12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44175
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»


 

 

Учимся, играя, или Как повысить учебную мотивацию с помощью игровых технологий

В.С.Легоцкая,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

Ключевые слова: учебная мотивация, игровые технологии, геймификация обучения, методический прием.

Для повышения учебной мотивации с помощью игровых технологий на уроках и во внеклассной работе целесообразно использовать геймификацию (применение игровых технологий) образовательного процесса. Как это реализует себя на практике? Поделимся методическими приемами.

1. Эффективно обращение к различным интерактивным учебным платформам, где ребята смогут изучать материал через интерактивные игры, квесты и задания. Это такие платформы, как Яндекс.Школа (https://school.yandex.ru/), Фоксфорд (https://help.foxford.ru/), ЯКласс (https://www.yaklass.ru/), Учи.ру. (https://uchi.ru/) Интерактивная тетрадь (https://edu.skysmart.ru/).

Построение квестов, головоломок и задач, которые стимулируют учеников к изучению новых материалов и решению задач. Автор статьи много лет использует данный прием в своей работе, многие работы опубликованы в сообществе УРОК РФ.

Сборник кроссвордов по русскому языку https://урок.рф/library/sbornik_krossvordov_po_russkomu_yaziku_000319.html

Кроссенс «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» https://урок.рф/library/krossens_stihotvorenie_myulermontova_smert_poe_174540.html

Кроссворд «Разделы лингвистики»

https://урок.рф/library/krossvord_razdeli_lingvistiki_231738.html

2. Хорошо зарекомендовала себя апробированная еще в прошлом веке в зарубежной педагогике системы наград и достижений: создание системы бейджей, уровней и наград за выполнение заданий и достижение целей, например, ведение классным руководителем «Экрана социальной активности», смотр-конкурс личных портфолио учащихся, участие в конкурсе на получение муниципальных стипендий и т.д. Пример таблицы достижений учащегося за учебный год можно увидеть в приложении 1.

Приложение 1DOCX / 18.61 Кб

t1706640971aa.jpg

Фото 1. Победители смотра-конкурса «Лучшие портфолио класса»

3. Использование соревнований и коллективной игры позволяет создавать общие цели для усиления чувства командной работы. Приведем примеры игр, также опубликованных автором на сайте УРОК. РФ.

Лингвистическая игра «Подбери словечко» (всего 16 игр)

https://урок.рф/library/lingvisticheskaya_igra_podberi_slovechko7_140021.html

Лингвистическая игра «Наборщик»

https://урок.рф/library/lingvisticheskaya_igra_naborshik2_230215.html

Интеллектуальная игра «Где логика»

https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_gde_logika_184432.html

Кроссенс «Тропы»

https://урок.рф/library/krossens_tropi_211544.html

t1706640971ab.jpg

Фото 2. Команда победитель игрового конкурса «Лучший литературный кроссенс»

4. Мгновенная обратная связь и прогресс, предполагающие немедленную оценку и обратную связь. Примером может служить фрагмент урока, на котором ребята играют в «ДаНетку» или «Шеренгу».

Фрагмент 1. Шеренга по теме «Морфемика. Орфография»

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

1. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове расходовать. (Расфасовать)

2. Являются ли однокоренными слова заяц, зайчик, зайчишко, заячий. (Да)

3. Назовите окончание в прилагательном в словосочетании на радостной встрече. (Ой)

4. Верно ли, что в слове баррикада безударную гласную можно проверить словом бар? (Нет)

5. У слов таится над нами волшебная сила. Подберите синоним к слову волшебная. (Таинственная)

6. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове сделать. (Смастерить, сводить, сдержать)

7. Подберите однокоренное существительное к слову рассуждать. (Рассуждение, суждение, судья, судейство).

8. Верно ли, что в глаголе намазать и в существительном наводнение одна и та же приставка? (Да, приставка НА)

9. В слове водопровод два корня. Назовите однокоренное прилагательное с двумя корнями. (Водопроводный)

10. Назовите однокоренное слово к глаголу черпать. (Исчерпать, вычерпать)

Фрагмент 2. ДаНетка по теме «История языка для любознательных»

1. Верно ли, что письменность на Руси возникла с принятием христианства, то есть в X веке. (да, это верно, но есть мнения, что восточные славяне еще до крещения Руси знали письмо и что древнерусское письмо было буквенным.)

2. Верно ли, что первые упоминания слова Русь относятся к началу первого тысячелетия нашей эры? (Нет, первые упоминания слова Русь относятся к концу первого тысячелетия нашей эры).

3. Верно ли, что новгородцы долгое время не считали себя русскими, считали, что слово Русь относится к территории вокруг Киева, Чернигова и Переславля Южного? (Да, это верно. В новгородских берестяных грамотах, а также и в летописях до 13 в. встречаются рассказы о том, что такой-то епископ в таком-то году отправился в Русь из Новгорода, то есть поехал на юг, в Киев или Чернигов.)

4. Верно ли, что все перечисленные языки относятся к восточнославянским: русский, украинский и белорусский, польский? (Нет, польский язык относится к западнославянской ветви языков).

5. Голландский дипломат XVI в. Бусбек с изумлением обнаружил, что понимает некоторые слова в речи жителя Крыма, говорящего на неизвестном языке. Верно ли, что крымско-готский язык- самый поздний остаток вымершего во всех остальных местах готского языка? (Да, это верно. Эти активные германские племена владели огромными территориями практически всей современной Украины, значительной части Балкан, Италии, Испании, а в Крыму жили до XVI в.)

