Статья на тему «Учимся, играя, или как повысить учебную мотивацию с помощью игровых технологий» (6–9 классы)

32
24
Материал опубликован 30 January в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»


 

 

Учимся, играя, или Как повысить учебную мотивацию с помощью игровых технологий

В.С.Легоцкая,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

Ключевые слова: учебная мотивация, игровые технологии, геймификация обучения, методический прием.

Для повышения учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках и во внеклассной работе целесообразно использовать геймификацию (применение игровых технологий) образовательного процесса. Как это реализует себя на практике? Поделимся методическими приемами.

1. Эффективно обращение к различным интерактивным учебным платформам, где ребята смогут изучать материал через интерактивные игры, квесты и задания. Это такие платформы, как Яндекс.Школа (https://school.yandex.ru/), Фоксфорд (https://help.foxford.ru/), ЯКласс (https://www.yaklass.ru/), Учи.ру. (https://uchi.ru/) Интерактивная тетрадь (https://edu.skysmart.ru/).

Построение квестов, головоломок и задач, которые стимулируют учеников к изучению новых материалов и решению задач. Автор статьи много лет использует данный прием в своей работе, многие работы опубликованы в сообществе УРОК РФ.

Сборник кроссвордов по русскому языку https://урок.рф/library/sbornik_krossvordov_po_russkomu_yaziku_000319.html

Кроссенс «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» https://урок.рф/library/krossens_stihotvorenie_myulermontova_smert_poe_174540.html

Кроссворд «Разделы лингвистики»

https://урок.рф/library/krossvord_razdeli_lingvistiki_231738.html

2. Хорошо зарекомендовала себя апробированная еще в прошлом веке в зарубежной педагогике системы наград и достижений: создание системы бейджей, уровней и наград за выполнение заданий и достижение целей, например, ведение классным руководителем «Экрана социальной активности», смотр-конкурс личных портфолио учащихся, участие в конкурсе на получение муниципальных стипендий и т.д. Пример таблицы достижений учащегося за учебный год можно увидеть в приложении 1.

Приложение 1DOCX / 18.61 Кб

t1706640971aa.jpg

Фото 1. Победители смотра-конкурса «Лучшие портфолио класса»

3. Использование соревнований и коллективной игры позволяет создавать общие цели для усиления чувства командной работы. Приведем примеры игр, также опубликованных автором на сайте УРОК. РФ.

Лингвистическая игра «Подбери словечко» (всего 16 игр)

https://урок.рф/library/lingvisticheskaya_igra_podberi_slovechko7_140021.html

Лингвистическая игра «Наборщик»

https://урок.рф/library/lingvisticheskaya_igra_naborshik2_230215.html

Интеллектуальная игра «Где логика»

https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_gde_logika_184432.html

Кроссенс «Тропы»

https://урок.рф/library/krossens_tropi_211544.html

t1706640971ab.jpg

Фото 2. Команда победитель игрового конкурса «Лучший литературный кроссенс»

4. Мгновенная обратная связь и прогресс, предполагающие немедленную оценку и обратную связь. Примером может служить фрагмент урока, на котором ребята играют в «ДаНетку» или «Шеренгу».

Фрагмент 1. Шеренга по теме «Морфемика. Орфография»

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

1. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове расходовать. (Расфасовать)

2. Являются ли однокоренными слова заяц, зайчик, зайчишко, заячий. (Да)

3. Назовите окончание в прилагательном в словосочетании на радостной встрече. (Ой)

4. Верно ли, что в слове баррикада безударную гласную можно проверить словом бар? (Нет)

5. У слов таится над нами волшебная сила. Подберите синоним к слову волшебная. (Таинственная)

6. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове сделать. (Смастерить, сводить, сдержать)

7. Подберите однокоренное существительное к слову рассуждать. (Рассуждение, суждение, судья, судейство).

8. Верно ли, что в глаголе намазать и в существительном наводнение одна и та же приставка? (Да, приставка НА)

9. В слове водопровод два корня. Назовите однокоренное прилагательное с двумя корнями. (Водопроводный)

10. Назовите однокоренное слово к глаголу черпать. (Исчерпать, вычерпать)

Фрагмент 2. ДаНетка по теме «История языка для любознательных»

1. Верно ли, что письменность на Руси возникла с принятием христианства, то есть в X веке. (да, это верно, но есть мнения, что восточные славяне еще до крещения Руси знали письмо и что древнерусское письмо было буквенным.)

2. Верно ли, что первые упоминания слова Русь относятся к началу первого тысячелетия нашей эры? (Нет, первые упоминания слова Русь относятся к концу первого тысячелетия нашей эры).

3. Верно ли, что новгородцы долгое время не считали себя русскими, считали, что слово Русь относится к территории вокруг Киева, Чернигова и Переславля Южного? (Да, это верно. В новгородских берестяных грамотах, а также и в летописях до 13 в. встречаются рассказы о том, что такой-то епископ в таком-то году отправился в Русь из Новгорода, то есть поехал на юг, в Киев или Чернигов.)

4. Верно ли, что все перечисленные языки относятся к восточнославянским: русский, украинский и белорусский, польский? (Нет, польский язык относится к западнославянской ветви языков).

5. Голландский дипломат XVI в. Бусбек с изумлением обнаружил, что понимает некоторые слова в речи жителя Крыма, говорящего на неизвестном языке. Верно ли, что крымско-готский язык- самый поздний остаток вымершего во всех остальных местах готского языка? (Да, это верно. Эти активные германские племена владели огромными территориями практически всей современной Украины, значительной части Балкан, Италии, Испании, а в Крыму жили до XVI в.)

