12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гарина А.М.71
преподаватель специальных дисциплин в ГБПОУ
Россия, Калужская обл., Калуга
0

Статья «Учебно-воспитательная деятельность в колледже»

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОЛЛЕДЖЕ

 

Гарина Алевтина Михайловна, преподаватель

ГБПОУ КО «Калужский колледж народного

хозяйства и природооустройства»

 

А.С.Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди».

Процесс развития современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Воспитание как неотъемлемая система образования играет большую роль в течение всего периода формирования педагогики как науки.

В масштабах современного государства и в тех условиях, которые сложились в современном обществе воспитание является многоуровневым процессом. Для государства важно формирование полноценных членов общества, способных в дальнейшем выполнять свои социальные функции.

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования, как своеобразной ступени в формировании общественной нравственности личности.

Слово «воспитание» известно каждому. Все самое лучшее в человеке достигается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки, то как, правило, мы объясняем это плохим воспитанием или, даже, отсутствием его. Воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Важнейшая задача воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Среднее профессиональное образование имеет главной целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении знаний на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Поэтому воспитательный процесс в системе профессионального образования фиксируется, прежде всего, на основе интересов обучающихся, общества, страны и особенностей образовательного профессионального учреждения.

Преподаватели колледжа считают особенно эффективным воспитательное воздействие, оказываемое педагогом на каждом занятии по предмету, так как это ежедневная, непрекращающаяся воспитательная работа, тесно связанная с содержанием изучаемого студентами материала, и именно она может быть наиболее эффективна.

Каждое учебное занятие в колледже направлено на достижение целей трёх типов – образовательных, развивающих и воспитательных.

Наличие воспитательных моментов обязательно на занятии любого типа, и эти моменты закрепляются в целях, названных в плане-конспекте.

Цель в учебном процессе – конкретная учебно-воспитательная задача, требующая решения совместно, в содружестве преподавателя и обучающихся. Занятия по специальным дисциплинам должны быть направлены на формирование у обучающихся качеств деятельностного характера, связанных с их способностями, интересами, умениями и навыками. Иногда образовательные, воспитательные и развивающие цели проводимого занятия теснейшим образом переплетаются, чаще лежат в разных плоскостях, но обязательно должны быть связаны.

Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпадали с интересами обучающихся, органично вплетались в канву занятия и ненавязчиво формировали у обучаемых требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям.

Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.

В колледже формирование социально активных студентов – граждан России является важнейшим направлением воспитания и развития у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания, обеспечивая тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Для реализации мероприятий используются следующие основные формы и средства:

совершенствование учебного процесса (внедрение новых методик обучения, использования мультимедийных и диалоговых форм образования);

повышение квалификации педагогической среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам современных направлений воспитания;

организация научно-исследовательской работы студентов;

мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса;

Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому студентом, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний момент именно от воспитательной работы в учреждениях профессионального образования зависит уровень развития личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

 

Список литературы:

1.Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 150-151.

2. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –2015.–No1(1). –С. 41-44.
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.