Дополнительная программа социально-гуманитарной направленности «Учусь с удовольствием» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 25 December 2023

Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги














Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

УЧУСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Срок реализации: 16 часов

Уровень сложности: стартовый

Особенности программы: краткосрочная




Автор-составитель программы:

Буланова Светлана Вячеславовна

Должность: педагог дополнительного образования











Калуга, 2023 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь с удовольствием».

Автор-составитель программы, должность

Буланова Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования.

Адрес реализации, телефон

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ««Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Ул. Телевизионная, д.14, корп.1.

Тел. 8 (4842) 55-02-09.

Вид программы

по степени авторства: модифицированная;

по уровню освоения: стартовая;


Направленность программы

Социально-гуманитарная.

Вид деятельности

Развитие мыслительных операций.

Срок реализации

4 месяца, 16 часов.

Возраст детей

От 7 до 10 лет.

Название объединения

«Психологические игры».

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»


Пояснительная записка

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.

Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – тоже имеют немаловажное значение и являются значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Самое важное в начальной школе – это сохранить интерес к обучению. Чтобы ребёнок продолжать учиться с удовольствием нужно вовремя понимать из-за чего возникают сложности. Данная программа направлена на развитие познавательных способностей и способствует повышению интереса учащихся к обучению в школе.

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Вид программы:

по степени авторства: модифицированная;

по целевому назначению: познавательная;

по уровню реализуемых функций: учебная;

по уровню освоения: краткосрочная;

по уровню сложности: стартовая.

Язык реализации программы: русский

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Утверждена постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Актуальность программы. Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Программа «Учусь с удовольствием» способствует тому, чтобы учащийся получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, на первый взгляд, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления. Очень важно вовремя развивать младшего школьника, чтобы он не потерял интереса к учёбе.

Особенностью программы. Данная программа построена с учётом идей и рекомендаций известных авторов Н.П. Локаловой, А.И. Савенкова, В.Н. Дружининой. На занятиях используются викторины различного типа с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие способностям детей.

 Учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами делают открытия: разгадывают, расшифровывают, решают, считают, составляют. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются память, внимание, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Педагогическая целесообразность. В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Разнообразие дополнительного материала, отличных от школьных занятий создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Принципы обучения включают и индивидуальный подход к учащимся, это обеспечивает результативность проведения занятий.

Адресат программы: учащиеся младшего школьного возраста от 7 до 10 лет. Уровень развития мышления у младших школьников определяет их будущие успехи и неудачи. Многие учебные навыки, сформированные в начальной школе, с трудом поддаются какой-либо коррекции на последних этапах обучения. Поэтому данная программа является актуальной для данной возрастной категории детей. В результате освоения программы у учащихся будут формироваться общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

Состав группы может быть как одновозрастный, так и разновозрастный.

Набор: свободный.

Получение образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими учащимися. Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 человек при получении образования с другими учащимися.

Особенности образовательного процесса:

Объем программы 16 часов.

Срок освоения программы: 4 месяца;

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы обучения: очная. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.

Форма организации образовательной деятельности: групповая.

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические.

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие вариативного мышления, умения аргументировать и делать простейшие умозаключения, необходимые для успешного решения учебных и практических задач.


Задачи:

Обучающие:

ознакомить с понятиями: ум, интеллект, логика, мысль;

расширить кругозор и увеличить активный словарь учащихся;

ознакомить учащихся с приёмами эффективного запоминания информации.

Развивающие:

развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;

развивать зрительное восприятие и произвольное внимание;

развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач;

развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

воспитать уверенность в своих силах, в своих знаниях в результате творческой деятельности;

воспитывать морально-волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам.


1.3 Содержание программы
Учебный план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Развитие гибкости мыслительной деятельности.


4

1

3

Рефлексия.

обсуждение

Развитие наглядно-образного мышления.

4

-

4

Рефлексия.

обсуждение

Развитие аналитического мышления.

3

-

3

Рефлексия.

обсуждение

Развитие сравнительных умений.

3

-

3

Рефлексия.

обсуждение

Развитие пространственных представлений.

1

-

1

Рефлексия.

обсуждение

Итоговое занятие.