6. Верно ли, что германскими заимствованиями в славянском языке является глагол купить? (Да, это верно, в современном немецком соответствующее древнегерманское слово дало kaufen «покупать».)

7. Верно ли, что слово парус заимствовано из латинского языка? (Нет, слово парус-это пример самого древнего заимствования из греческого языка, как и слово корабль. Парус — это то же самое слово, что греческое фарос, — в славянском исполнении.)

8. Верно ли, что большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные? (Да, это верно. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.)

9. Верно ли, что у всем известной поговорки Язык мой – враг мой есть продолжение? (Да, это верно. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

10. Верно ли, что красная строка получила свое название еще в древнерусском языке, потому что первую букву принято было писать красным цветом? (Нет, это неверно. В древнерусском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца и затейливо раскрашивались, т.е были красивыми).

5. Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации требует грамотного планирования, учета потребностей учеников и понимания того, какие игровые элементы будут наиболее мотивирующими и эффективными в конкретной образовательной среде. Например, использование игровых элементов на уроках литературы в 5-9 классах может сделать обучение более увлекательным и мотивирующим. Вот несколько идей.

t1706640971ac.jpg

Фото 3. Инсценировки литературных произведений в городском парке

Литературные квесты, включающие вопросы и задания, связанные с произведениями, прочитанными на уроке. Разделите учеников на группы и предложите им решать задачи в ходе квеста. За правильные ответы можно давать баллы, а команда с наибольшим количеством баллов получает призы.

Литературные викторины. Проводите викторины по прочитанным произведениям, где ученики отвечают на вопросы в конкурентной форме. Можно использовать интерактивные онлайн-платформы для викторин или создать их в формате настольной игры.

Примерами могут быть игры, опубликованные автором на сайте УРОК.РФ.

Викторина «Славный сын Отечества. А. С. Грибоедов»

https://урок.рф/library/viktorina_«slavnij_sin_otechestva_a_s_griboedov»_105858.html

Ролевые игры. Предложите ученикам создать короткие ролевые постановки, в которых они могут воплотить персонажей из литературных произведений. Это поможет им лучше понять характеры, сюжет и диалоги, а также развивать творческое мышление.

Создание игровых карт. Попросите учеников создать игровые карты для литературных произведений, на которых отмечены ключевые моменты сюжета, персонажи и т.д. Это не только развивает аналитические навыки, но и позволяет визуализировать структуру произведения.

Театрализованные чтения. Организуйте театрализованные чтения, где ученики могут исполнять отрывки из произведений или даже создавать собственные интерпретации сцен. Это содействует лучшему пониманию текста и развивает навыки выразительного чтения.

t1706640971ad.jpg

Фото 4. Гимназические театрализованные чтения «Алло! Это таланты?»

Игры с использованием технологий. Применяйте интерактивные онлайн-ресурсы и приложения для обучения литературе, где ученики могут играть и обучаться одновременно. Например, использование платформ для создания цифровых книг, игр с кроссвордами, квизами и т.д.

t1706640971ae.jpg

Фото 5. Команда-победитель творческого конкурса «Звездные дали» в павильоне «Космос» на ВДНХ

Важно адаптировать игровые элементы под особенности класса и индивидуальные предпочтения учеников, чтобы создать максимально мотивирующую и интересную обучающую среду. Например, в одном из классов, где работает автор статьи, многие дети очень любят и умеют составлять виртуальные экскурсии по различным музеям страны, прежде всего по литературным. Всячески поощрять такие начинания -долг учителя и большая для него радость.

t1706640971af.jpg

Фото 6. Защита проекта «Я поведу тебя в музей» на гимназической конференции

Таким образом, использование игровых технологий для повышения мотивации может быть эффективным способом мотивировать школьников в различных областях, будь то обучение, внеклассная работа или достижение личных целей. Главное - найти баланс между вызовом и достижимостью целей, чтобы игровые элементы были мотивирующими, а не демотивирующими для детей, чтобы игровые технологии делали учебный процесс эффективным, а не отвлекали от него и не подменяли его.

Всем коллегам успеха в применении игровых технологий!

t1706640971ag.jpg

Фото 7. Просто фото…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Серьезная работа, интересная информация, прекрасные лица ребят)) Спасибо, Вера Сергеевна!

30 January

Большое спасибо и Вам, Ирина Геннадьевна! Приятно слышать добрые слова от Вас!

30 January

Замечательный опыт работы!

30 January

Благодарю, Наталья Федоровна!

30 January

Вера Сергеевна, большое спасибо за опыт!

31 January

Спасибо взаимно, Ирина Владимировна!

31 January

Спасибо большое за интересный и полезный ресурс!

31 January

Благодарю за добрые слова, Егор Игоревич!

31 January

Прекрасная работа! Вера Сергеевна, спасибо огромное за неиссякаемый ваш опыт работы!

31 January

Спасибо и Вам, Елена Гаврииловна, мне очень приятно.

31 January

Повезло Вашим ученикам, Вера Сергеевна! С Вами так интересно! Спасибо большое за опыт работы!

31 January

Спасибо за спасибо, Юлия Васильевна!

31 January

Поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!

23 February

Спасибо, Егор Игоревич!

25 February

С Победой! Рада за вас,Вера Сергеевна!

23 February

Большое спасибо, Марина Юрьевна, за Ваше внимание!

24 February

Вера Сергеевна, поздравляю вас с победой в конкурсе! Желаю дальнейших побед и творческих успехов!

23 February

Спасибо, Елена Николаевна, мне очень приятно!

24 February

Вера Сергеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

23 February

Спасибо, Надежда Павловна!

24 February
Показать больше комментариев

Похожие публикации