемые в данном разделе. Внимательно прочтите теоретический материал и прослушайте аудиозаписи. Сконцентрируйте внимание на . Первому разделу посвящена видеолекция «Название», в которой даны основные понятия . Кроме того, в разделе «Дополнительные материалы» размещен учебник . После изучения лекционного материала, необходимо ответить на предложенные вопросы для самопроверки и пройти тестирование. Оценка в баллах за выполнение теста автоматически будет выставлена в журнал. Изучив теоретический материал первого раздела стоит перейти к выполнению практического задания №1, которое представлено в виде эссе (задачи, реферата, сочинения и т.п.). Эссе направьте на проверку преподавателю прикрепив файл к элементу Задание или напишите эссе непосредственно в форме, представленной в разделе «Задание». Баллы за выполнение практического задания будут выставлены преподавателем в журнал и т.д. Для обсуждения вопросов касающихся данного раздела используйте Форум, размещенный в организационно-методическом разделе курса.
Изучив весь материал, пройдите итоговое тестирование. Выполнение тестовых заданий дает возможность оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать выводы.
По итогам прохождения всех контрольных точек (тестов, практических заданий, рефератов и т.п.) будет сформирован журнал оценок.
Изучать курс рекомендуется в той последовательности, которая обозначена в его содержании.
Ссылки на вспомогательные ресурсы по работе с Moodle: