Статья на тему «Из опыта создания авторского онлайн курса на платформе LMS MOODLE»
ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ОНЛАЙН КУРСА НА ПЛАТФОРМЕ LMS MOODLE
Летуновская Светлана Александровна,
Черкасова Ольга Валентиновна
муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»
(МОУ Лицей № 9, г. Волгоград)
В условиях увеличения числа пользователей ПК и глобальной сети INTERNET (в том числе среди школьников) появилось большое количество образовательных порталов, онлайн курсов. Многие современные учителя осознали потребность в изменении самого процесса обучения, возникла необходимость включить в него интерактивное взаимодействие обучающихся со средствами обучения, построить процесс овладения знаниями и умениями так, чтобы обеспечить возможность активного обмена информацией не только между учениками и учителем, но и между самими обучающимися.
В своей работе мы используем авторские онлайн курсы, которые создаем с 2014 года. Опыт работы был представлен на районных и региональных конференциях, на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС». Первым нашим шагом было обучение на курсах повышения квалификации «Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (на основе электронной платформы MOODLE)» В качестве зачетной работы были созданы онлайн небольшие курсы, которые практически сразу прошли апробацию на пилотных группах учеников в рамках проекта «Проектирование системы по обучению учащихся лицея с использованием дистанционных образовательных технологий». Наблюдение за учениками и беседы с их родителями показывали, что интерес к обучению, включающему онлайн курсы, возрос. Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам обучения с использование онлайн курсов подтвердило наши предположения. Работа по введению онлайн обучения была продолжена.
Анализ работы позволил выявить положительные стороны такого вида обучения. Формулировка цели, задач и результатов обучения к каждой теме с одной стороны и анализ контента пробных курсов – с другой, позволили изменить и значительно дополнить наши курсы. Было решено создать курс для 3-го класса по всей программе предмета «Русский язык». В соответствии с рабочей программой по предмету «Русский язык» и требованиями ФГОС была составлена программа онлайн курса «Русский язык. 3 класс», которая была рассмотрена на заседании кафедры учителей начальной школы и утверждена директором лицея.
Началась работа по наполнению курса контентом. В соответствии с Положением о дистанционном обучении в лицее первоначально онлайн курс находился в разделе «Курсы, находящиеся в разработке». Разрешение на применение онлайн курса в учебном процессе предоставляет экспертная комиссия, в состав которой входят методист, заместители директора и представитель ГАУ ДПО Волгоградская академия последипломного образования. Требования к оценке онлайн курсов разработаны ГАУ ДПО ВГАПО [2].
При наполнении контента курса мы строго следовали этим требованиям, учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся начальной школы: слабость произвольного внимания, преобладание наглядно-образного мышления. В основе курса лежит единая сюжетная линия – путешествие по стране Русского языка вместе со Смешариками. Мы понимали - курс станет интересен для младших школьников, если он будет ярким, поскольку неожиданное, новое, интересное само собой привлекает внимание детей.http://do-liseum9.ru/course/view.php?id=21 (Для входа нажмите "Зайти гостем" )
Курс состоит из 22 модулей. Каждый тематический модуль пакета LMS Moodle – это одна тема. Все объекты главной страницы мы выдержали в одном стиле [3]. Каждую тему сопровождает один из Смешариков, вместе с которым учащийся узнает и учится. Всегда приятно работать не одному, а с кем-то в команде. Такая идея пришла не сразу, так на первых созданных курсах не было персонажей, более скуден был и интерфейс курса.
Следуя критериям оценки, в разделе «Навигация» мы изменили названия: вместо заголовков модулей «Тема 1», «Тема 2» стали использовать конкретное название, например, «Что такое текст? Тема и главная мысль текста», «План текста. Части текста» и т.д. В начале каждого модуля персонаж обязательно определяет цель работы по данной теме, сообщает, что ученик узнает и чему научится.
Учебный материал представлен в виде web-страничек, которые включают не только текстовый материал, но и схемы, таблицы, иллюстрации, дополняющие объяснение. Это помогает учащимся продуктивно усваивать новый материал, облегчает процесс запоминания.
Одно из требований качественного онлайн курса – это разнообразие видов и типов информационных ресурсов. Поэтому наряду с web-страничками мы применяем учебные презентации и видеоролики. Создавая презентацию, старались сделать ее небольшой по количеству слайдов и красочной, с достаточно крупным шрифтом, чтобы текст был удобочитаемым с экрана, с оптимальной цветовой гаммой, с четким изложением материала. Видеоролики отбирали также небольшие по продолжительности, емкие по содержанию, с качественным звуком и изображением. Чтобы эти ресурсы были постоянно доступными, мы размещали их на Облаке, например mail.ru.
Для формирования умений в своем онлайн курсе мы применяли тренажеры, представленные на сайте LearningApps. На этом же портале создали базу собственных ресурсов.
Работа с материалом онлайн курса, способы и методы познавательной деятельности, используемые на нем, развивают процесс мышления учащихся, побуждают к вдумчивой самостоятельной работе, формируют навыки контроля, коррекции и саморегуляции.
Диагностику сформированных знаний и умений мы проводили с помощью тестов и заданий. Технически задание создать гораздо проще, чем тест. Но нередко именно задание помогает объективно оценить результат обучения. Сложность заключается в формулировке заданий. У ребенка не должно возникать вопросов по технологии выполнения. Он должен думать только над содержательной частью. Поэтому важно «прописать» четкую инструкцию выполнения. Обязательно необходимо представить образец выполнения задания и указать учащемуся, как действовать, чтобы не только выполнить задание, но и отправить задание учителю на проверку, или самостоятельно, без помощи взрослого, пройти тест.
С 2014 г. нами разработаны и прошли экспертизу такие онлайн курсы, как «Части речи. 2 класс», «Части слова. 2 класс», «Русский язык. 3 класс», «В стране выученных уроков. 4 класс» (по разделу русского языка «Синтаксис»), «Окружающий мир.2 класс»
В настоящее время ведется активная работа по проектированию и апробации моделей введения созданных онлайн курсов в учебный процесс.
Литература
1.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.
2.Соколова Н.Ф. Из опыта автоматизированной обработки данных в процессе оценки качества дистанционных курсов // Современная педагогика. -2015. - № 2. - С. 22-25.
3.Соколова Н. Ф. К вопросу методического проектирования и оценке качества контента дистанционных курсов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 1. - С. 62-68
4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
Язенина Ольга Анатольевна
Летуновская Светлана Александровна
Ильина Оксана Геннадьевна
Летуновская Светлана Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Летуновская Светлана Александровна