12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авхадеева Раиса Ивановна4087
В профессии с августа 1976 года. Начала учителем математики, параллельно преподавая физику, черчение, химию. Учитель высшей категории. Последние 38 лет у меня только информатика с 5 по 11 класс. С 1.09.23 завершила деятельность педагога со стажем 47 лет
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет
Материал размещён в группе «Информатика»

Профессиональная переподготовка -  не очень легкое дело. Особенно когда у тебя идут уроки, и ты готовишь детей к ЕГЭ. Предлагаю одну из практических работ по педагогике. Может кому-то пригодится?

Автономная некоммерческая организация

«Академия дополнительного профессионального образования»

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель информатики и ИКТ. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС (340 часов)»

Дисциплина: Общие основы педагогики

Практическое задание 3,

модуль 3 «Связь педагогики с другими науками»

Выполнил:

слушатель Авхадеева Р.И.

Преподаватель:

Пасько А.Л.

г. Курган - 2017

 

1. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса - кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом  (Гинецинский В.И.).

Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.

«Только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер».
  К.Д. Ушинский


 

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
Ш. Амонашвили


 


 

В сфере профессионального общения, в частности в систе­ме «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторон — на­рушена субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми усло­виями взаимодействия сторон — условиями зависимости от дей­ствий специалиста других людей, которая и определяет необхо­димость специальных профессиональных деонтологий — этических кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства и зависимости

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» пишет: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

Заповеди - это истоки нравственности. Именно библейские заповеди о справедливости и милосердии, о верности и жертвенности, о любви и прощении являются основой моральных норм и понятий о чести, принятых сегодня в обществе.

Российская школа сегодня втянута в какой-то бесконечный марафон конкурсов. Среди педагогов возникает конкуренция за способных учеников, дети стремятся обзавестись солидным портфолио. Но какая экзаменационная комиссия оценит справедливость, честность, сострадание, которым учитель научит ученика? Найдётся ли в новой системе оплаты труда место для таких бесценных понятий как вера, надежда и любовь, зависит от нас.

Советская школа в основном сумела каким-то образом сохранить нравственный потенциал русской школы. Школа всегда рассматривалась как Храм Знаний, как место воспитания патриота, семьянина и гражданина. В чьей жизни сегодня могут увидеть дети нравственную норму? Конечно, педагога. Профессию педагога мы выбрали сами, поэтому, даже когда, «кошки на душе скребут», не стоит забывать, что мы формируем личность. И без личного примера нам не обойтись.

Из Кодекса профессиональной этики:

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

И на творческо-эстетическом уровне (обнаружено на просторах Интернета)

Кодекс профессиональной этики в стихах

1. Клянусь  всегда и повсеместно 
  Работать искренне и  честно
      
2. Я знаю - предо мною дети,
    И я за них всегда в ответе.
    Буду их всегда любить,
    А родителей их чтить,
    Этому ж детей учить

3. И, любя детей  безмерно,
  Стану  я для них примерным,
  Покажу  примером, речью
  Идеалы  человечьи

4. Знания, что  дал  любезно,
  Будут школьникам полезны,
  И не буду их,  обильных,
  Я навязывать  насильно

5. Я добьюсь, чтобы без муки
  Познавались бы науки,
  И раскрою прелесть Света
  Силой  своего предмета.

6. Старых знаний не забуду,
  Совершенствовать  их буду.
  Стану  за собой следить,
  Чтобы детям не вредить.

«Еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Правило достаточно простое. Но, если бы все без исключения, следовали ему в жизни, общество стало бы идеальным.


 

2. Назовите основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике, и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.

Формы связей педагогики с другими науками:

использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

творческое заимствование методов исследований других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.);

использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук;

объединение усилий педагогов с представителями других наук в комплексных исследованиях человека; совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т.д.).

 

 

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятель­ными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда. Данные экономики образования необхо­димы для решения таких важнейших педагогических задач, как:

  • определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;
  • определение стоимости обучения в различных типах образователь­ных учреждений;
  • определение затрат на учительские кадры, на строительство, обору­дование, наглядные пособия и т. д.

В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемо­сти, смерти, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возраст­ной структуры и процессов перемещения населения невозможно решение проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются есте­ственно-научной базой педагогики и психологии.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлектор­ной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обуче­ния и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования орга­низма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Связана педагогика и с кибернетикой - наукой об управлении слож­ными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обуче­ние. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), со­вершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. 

Опубликовано в группе «Информатика»


Комментарии (1)

Савкина Юлия Камильевна, 13.05.21 в 18:12 1Ответить Пожаловаться
Интересно. Кодекс беру на заметку
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.