1

-

1

Тестирование

ИТОГО:

16

1

15



Содержание учебного плана


Тема 1. Развитие гибкости мыслительной деятельности

Теория: рассказ о значимости мышления в мире. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой».

Практика:

Задание 1. «Найди пирамиду» (вариант 1) Материал к заданию: лист бумаги с рисунком детской пирамиды и проекциями (вид сверху) нескольких пирамид. Учитель объясняет, что слева нарисована пирамида, а справа тоже пирамиды, но только мы их видим сверху. Учитель просит учеников найти среди рисунков справа пирамиду, изображенную слева. «Найди кресло» (вариант 2) Материал к заданию: лист бумаги с рисунками кресел и боковой проекцией одного из этих кресел. Учитель объясняет, что слева нарисованы разные кресла, а справа - вид сбоку одного из этих кресел. Нужно найти и показать то кресло, боковой вид которого начерчен справа.

Задание 2. «Полянки» Материал к заданию: индивидуальный комплект из двух листов с рисунками полянок с разветвленными дорожками (усложненный вариант).

Задание 3. «Заселение дома» Материал к заданию: каждому ученику дается лист бумаги с изображением шестиэтажного дома. Учитель говорит: «Нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. Живут такие жильцы: Точка, Палочка и Галочка. На всех этажах жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет Точка, в средней – Палочка. Кто живет в последней? (Галочка.) Теперь нарисуйте на своем листочке, кто в какой комнате живет на шестом этаже. Будем заселять пятый этаж. В первой комнате тоже живет Точка. Где поселить Палочку и Галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?

Заселите остальные четыре этажа. На каждом этаже они должны жить в разном порядке».

Задание 4. «Найди фигуры» Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 67), картонный кружок.

Задание 5. «Точно такие» Материал к заданию: плакат с изображением птиц, три картонных кружка. От учеников требуется рассмотреть несколько изображений птиц и запомнить их, чтобы дать их описание, не глядя на рисунок. Учитель говорит: «Посмотрите на птиц 1, 3, 9 и запомните, какие у них головы, ноги и хвосты». Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Ученикам задаются вопросы типа: «У птиц 1 и 7 головы одинаковые?», «Что разное у птиц 2 и 9?», «У какой незакрытой птицы голова такая, как у птицы 1?», «У какой закрытой птицы ноги такие, как у птицы 7?» - и т.п.

Задание 6. «Раскрась фигуры» Материал к заданию: для каждого ученика приготовить листы бумаги с изображениями геометрических фигур. Учеников просят закрасить одинаковые фигуры одним цветом. О точности зрительного анализа учащихся будет свидетельствовать закрашивание разным цветом равнобедренных треугольников, равносторонних треугольников, прямоугольных треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелограммов.

Задание 7. «Заполни рисунки» Материал к заданию: бланки с контурами различных изображений. Ученикам предлагается заполнить эти рисунки геометрическими фигурами.

Задание 8. «Найди образец» Материал к заданию: 10-15 карточек с различным изображением нескольких (от 5 до 9) неупорядоченных объектов (геометрические фигуры, цифры, буквы), из которых нет полностью совпадающих. Учитель показывает ученикам одну из этих карточек и предлагает ее запомнить. Затем он помещает ее среди других карточек набора. Ученики должны ее отыскать. В более сложном варианте ученикам предлагается составить (или зарисовать) запомненную карточку из отдельных элементов по памяти.

Задание 9. «Подбери заплатку» Материал к заданию: лист бумаги с вырезом квадратной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур разной формы и размера, в том числе точно соответствующие вырезу на бумаге). На доске прикрепляется лист бумаги с вырезами различной формы. Рядом помещается ряд различных геометрических фигур. Нужно определить, какая из этих фигур соответствует вырезу. Ответ проверяется прикладыванием выбранной фигуры к' вырезу. (Правильные ответы: 2; 2, 4.)

