12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кучуганова Любовь Александровна2341
Работаю в школе-интернате для детей с нарушением слуха
Россия, Алтай респ., Горно-Алтайск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Направление: «Личностное развитие»

Тема: «Учимся анализировать свои поступки»

Цель: Формирование практического навыка у воспитанников анализировать свои поступки.

Задачи:

Формировать письменный навык анализировать свои проступки,  способность детей к переосмыслению своих негативных действий.

Развивать умение выделять главную причину проступка.

Воспитывать ответственное отношение к своему поведению.

Планируемый результат:

Усвоение методики письменного анализа проступка.

Осознание того, как легко совершать проступки и как трудно анализировать его причину и формулировать соответствующие выводы.

Оборудование: ноутбук, тема, карточки с заданием, ручки, листы в линию, мягкая игрушка, карточки черного и красного цвета, анкета – рефлексия, памятка о правилах.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия: Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Возьмите мягкую игрушку и передайте его другу с улыбкой.

Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие пройдет необычно. Скажите, когда вы совершите плохой поступок, что я прошу вас сделать?

Дети отвечают «подумать».

- Правильно, подумать. Вы садитесь и размышляете над своим проступком. После этого происходит беседа, когда вы рассказываете, зачем так поступили, почему так делать не нужно, как можно было по - другому поступить. Для чего это делаем?

Дети отвечают.

- Молодцы, таким образом, и тема занятия «Учимся анализировать свои проступки».

Вывешивается тема занятия на доску.

Коррекционно-развивающий блок

Воспитатель: Каждый раз, когда совершаете плохой поступок, вы анализируете его устно. Поэтому наблюдается тенденция частого повтора совершения, особенно это касается лжи, обзывания товарища. Перечислять список можно долго. Сегодня будем учиться письменно анализировать, думаю, это будет более действенно. Причины этому следующие – не только размышляем и беседуем, но все наши выводы пишем на бумаге и всегда можем прочитать, чтобы вспомнить, тем самым появляется прекрасная возможность уберечь себя от повторного совершения проступка.

Прежде, чем приступить к освоению письменной методики, давайте разомнемся. Прочитаю один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”. После вы ответите на вопросы:

- Почему заплакали муж и жена?

- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

Итак, слушаем….

«Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

Теперь давайте ответим на вопросы, которые ранее вам были озвучены. Итак…

Вопросы к обсуждению.

- Почему заплакали муж и жена?

- Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

Дети отвечают на вопросы.

Если у детей возникает трудности с последним вопросом, то

воспитатель вывешивает пословицы

и просит одного из детей прочитать.

На доске: “Как аукнется - так и откликнется”.

Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”

- Так, ребята, происходит и в отношении проступка. Как вы, так и к вам. Это закон жизни. Поэтому уметь понимать причину поступка в целом и проступка в частности поможет вам избежать серьезных проблем в настоящем и будущем. Следующая разминка – это игра “Хорошо—плохо”.

Предлагаю оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Перед вами фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых будете оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета.

ПЛОХИЕ

ХОРОШИЕ

Обидел друга

Защитил первоклассника

Поссорился с одноклассником

Проведал больного друга

Обозвал младше себя воспитанника

Смело признался в проступке

Обманул воспитателя

Сказал правду

Толкнул девочку

Помог товарищу в дежурстве

Подрался с другом

Не ответил на грубость грубостью

Нагрубил учителю

Сдержал обещание

 

 
- Молодцы! Сейчас, я вам раздам карточки с заданием.

 

Воспитатель раздает карточки с заданием.

Приложение1.

Вы должны действовать по предложенной схеме. На листочке ставим номер вопроса и отвечаем на него. Можете самостоятельно проанализировать ситуацию, это будет похвально. Потом, зачитаем то, что получилось и обсудим.

Воспитатель раздает карточки с заданием.

Дети работают не более 5 - 7 минут.

После идет обсуждение - дети зачитывают свои варианты.

Воспитатель зачитывает по заданиям правильные ответы

и раздает памятки.

Приложение 2.

- Вы молодцы! Трудно было письменно анализировать свои поступки?

Дети делятся своими впечатлениями.

- Думаю, теперь при совершении вами проступка будем его анализировать письменно. Так?

Дети отвечают.

- А теперь физкультминутка.

Физкультминутка.

Музыкальная физкультминутка.

Дети повторяют движения под музыку.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Запомните, вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Помните закон жизни – КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ К ТЕБЕ ОТНОСИЛИСЬ ЛЮДИ, ТАК И ТЫ К НИМ ОТНОСИСЬ.

