12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Летуновская Светлана Александровна445
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!"
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ОНЛАЙН КУРСА НА ПЛАТФОРМЕ LMS MOODLE

Летуновская Светлана Александровна,
Черкасова Ольга Валентиновна

муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»

(МОУ Лицей № 9, г. Волгоград)

В условиях увеличения числа пользователей ПК и глобальной сети INTERNET (в том числе среди школьников) появилось большое количество образовательных порталов, онлайн курсов. Многие современные учителя осознали потребность в изменении самого процесса обучения, возникла необходимость включить в него интерактивное взаимодействие обучающихся со средствами обучения, построить процесс овладения знаниями и умениями так, чтобы обеспечить возможность активного обмена информацией не только между учениками и учителем, но и между самими обучающимися.

В своей работе мы используем авторские онлайн курсы, которые создаем с 2014 года. Опыт работы был представлен на районных и региональных конференциях, на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС». Первым нашим шагом было обучение на курсах повышения квалификации «Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (на основе электронной платформы MOODLE)» В качестве зачетной работы были созданы онлайн небольшие курсы, которые практически сразу прошли апробацию на пилотных группах учеников в рамках проекта «Проектирование системы по обучению учащихся лицея с использованием дистанционных образовательных технологий». Наблюдение за учениками и беседы с их родителями показывали, что интерес к обучению, включающему онлайн курсы, возрос. Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам обучения с использование онлайн курсов подтвердило наши предположения. Работа по введению онлайн обучения была продолжена.

Анализ работы позволил выявить положительные стороны такого вида обучения. Формулировка цели, задач и результатов обучения к каждой теме с одной стороны и анализ контента пробных курсов  с другой, позволили изменить и значительно дополнить наши курсы. Было решено создать курс для 3-го класса по всей программе предмета «Русский язык». В соответствии с рабочей программой по предмету «Русский язык» и требованиями ФГОС была составлена программа онлайн курса «Русский язык. 3 класс», которая была рассмотрена на заседании кафедры учителей начальной школы и утверждена директором лицея.

Началась работа по наполнению курса контентом. В соответствии с Положением о дистанционном обучении в лицее первоначально онлайн курс находился в разделе «Курсы, находящиеся в разработке». Разрешение на применение онлайн курса в учебном процессе предоставляет экспертная комиссия, в состав которой входят методист, заместители директора и представитель ГАУ ДПО Волгоградская академия последипломного образования. Требования к оценке онлайн курсов разработаны ГАУ ДПО ВГАПО [2].

При наполнении контента курса мы строго следовали этим требованиям, учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся начальной школы: слабость произвольного внимания, преобладание наглядно-образного мышления. В основе курса лежит единая сюжетная линия  путешествие по стране Русского языка вместе со Смешариками. Мы понимали - курс станет интересен для младших школьников, если он будет ярким, поскольку неожиданное, новое, интересное само собой привлекает внимание детей.http://do-liseum9.ru/course/view.php?id=21 (Для входа нажмите "Зайти гостем" )

Курс состоит из 22 модулей. Каждый тематический модуль пакета LMS Moodle – это одна тема. Все объекты главной страницы мы выдержали в одном стиле [3]. Каждую тему сопровождает один из Смешариков, вместе с которым учащийся узнает и учится. Всегда приятно работать не одному, а с кем-то в команде. Такая идея пришла не сразу, так на первых созданных курсах не было персонажей, более скуден был и интерфейс курса.

Следуя критериям оценки, в разделе «Навигация» мы изменили названия: вместо заголовков модулей «Тема 1», «Тема 2» стали использовать конкретное название, например, «Что такое текст? Тема и главная мысль текста», «План текста. Части текста» и т.д. В начале каждого модуля персонаж обязательно определяет цель работы по данной теме, сообщает, что ученик узнает и чему научится.

Учебный материал представлен в виде web-страничек, которые включают не только текстовый материал, но и схемы, таблицы, иллюстрации, дополняющие объяснение. Это помогает учащимся продуктивно усваивать новый материал, облегчает процесс запоминания.

Одно из требований качественного онлайн курса – это разнообразие видов и типов информационных ресурсов. Поэтому наряду с web-страничками мы применяем учебные презентации и видеоролики. Создавая презентацию, старались сделать ее небольшой по количеству слайдов и красочной, с достаточно крупным шрифтом, чтобы текст был удобочитаемым с экрана, с оптимальной цветовой гаммой, с четким изложением материала. Видеоролики отбирали также небольшие по продолжительности, емкие по содержанию, с качественным звуком и изображением. Чтобы эти ресурсы были постоянно доступными, мы размещали их на Облаке, например mail.ru.

Для формирования умений в своем онлайн курсе мы применяли тренажеры, представленные на сайте LearningApps. На этом же портале создали базу собственных ресурсов.

Работа с материалом онлайн курса, способы и методы познавательной деятельности, используемые на нем, развивают процесс мышления учащихся, побуждают к вдумчивой самостоятельной работе, формируют навыки контроля, коррекции и саморегуляции.

Диагностику сформированных знаний и умений мы проводили с помощью тестов и заданий. Технически задание создать гораздо проще, чем тест. Но нередко именно задание помогает объективно оценить результат обучения. Сложность заключается в формулировке заданий. У ребенка не должно возникать вопросов по технологии выполнения. Он должен думать только над содержательной частью. Поэтому важно «прописать» четкую инструкцию выполнения. Обязательно необходимо представить образец выполнения задания и указать учащемуся, как действовать, чтобы не только выполнить задание, но и отправить задание учителю на проверку, или самостоятельно, без помощи взрослого, пройти тест.

С 2014 г. нами разработаны и прошли экспертизу такие онлайн курсы, как «Части речи. 2 класс», «Части слова. 2 класс», «Русский язык. 3 класс», «В стране выученных уроков. 4 класс» (по разделу русского языка «Синтаксис»), «Окружающий мир.2 класс»

В настоящее время ведется активная работа по проектированию и апробации моделей введения созданных онлайн курсов в учебный процесс.

Литература

1.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.

2.Соколова Н.Ф. Из опыта автоматизированной обработки данных в процессе оценки качества дистанционных курсов // Современная педагогика. -2015. - № 2. - С. 22-25.

3.Соколова Н. Ф. К вопросу методического проектирования и оценке качества контента дистанционных курсов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 1. - С. 62-68

4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе об­разования / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Язенина Ольга Анатольевна, 21.01.22 в 00:37 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за представленный опыт - очень интересно и полезно! Я обожаю русский язык и тоже начала создавать курс на Moodle, но так и не закончила, создав курс на Google-сайте. Но мысль о продолжении работы на Moоdle меня не оставляет. Прочитав статью, снова вдохновилась.

Отредактировано 21-01-2022 00:41

Летуновская Светлана Александровна, 22.01.22 в 11:17 2Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, спасибо за отзыв! Приятно, когда твоя работа приносит пользу. Заходите на курс, открыт гостевой доступ)))
Ильина Оксана Геннадьевна, 24.01.22 в 20:49 1Ответить Пожаловаться
Светлана Александровна,поздравляю с победой в конкурсе!
Летуновская Светлана Александровна, 14.02.22 в 23:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна! Победить в конкурсах Урок.рф непросто)
Дементьева Ирина Михайловна, 24.01.22 в 21:09 1Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ!!! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.