Задание 10. «Повтори и добавь» Ученики разбиваются на группы по три человека. Сначала работает первая группа. Учитель называет какое-нибудь слово. Первый ученик из группы повторяет его и добавляет свое слово, второй ученик повторяет оба слова и добавляет третье слово; первый ученик повторяет все три слова в названном порядке и добавляет свое слово и т.д. Ученик, сделавший ошибку, выбывает. Выигрывает ученик, оставшийся последним. Во время называния слов ученики других групп следят за правильностью повторения. Затем называют и повторяют слова ученики второй группы и т.д.

Формы работы: объяснение, практикум, игра.

Формы контроля знаний: рефлексия учащихся, обсуждение что узнали и чему научились.

Тема 2. Развитие наглядно-образного мышления

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

Практика:

Задание 1. «Выбери главное» Вариант 1 (наглядный материал). Материал к заданию: подготовить два набора картинок, на которых изображены: а) врач, учитель, водитель, продавец, строитель, художник; б) зима, больной, ученик, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, лето, белый халат, указка, троллейбус, хлеб, весы, термометр, книга, автобус, подъемный кран, лопата, кисть для рисования. Ученикам показывается одна картинка из первого набора. Нужно подобрать из второго набора картинку, на которой нарисовано самое главное, без чего человек этой профессии не может обойтись. Вариант 2 (словесный материал). Учитель предлагает ученикам прослушать начало предложения и закончить его, выбрав наиболее подходящее слово из данных.

Лед всегда... (скользкий, белый, твердый, мокрый, острый).

У автомобиля всегда есть... (кузов, багажник, двери, мотор, фары).

Зимой всегда... (холодно, ветрено, идет снег, скользко, морозно).

У собаки всегда есть... (шерсть, хвост, хозяин, косточка, когти).

Дождь всегда... (мелкий, мокрый, холодный, сильный, грибной).

Задание 2. «Найди подходящий треугольник» Материал к заданию: квадраты и треугольники с узорчатыми рисунками. Учеников просят рассмотреть вырезанные треугольники и определить, какой именно из них нужно вставить на пустое место.

Задание 3. «Отгадай слова». Учеников просят прочитать текст, отгадывая «зашифрованные» слова. ЗИМА ВЬЮЖНАЯ Пролетело жаркое О, Е, Л, Т (лето), прошла золотая Н, С, О, Е, Ь (осень), выпал снег - пришла М, И, 3, А (зима). Подули холодные Р, Ы, В, Е, Т (ветры). Голые стояли в лесу В, Ь, Я, Р, Е, Д, Е (деревья) - ждали зимней Ы, Д, Ж, Е, Д, О (одежды). И, Л, Е (Ели) и Н, Ы, С, О, С (сосны) стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать Е, Н, Г, С (снег), и, просыпаясь, люди не узнавали Л, Я, П, О (поля), такой необыкновенный свет светил в К, О, Н, О (окно). По первой пороше охотники пошли на Т, У, О, О, X (охоту). И целыми днями слышался по всему лесу заливистый А, И, Л (лай) Б, А, К, С, О (собак). (И. Соколов-Микитов)

Задание 4. «Диктант пространственных действий» Материал к заданию: для каждого ученика лист бумаги, разделенный на 16 одинаковых частей, карандаш. Каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре проставлена точка. Вначале отработать пространственные понятия - верхняя, нижняя, правая, левая стороны листа; понятие центра в каждом прямоугольнике (исходная точка); изображение задаваемого направления с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом. Затем ученикам последовательно диктуются 16 заданий.

От исходной точки (и. т.) провести стрелку вверх.

От и. т. провести стрелку вправо.

От и. т. провести стрелку вниз.

От и. т. провести стрелку в левый верхний угол.

От и. т. провести стрелку в левый нижний угол.

От и. т. провести стрелку в правый верхний угол.

От и. т. провести стрелку в правый нижний угол.

От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.

От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо,

От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.

От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.

От и. т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.

От и. т. провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх.

От и. т. провести стрелку влево, затем вверх.

От и. т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.

От и. т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.

Оценка: за каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл.

Задание 5. «Волшебный лес» Материал к заданию: лист бумаги с незаконченными и схематическими изображениями, карандаш. Нужно нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Другие темы: «Волшебное море», «Волшебная поляна», «Волшебный парк» и др.