- Сейчас я вам раздам памятку о правилах успешного общения друг с другом в группе. Это будет вашим небольшим домашним заданием (приложение 3). В игровой комнате вы прочитаете и запомните, положите на полку и по мере необходимости будете перечитывать, стараясь придерживаться их.

Ритуал окончания занятия:

Воспитатель: Предлагаю вместе с улыбкой проговорить веселым шепотом, при этом тихо хлопая в ладоши «УРА!!! МЫ ЗАКОНЧИЛИ – ВОТ ЭТО ДА!!!»

Рефлексия:

Прошу вас оценить, насколько вам сегодня на занятии было трудно, интересно, комфортно, и сделать отметки на «Шкале оценки»:

1) ТРУДНО: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5

2) ИНТЕРЕСНО: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5

3) КОМФОРТНО: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5

Приложение № 1

КАРТОЧКА № 1.

Я не сложил на полке в шкафу аккуратно вещи, не вытер пыль. Воспитателю и дежурному товарищу сказал, что проверять не надо, все аккуратно и чисто. Мне поверили, и проверять не стали.

Вопросы для самоанализа проступка.

Какой проступок ты совершил по отношению к товарищу и воспитателю?

Зачем ты солгал? Причина лжи?

Что такое ложь?

Почему обманывать нельзя?

Почему нужно говорить правду?

КАРТОЧКА № 2

Я обиделся на товарища в группе и обозвал его, причем придумав кличку. Но не терплю, когда меня обзывают, могу и сдачи дать.

Вопросы для самоанализа проступка:

Что такое обзывание.

Почему я обзываю товарищей?

Почему обзываться нельзя.

КАРТОЧКА № 3

Так получилось, что на перемене меня нечаянно толкнули и вместо того, чтобы принять извинения я устроил драку.

Вопросы для самоанализа проступка:

1. Почему я не принял извинения?

2. Зачем я устроил драку?

3. Почему нельзя драться?


 

Приложение № 2

ПАМЯТКА ПО КАРТОЧКЕ № 1.

2. ПРИЧИНЫ ЛЖИ:

Ложь с целью выгоды.

Ложь с целью самозащиты.

Ложь из-за страха осуждения, наказания.

Ложь из-за неуверенности, слабости, трусости.

Привычка лгать.

Ложь из-за неуверенности, слабости.

3. ЛОЖЬ - намеренное искажение истины, неправда.

4. Причины, почему нельзя обманывать:

Потеря доверия в общении.

Всегда будут подозревать во лжи и выражать сомнение.

Сложится репутация лгуна у товарищей и педагогов.

Будут перепроверять то, что говоришь и делаешь.

В любой момент раскроется ложь и будет стыдно.

5. Почему нужно говорить правду:

Уважение честных людей в обществе.

В твоих словах не сомневаются и всегда доверяют.

Правда – признак смелого, нравственного, мужественного и волевого человека.

 

ПАМЯТКА К КАРТОЧКЕ № 2

1. Обзывание — в бытовой речи обозначает замену настоящего имени человека кличкой, прозвищем или бранным словом. Замена имени бранью, словами с намеком есть безнравственное действие, имеющее целью оскорбить, обидеть, унизить.

2.Почему я обзываю товарищей:

Не справляюсь с раздражением.

Привык обзываться.

Заслужил, не будет вести себя плохо, приставать ко мне и т.д.

3. Почему обзываться нельзя:

Это плохо и некрасиво.

Это унижает достоинство другого человека.

Показывает слабость, безнравственность, глупость.

Из-за обзывания можно надолго поссориться с другом и другими близкими людьми.

Потеря уважения со стороны друзей и близких людей.

ПАМЯТКА К КАРТОЧКЕ № 3

1. Почему я не принял извинения? / 2. Зачем я устроил драку?

Обида.

Желание конфликта (драки).

Не было настроения, раздраженность.

Всегда так поступаю.

Безнаказанность.

3. Почему нельзя драться?

Можно нанести серьезные увечья.

Уголовная ответственность.

Показывает слабость характера, глупость, безнравственность. Умный, сильный и высоконравственный человек всегда решит вопрос мирно и простит.

Приложение 3

Правила успешного общения друг с другом в группе.

Запрещается оскорбление и унижение другого человека!

Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!

Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!

Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!

Не критикуй другого при всех. Выскажи ему своё мнение наедине!

Будь доброжелателен, приветлив. Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому!

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.