Учимся анализировать поэтический текст «Зимняя ночь в деревне»
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Готовимся к олимпиаде. Учимся анализировать поэтический текст «Зимняя ночь в деревне» И. С. Никитин Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
В стихотворении «Зимняя ночь в деревне» (1853 г.) Никитин, мастер русского пейзажа, с удивительной теплотой и проникновенностью описывает картины родной земли. Прочитайте стихотворение и расскажите о ваших впечатлениях.
С каким настроением вы читали стихотворение? Какие картины возникают при чтении?
Никитин был уверен, что вся прелесть состоит в простоте и правде, поэтому его пейзажная лирика мало похожа на стихотворения, созданные представителями «чистого искусства» (Тютчев, Фет, Анненского). У поэта природа тесно связана с человеком, его отдыхом или трудом. Подтвердите примерами из стихотворения.
Почему стихотворение так называется? Можно ли по названию предположить, о чем пойдет речь в стихотворении?
Произведение можно разделить на три части. Назовите ключевые образы первой части.
Во второй части внимание автора с общего плана переходит в частный, изображается старушка. О чем ее мысли?
Во третьей части вновь представлена пейзажная зарисовка. В чем ее отличие от первой?
Какую роль в стихотворении играют религиозные мотивы?
Что Вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? Попробуйте охарактеризовать его. Какие чувства он испытывает? Как вы это поняли?
Назовите символические образы стихотворения. Какое место занимают эти образы в лирике поэта и в русской лирике в целом?
Назовите сравнения в стихотворении. Какова их стилистическая роль?
Какова роль оценочных эпитетов немая, сонное?
Какова роль инверсий в стихотворении?
Найдите другие примеры поэтического синтаксиса в стихотворении. Укажите их стилистическую роль.
Определите размер стихотворения, особенности рифмы. Какова их стилистическая роль?
Докажите, что стихотворение близко русской народной лирике.
Какие слова вы выделили бы при выразительном чтении стихотворения? Ответ аргументируйте.