Задание 6. «Подбери картинку» Материал к заданию: большой лист бумаги с несколькими словами и картинки с изображением предметов, соответствующих данным словам. Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запомнить, нужно научиться пользоваться вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить то, что нужно, а затем вспомнить это. Например, нужно запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки: чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы, для запоминания слова «лес» можно выбрать картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, нам нетрудно вспомнить и соответствующие слова. Предложить ученикам для запоминания другой ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативные связи устанавливаются легко. Попросить учеников, глядя на картинки, вспомнить слова (как сразу после запоминания, так и через некоторое время, например, в конце урока).

Задание 7. «Найди фигуры» Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 74), картонный кружок. Ход работы см. урок 34, задание 1. Фигуры рассматривать по горизонталям (в каждой горизонтали правые фигуры в клеточках одинаковые).

Задание 8. «Рукопожатие» Ученики делятся на группы по 3 человека - один арбитр и двое соревнующихся. Оба партнера сжимают руки арбитру с максимальной силой. Арбитр определяет, чье рукопожатие крепче. Затем соревнующиеся «строят лесенку» из мышечных усилий, для этого каждый из учеников сжимает руку арбитра со все возрастающим усилием: первая ступенька - минимальная величина мышечного усилия, вторая - мышечное усилие чуть- чуть больше, третья - еще чуть-чуть больше и т.д. У кого таких ступенек, отличающихся по степени мышечного усилия, получилось больше, тот и выходит победителем. Затем арбитры и соревнующиеся меняются местами.

Формы работы: объяснение, практикум, игра.

Формы контроля знаний: рефлексия учащихся, обсуждение что узнали и чему

научились.

Тема 3. Развитие аналитического мышления

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

Практика:

Задание 1. «Раздели на части» Учитель называет любое слово. Ученики, представляя обозначаемый этим словом предмет как целое, должны разделить его на элементы (части). Сначала элементы называют вслух, а затем по мере освоения упражнения делают это про себя, ставя палочки на бумаге. Подсчитывается, сколько палочек поставил каждый ученик, то есть сколько элементов из целого он выделил. Например, «кот» - тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (9).

Задание 2. «Кто точнее?» С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оцениваются. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.

Задание 3. «Назови буквы» Материал к заданию: лист бумаги с крупно начерченными группами букв, наложенными друг на друга. Учитель просит детей внимательно посмотреть и сказать, какие буквы они видят в первой группе, затем -во второй, в третьей.

Задание 4. «Какой? Какая? Какие?» Учитель называет любое существительное, а ученики подбирают к нему слова, обозначающие различные качества этого предмета. Например, «трава» - зеленая, мягкая, шелковая, высокая, изумрудная, болотная, густая, скользкая, нежная, сухая и т.д. «Дом» - большой, многоэтажный, кирпичный, красивый, прохладный, солнечный, комфортабельный, модерный, величественный, ветхий, мрачный, недостроенный, отремонтированный, покрашенный, оштукатуренный, заселенный и др. Учитель может предложить описать, каким был, например, воздух, когда дети шли в школу (прозрачный, спокойный, душистый, прохладный, гулкий, розово-голубой и т.д.). Побеждает тот, кто назвал последним какое-либо качество.

Задание 5. «Найди отличающиеся» Материал к заданию: индивидуальные листы с изображениями фигур для сравнивания, карандаш. Ученики рассматривают рисунки на первом листе и находят три отличающихся от других рисунка (правильный ответ - 1, 4, 6). Затем три отличающихся от других рисунка находят на втором листе (правильный ответ - 2, 5, 8). Ответы учеников анализируются.

Задание 6. «Найди девятый» Материал к заданию: плакат с изображением человечков

Задание 7. «Загадочные контуры»

Формы работы: объяснение, практикум, игра.

Формы контроля знаний: рефлексия учащихся, обсуждение что узнали и чему научились.

Тема 4. Развитие сравнительных умений

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Практика:

Задание 1. «Найди фигуры» Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур, картонный кружок.

Задание 2. «Раздели на части» Учитель называет любое слово. Ученики, представляя обозначаемый этим словом предмет как целое, должны разделить его на элементы (части). Сначала элементы называют вслух, а затем по мере освоения упражнения делают это про себя, ставя палочки на бумаге. Подсчитывается, сколько палочек поставил каждый ученик, то есть сколько элементов из целого он выделил. Например, «кот» - тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (9).

