12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устилко Валентина Ильинична389
Россия, Коми респ., Сыктывкар
9

Учимся писать письма



Урок русского языка «Учимся писать письмо»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с историей написания писем, особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма.

Универсальные  регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные  познавательные учебные действия: формирование представления о  видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Универсальные  коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, конверты, конверты с заданиями, приложениями для работы в группах.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: письмо, структура письма;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.



-Отгадайте загадку (слайд)

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица.

Если захочешь-

За море умчится.

-Да, ребята, это письмо. (слайд)

2. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать знание о том, что такое письмо.

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

- Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали?

- Приходилось ли вам писать письма? Кому?

- Скажите, а что такое письмо? Объясните, для чего люди используют этот вид письменной речи. (Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения о чем – либо своим друзьям, родственникам или знакомым).

-А вы знаете историю первых писем? (ответы детей, предположения).

-Откуда мы можем узнать историю появления первых писем? (из книг, журналов, от взрослых, из интернета).

-О том, какова история первых писем, вы узнаете сегодня в первой части нашего урока.

-Для этого вам нужно будет распределиться на группы.

-Назовите правила работы в группе:

В группе должен быть ответственный.

Если не понял, переспроси.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Работать должен каждый на общий результат.

Задания для групп.

1 группа

Ваша задача – узнать историю возникновения писем в России. Это вы сможете узнать из Приложения.

Приложение 1.

Что такое грамотки?

Грамотки – это письма, которые писали другу русские люди в 17 и в начале 18 веков. Мы можем увидеть. Как человек учился передавать свою речь на бумаге.

Почты в то время ещё не было, поэтому грамотки передавали с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники – приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники.

Наиболее интересны грамотки, авторами которых являются самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни того времени, а иногда и целые картины. Непринуждённость и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека. [1]

2 группа.

Ваша задача – узнать самый простейший вид письма.

Приложение 2

Что такое пиктограмма?

Ещё до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причём в каждом рисунке был определённый смысл: люди не буквами, которых они тогда ещё не знали, а знаками и рисунками «писали « то. Что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза может быть, поворот головы животных имело вполне определённый смысл. Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. Об одном интересном случае расскажет ученица нашего класса.

-Выступление – фрагмент исследовательской работы «Возникновение письменности», проведённой обучающейся 2а класса.

При чтении пиктограмм легко ошибиться в их понимании. Подтверждением этому служит сказка Редьярда Киплинга «Как было написано первое письмо» [3], которую я прочитала с большим удовольствием. На уроке окружающего мира при изучении темы «Книга – наставник и друг» мы говорили о том, какие виды передачи информации существовали раньше. В том числе, и о рисуночном письме. Так учитель предложил нам выдвинуть предположение о содержании Новгородской берестяной грамоты XIII в. Версий было несколько, но ни одна из них не совпала с оригиналом. Оказалось, это автопортрет школьника Онфима "Онфим на коне" (слайд). Мои одноклассники не случайно выдвинули разные версии сюжета, изображённого на рисунке. Потому что все люди по-разному воспринимают рисунки. То же самое произошло и в сказке Киплинга.

Кроме рисуночного существовал ещё один способ передачи информации - узелковое письмо (приложение 4). Оно тоже использовалось тогда, когда люди ещё не умели писать. Прочитать такое письмо было трудно. Нужно было обращать внимание и на толщину шнурков, и на то, как завязан узел, и на то, какие узлы рядом. У индейцев письмо заменяли бусы из разноцветных морских раковин. А на Руси делали зарубки для счёта и письма. От старинного счёта по зарубкам и пошло выражение: «заруби на носу». При этом носом называли не часть лица, а дощечку, которую носили с собой. Когда люди ещё не умели писать на бумаге, они составляли из вещей целые письма.

3 группа.

Приложение 3

Какие способы передачи писем существовали в древние времена.

В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своём приближении сменщика. Тот уже ждал в особой придорожной хижине. Взяв почту, он бежал дальше до следующей хижины-станции. Никто не смел останавливать или задерживать гонцов.