6. Верно ли, что германскими заимствованиями в славянском языке является глагол купить? (Да, это верно, в современном немецком соответствующее древнегерманское слово дало kaufen «покупать».)

7. Верно ли, что слово парус заимствовано из латинского языка? (Нет, слово парус-это пример самого древнего заимствования из греческого языка, как и слово корабль. Парус — это то же самое слово, что греческое фарос, — в славянском исполнении.)

8. Верно ли, что большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные? (Да, это верно. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.)

9. Верно ли, что у всем известной поговорки Язык мой – враг мой есть продолжение? (Да, это верно. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

10. Верно ли, что красная строка получила свое название еще в древнерусском языке, потому что первую букву принято было писать красным цветом? (Нет, это неверно. В древнерусском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца и затейливо раскрашивались, т.е были красивыми).

5. Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации требует грамотного планирования, учета потребностей учеников и понимания того, какие игровые элементы будут наиболее мотивирующими и эффективными в конкретной образовательной среде. Например, использование игровых элементов на уроках литературы в 5-9 классах может сделать обучение более увлекательным и мотивирующим. Вот несколько идей.

t1706640971ac.jpg

Фото 3. Инсценировки литературных произведений в городском парке

Литературные квесты, включающие вопросы и задания, связанные с произведениями, прочитанными на уроке. Разделите учеников на группы и предложите им решать задачи в ходе квеста. За правильные ответы можно давать баллы, а команда с наибольшим количеством баллов получает призы.

Литературные викторины. Проводите викторины по прочитанным произведениям, где ученики отвечают на вопросы в конкурентной форме. Можно использовать интерактивные онлайн-платформы для викторин или создать их в формате настольной игры.

Примерами могут быть игры, опубликованные автором на сайте УРОК.РФ.

Викторина «Славный сын Отечества. А. С. Грибоедов»

https://урок.рф/library/viktorina_«slavnij_sin_otechestva_a_s_griboedov»_105858.html

Ролевые игры. Предложите ученикам создать короткие ролевые постановки, в которых они могут воплотить персонажей из литературных произведений. Это поможет им лучше понять характеры, сюжет и диалоги, а также развивать творческое мышление.

Создание игровых карт. Попросите учеников создать игровые карты для литературных произведений, на которых отмечены ключевые моменты сюжета, персонажи и т.д. Это не только развивает аналитические навыки, но и позволяет визуализировать структуру произведения.

Театрализованные чтения. Организуйте театрализованные чтения, где ученики могут исполнять отрывки из произведений или даже создавать собственные интерпретации сцен. Это содействует лучшему пониманию текста и развивает навыки выразительного чтения.

t1706640971ad.jpg

Фото 4. Гимназические театрализованные чтения «Алло! Это таланты?»

Игры с использованием технологий. Применяйте интерактивные онлайн-ресурсы и приложения для обучения литературе, где ученики могут играть и обучаться одновременно. Например, использование платформ для создания цифровых книг, игр с кроссвордами, квизами и т.д.

t1706640971ae.jpg

Фото 5. Команда-победитель творческого конкурса «Звездные дали» в павильоне «Космос» на ВДНХ

Важно адаптировать игровые элементы под особенности класса и индивидуальные предпочтения учеников, чтобы создать максимально мотивирующую и интересную обучающую среду. Например, в одном из классов, где работает автор статьи, многие дети очень любят и умеют составлять виртуальные экскурсии по различным музеям страны, прежде всего по литературным. Всячески поощрять такие начинания -долг учителя и большая для него радость.

t1706640971af.jpg

Фото 6. Защита проекта «Я поведу тебя в музей» на гимназической конференции

Таким образом, использование игровых технологий для повышения мотивации может быть эффективным способом мотивировать школьников в различных областях, будь то обучение, внеклассная работа или достижение личных целей. Главное - найти баланс между вызовом и достижимостью целей, чтобы игровые элементы были мотивирующими, а не демотивирующими для детей, чтобы игровые технологии делали учебный процесс эффективным, а не отвлекали от него и не подменяли его.

Всем коллегам успеха в применении игровых технологий!

t1706640971ag.jpg

Фото 7. Просто фото…

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (24)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 30.01.24 в 22:47 5Ответить Пожаловаться
Серьезная работа, интересная информация, прекрасные лица ребят)) Спасибо, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.01.24 в 23:14 5Ответить Пожаловаться
Большое спасибо и Вам, Ирина Геннадьевна! Приятно слышать добрые слова от Вас!
Кияйкина Наталья Федоровна, 30.01.24 в 23:20 5Ответить Пожаловаться
Замечательный опыт работы!
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.01.24 в 23:26 4Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталья Федоровна!
Ирина Владимировна Казарцева, 31.01.24 в 01:31 5Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, большое спасибо за опыт!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.01.24 в 14:40 4Ответить Пожаловаться
Спасибо взаимно, Ирина Владимировна!
Панов Егор Игоревич, 31.01.24 в 04:11 5Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за интересный и полезный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.01.24 в 14:40 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова, Егор Игоревич!
Елена Гаврииловна Гончарова, 31.01.24 в 07:03 5Ответить Пожаловаться
Прекрасная работа! Вера Сергеевна, спасибо огромное за неиссякаемый ваш опыт работы!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.01.24 в 14:41 4Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам, Елена Гаврииловна, мне очень приятно.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.