Задание 3. «Кто точнее?» С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оцениваются. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.

Задание 4. «Выбери главное». Материал к заданию: подготовить два набора картинок, на которых изображены: а) врач, учитель, водитель, продавец, строитель, художник; б) зима, больной, ученик, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, лето, белый халат, указка, троллейбус, хлеб, весы, термометр, книга, автобус, подъемный кран, лопата, кисть для рисования. Ученикам показывается одна картинка из первого набора. Нужно подобрать из второго набора картинку, на которой нарисовано самое главное, без чего человек этой профессии не может обойтись.

Вариант 2 (словесный материал). Учитель предлагает ученикам прослушать начало предложения и закончить его, выбрав наиболее подходящее слово из данных.

Лед всегда... (скользкий, белый, твердый, мокрый, острый).

У автомобиля всегда есть... (кузов, багажник, двери, мотор, фары).

Зимой всегда... (холодно, ветрено, идет снег, скользко, морозно).

У собаки всегда есть... (шерсть, хвост, хозяин, косточка, когти).

Дождь всегда... (мелкий, мокрый, холодный, сильный, грибной).

Задание 5. «Найди подходящий треугольник» Материал к заданию: квадраты и треугольники с узорчатыми рисунками. Учеников просят рассмотреть вырезанные треугольники и определить, какой именно из них нужно выбрать.

Задание 6. «Найди отличающиеся» Материал к заданию: три индивидуальных бланка с рисунками, карандаш. Ученики рассматривают первый бланк. Нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от трех остальных рисунков (правильный ответ - 3, 4). На втором бланке нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от четырех остальных рисунков (правильный ответ - 3, 4). На третьем бланке нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от пяти остальных рисунков (правильный ответ - 4, 5).

Задание 7. «Найди девятый» Материал к заданию: индивидуальные бланки с изображением чайников.

Формы работы: объяснение, практикум, игра.

Формы контроля знаний: рефлексия учащихся, обсуждение что узнали и чему научились.

Тема 5. Развитие пространственных представлений

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Практика:

Задание 1. «Найди слова» Материал к заданию: таблица со словами, входящими в заданные тексты, но расположенными в случайном порядке. Учитель читает текст по одному предложению (на начальном этапе длинные предложения можно называть в два приема). Ученики как можно быстрее отыскивают в таблице слова, входящие в прочитанное предложение в соответствующей последовательности.

ТЕКСТЫ

Несла Жучка кость через мост. Видит - в воде ее тень. Решила Жучка, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить.

Задание 2. «Что изменилось? Что не изменилось?» Материал к заданию: набор составных прямоугольников. Учитель выстраивает в ряд прямоугольники и просит учеников

описать расположение их составляющих частей, используя понятия «вверху», «внизу», «между».

Задание 3. «Превращение фигур» Материал к заданию: демонстрационный набор геометрических фигур большого размера для учителя и набор таких же геометрических фигур меньшего размера для учеников. Учитель прикрепляет на доске геометрические фигуры. Учеников просят ответить на вопросы: какую фигуру справа от вертикальной линии можно получить при складывании частей, расположенных слева от вертикальной линии? Как называются фигуры 1, 2, 3? Чем они похожи? Чём отличаются?

Формы работы: объяснение, практикум, игра.

Формы контроля знаний: рефлексия учащихся, обсуждение что узнали и чему

научились.

1.6 Итоговое занятие Проведение диагностики с использованием анкет и тестов.


1.4 Планируемые результаты

Развитие вербальных способностей.

Учащиеся легко оперируют терминами, словами, подбирают антонимы, синонимы, омонимы и др., чтобы составить фразу с заданными требованиями, умеют пользоваться методами преобразования слов, могут распознать литературный стиль знакомого автора;

Развитие творческих способностей.

Учащиеся способны составить вопрос по данной информации, составить образ из набора фигур, подать идею разрешения проблемы, развить сюжет старых и сочинить сказку по заданным условиям и т.д.

Развитие логического мышления.

Учащиеся могут выявить закономерность, аналогию, логично продолжить оборванную мысль.