Почтовый курьер инков подавал сигналы, трубя в раковину.

Для доставки почты африканские племена использовали слонов или верблюдов. А жители Севера использовали оленей.

В молодых феодальных государствах существовала университетская и мясницкая почты.

Была почта, в которой гонцы передавали устное письмо-они заучивали наизусть то, что нужно было передать. (слайд)

В России большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л.Ордин – Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба.А само слово «почта» появилось после подписания договора с Польшей о строительстве военного корабля «Орёл». На польском языке оно было близко к слову «дорога».[3]

3) Пробное действие. (Осуществляется через прием «Инсерт» -определение границ знания и незнания).

Что вы узнали? (Мы узнали историю появления письма в России, варианты доставки почты в разных странах).

Почему я выбрала именно этот вариант работы? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Я предлагаю вам следующее задание – написать письмо самостоятельно. Попробуете?

Что нужно сделать в этом задании? (Написать письмо)

Что нового в нем? (Мы никогда этого не делали.)

Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться писать письма)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Написание письма своему другу.)

Учитель открывает или записывает тему на доске.

Урок письма. «Мой класс – самый лучший»

Обучающиеся выполняют пробное действие в течение 1 минуты.

У кого не получилось?

Учащиеся поднимают руки.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли написать письмо за такое короткое время)

Почему у вас это не получилось?

Учащиеся осознают отсутствие опыта в написании писем.

Что вы не можете сделать? (Мы не можем написать письмо).

Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

-Чем займёмся на уроке? (будем учиться писать письмо).

-Как будем действовать? (по плану)

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма? 

Правильно в них

сообщают о каких-то событиях, 

делятся впечатлениями,

обращаются с просьбами. 

-Какие части должны быть в письме, вы определите сами, выбрав из карточек нужные элементы письма. Расположите эти элементы по порядку.

-Приветствие, основная часть, прощание.

-Чем отличается основные части письма и записки друг от друга? (размером).

-В чём вы должны убедить своего друга в письме? (в том, что наш класс – самый лучший).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Применение полученных знаний для написания письма.

-Сейчас вы будете самостоятельно будете писать письмо на тему «Мой класс – самый лучший!». Не забудьте применить новые знания, чётко выдерживайте структуру письма, попробуйте убедить читателя вашего письма в том, что наш класс действительно является лучшим в нашей школе.

Как будете проверять вашу работу? (По плану)

После самостоятельной работы организуется самопроверка.

Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (Удалось написать письмо.)

Словесное оценивание работ обучающихся. Выявление трудностей при выполнении работы.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах.

(слайд) Задание для групп: Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Слова для выборп: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый,  с ровными краями; в самом начале.

-Для того, чтобы правильно написать письмо, что еще необходимо знать? (правила написания письма).

-Чтобы узнать, какие существуют правила письма, я предлагаю провести мини- исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках. Работаем с презентацией.

(слайд) В русском языке слово «письмо» восходит к слову  «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота» 

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква

А в Германии в немецком языке письмо называют словом  DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий»..

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов?

 (ответы детей)

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

-

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

-Пользуясь знаниями , полученными на уроке , оформите письмо. Адресата выберите сами. (слайд)

10. Этап рефлексии.

-Давайте оценим свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».

-Если вам удалось выполнить работу и вы можете рассказать о нашем уроке, поставьте себя на верхнюю ступеньку.

-Если у вас остались вопросы, но вы запомнили, как писать писма и сможете это сделать самостоятельно, поставьте себя на вторую ступеньку.

-Если вы не запомнили, как писать письма, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Спасибо всем за работу.

Литература

«Всё обо всём» Популярная энциклопедия для детей том 12. Составитель Шалаева Г.П., М.: «Филолгическое общество «Слово», 1998. 447 с.

«Всё обо всём» Популярная энциклопедия для детей том 6. Составитель Шалаева Г.П., М.: «Филолгическое общество «Слово», 1998. 479 с.

Кублицкий Г.И. «Письмо шло пять тысячелетий. М.: Малыш», 1991. 79 с.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.