Готовимся к олимпиаде. Учимся анализировать поэтический текст. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» А.К. Толстой
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Готовимся к олимпиаде. Учимся анализировать поэтический текст «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» А. К. Толстой Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Прочитайте стихотворение Осень. Обсыпается весь наш бедный сад А.К.Толстой Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю.
С каким настроением вы читали стихотворение? Какие картины возникают при чтении?
Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах. О чем еще?
На сколько частей можно разделить стихотворение? О чем идет речь в каждой из них?
Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Докажите это утверждение.
Почему стихотворение так называется? Можно ли по названию предположить, о чем пойдет речь в стихотворении?
Что Вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? Попробуйте охарактеризовать его. Какие чувства он испытывает? Как вы это поняли?
Назовите ключевые образы стихотворения. Попробуйте охарактеризовать их. Какое место занимают эти образы в лирике поэта и в русской лирике в целом?
Укажите слова, с помощью которых передаются краски и звуки природы. Какими частями речи они являются? Какие из них употребляются в переносном значении? Какие тропы при этом возникают? Укажите роль этих тропов.
Назовите устаревшие слова и формы. Какова их роль в стихотворении?
Какова роль оценочного эпитета бедный?
Определите размер стихотворения, особенности рифмы. Какова их стилистическая роль?
Докажите, что стихотворение близко русской народной лирике.
Какие слова вы выделили бы при выразительном чтении стихотворения? Ответ аргументируйте.