Развитие проблемного мышления.

Учащиеся способны генерировать идеи для решения заданной проблемы, создания конструкции, классифицировать и анализировать проблемную ситуацию, наметить варианты путей ее разрешения.


РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»


Календарный учебный график

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 октября Каникулы не предусмотрены.

Дата

Тема

Кол-во часов


Развитие гибкости мыслительной деятельности.

4


Развитие наглядно-образного мышления.

4


Развитие аналитического мышления.

3


Развитие сравнительных умений.

3


Развитие пространственных представлений.

2


Итоговое занятие.

2


2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

учебный класс с доской, столами и стульями для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

компьютер, проектор и экран;

аудио записи;

таблицы, рисунки;

наглядные, демонстративные пособия, тренажеры;

подборки материалов, игр, заданий, раздаточный материал по темам и разделам, технологические карты, образцы изделий, банк творческих работ и проектов и пр.

Информационное обеспечение

В реализации программы используются видеоролики, демонстрирующие работу пальцев на клавиатуре, презентации, фотоматериалы. На занятиях педагог может пользоваться онлайн версией клавиатурного тренажёра https://romanpro.ru/typing-tutor/.


Кадровое обеспечение

Программу может реализовывать педагог дополнительного образования или педагог-психолог с высшим психолого-педагогическим образованием, владеющий знаниями в области психодиагностики.


Формы аттестации

Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития способностей учащихся.

Беседа, тестирование

Текущий контроль

В течение реализации программы

Определение степени усвоения учащимися учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении.

Тестирование, опрос, самостоятельная работа.

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса

Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Итоги реализации программы проходят в форме открытого занятия.

Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.

Оценочные материалы

Методика

Цель

«Исключение лишнего»

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления

Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей.

«Одно из пяти»

Выявление умения определять отношения между понятиями.

«Одно из четырех»

Выявление умения классифицировать, обобщать понятия, предметы и явления.

Исследование невербального и вербально-­логического мышления

Исследование невербального и вербально-логического мышления.

«Анаграмма»

Выявление наличия или отсутствия у школьников теоретического анализа и синтеза.


Методическое обеспечение

Методические особенности организации образовательного процесса


Доступность – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядность – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.


Методы обучения и воспитания


Словесный занимает ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядный - при котором усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практический. Метод применения полученных знаний на практике. Практические задания имеют частично-поисковый, проблемный или исследовательский характер. Выполняются самостоятельно под наблюдением педагога. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению и качества контроля знаний используются индивидуальные разноуровневые задания.


Педагогические технологии


Технология группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно—ориентированного обучения, игровой деятельности, игровая технология и др.



Индивидуальный учебный план. В случае если в период обучения по программе обучающемуся исполняется 11 лет, он имеет право на ускоренное обучение по индивидуальному плану.


Список литературы

Литература для педагога:

Дубровина И.В. Психокоррекциониая и развивающая работа с детьми - М. 1999.

Дубровина ИВ. Руководство практического психолога. - М., 1999.

Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ под ред. С.В. Кривцовой. М. 2002.

Завьялова Т.П., Стародубцева ИВ. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М., - 2008.

Истратова О.Н. Практикум: игры, упражнения, техники. Ростов 2008.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников 4-е изд., М., 2008.

Петраков А.В., Девина И.А. "Повышаем самооценку" Москва "Ось-89", 2001 г.

Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. С.- Петербург, изд. "Дельта", 1998 г.


Литература для родителей:

Бондарева С.К., Колесов Д.В. "Толерантность (введение в проблему)". - М.: издательство Московского психолого-социального института, 2003.

Девина И.А., Маштакова И.В. "Управляем эмоциями" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", 2002 г.

Девина И.А., Маштакова И.В. "Учимся понимать людей" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", 2002 г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению" (популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, "Академия развития", 1997 г.

Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей" (популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, "Академия развития", 1997 г.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. "Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека", Москва: 2001 г.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе". Москва, "ВАЛДОС", 2001 г.

Петраков А.В., Девина И.А. "Повышаем самооценку" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", 2001 г.

Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. С.- Петербург, изд. "Дельта", 1998г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации