Эссе «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Учительские истории.
В суете жизненных будней многие эпизоды забываются. Но наступает момент, когда они, эти эпизоды, поднимаются наверх из глубин памяти.
Но сначала небольшое отступление. Нынешний год для моей педагогической деятельности юбилейный. Двадцатый учебный год в маленькой деревенской школе. Судьба распорядилась так, что я вынуждена была переехать из города в деревню. В городе я работала в элитном учебном заведении. Поэтому переезд был для меня очень непростым. В школе на тот момент обучалось, как сейчас помню, 140 человек. Без начального звена. Они, малыши, учились в школе-сад. Ученики, в основном, дети механизаторов, доярок, скотников. Естественно, что художественные произведения мировой классической литературы в этих семьях не в особом почете. Поэтому иногда возникало ощущение, что на некоторых уроках литературы я бьюсь головой об стену. Тем не менее, я продолжала попытки «сеять доброе, вечное», в каждом писателе я стремилась раскрыть для детей незаурядную личность, устремляющую читателя к вершинам красоты, к совершенству. Одна из учениц как-то мне сказала: «Незамечательных, неудивительных писателей для вас не существует». И это было для меня высокой похвалой. Надеюсь, что все мои старания на ниве приобщения ребят к жизненным ценностям не проходят напрасно. И иногда получаешь подтверждение правильности выбранного педагогического пути.
В связи с этим вспомнился яркий случай, который произошел более 10 лет назад. Июнь. Окончился тяжелый школьный период. Сданы долгие, изнуряющие выпускные экзамены в 11 классе. Наконец-то вручены аттестаты об окончании школы. Выпускники, педагоги, родители собрались за праздничным столом в уютной школьной столовой. Присутствующие спешат поздравить друг друга с этим знаменательным событием.
Пришел и мой черед поздравить любимых детей. Естественно, я говорю им о том, что в каждого их них вложена частичка души учителя. И о том, что основная цель работы учителя – привить ребятам навык делать добро каждый день для всех, кто тебя окружает. И о том, что поступки героев художественных произведений, прочитанных на уроках литературы, помогут им сориентироваться в сложной жизненной ситуации. И о том, что прощание с каждым из них – серьезное испытание для каждого учителя.
Ответ выпускников не оставил равнодушным никого из присутствующих. Причем, это произошло стихийно, без подготовки. Ребята поднялись и хором прочитали наизусть стихотворение удивительного советского поэта Владимира Маяковского:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
И тогда я поняла, что эти повзрослевшие дети смогут остановиться среди суеты и замотанности жизни и насладиться красотой, окружающей нас, и научат этому своих детей.
Надежда Владимировна Кучмина
Касимова Людмила Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Касимова Людмила Михайловна
Ефимова Алла Ивановна
Касимова Людмила Михайловна
Старшов Михаил Александрович
Касимова Людмила Михайловна
Бикулова Юлия Хадиулловна
Касимова Людмила Михайловна
Антонова Надежда Николаевна
Касимова Людмила Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Ирина Эйдук
Касимова Людмила Михайловна