Удивительный подводный мир
Проект
«Удивительный подводный мир»
в средней группе «Белочка»
4-5 лет
Воспитатели группы: Новикова Л.В.
Боровкова В.В.
г.Новоуральск, 2024г Проект «Удивительный подводный мир»
в средней группе 4-5 лет Тема проекта: «Удивительный подводный мир»
Сроки проекта: краткосрочный (с 08.04.2024-26.04.2024г)
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема. Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где-либо ещё.
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: Способствовать формированию представлений детей о подводном мире и его обитателях и создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности и решение проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, к животным;
Воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Наглядный материал:
настольно-печатные и дидактические игры;
иллюстрации и картинки к сказкам, рассказам по теме проекта;
иллюстрации и картинки с изображением морских обитателей, морских глубин;
художественная литература на тему проекта;
-электронные мультимедийные презентации «Мир глубин морей», «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы».
Материально-техническое обеспечение (ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, проектор).
Предполагаемый результат.
Расширение знаний детей о морских животных и их особенностях образа жизни в водной стихие;
Проявление уважения и заботливого отношения к природе.
Расширение знаний детей об разнообразии рыб.
Расширение знаний детей о морских глубинах, растительной жизни.
Понимание значимости природы в жизни каждого человека.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками водной тематики.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, когнитивной, игровой); заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада, способность установления детьми причинно-следственных связей между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Умение организовывать сюжетно-ролевые игры по теме проекта, на основе имеющихся знаний.
Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методы проекта. Формы организации проекта
Наглядные:
опосредованное наблюдение (рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам по теме проекта; рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, морского дня);
папка-передвижка для родителей по экологическому воспитанию детей.
Словесные:
чтение и рассказывание сказок, рассказов,
заучивание наизусть стихотворений,
обобщающие беседы,
познавательно-развивающие беседы, отгадывание загадок,
опытно-экспериментальная деятельность,
консультации для родителей.
Практические:
дидактические игры и упражнения,
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация на тему проекта, изготовление книжки – малышки «Морские обитатели»; создание альбома «На дне океана», создание макета для обыгрывания «На дне морском».
сюжетно-ролевые игры,
совместная трудовая деятельность,
специально-организованные проблемные ситуации,
беседы,
организация разновозрастного сообщества для презентации проекта младшей группе
беседы с родителями,
участие родителей в проекте,
Этапы разработки и реализации проекта
I. Подготовительный.
Цель: создание условий для выполнения задач проекта.
Содержание деятельности.
Беседы на темы: «Что мы знаем о море и океанах», «Если бы я превратился в рыбку?».
Беседа по картинкам «Морское дно», «Морские пейзажи».
Дидактическое упражнение «Отгадайте загадку»», «Скажи ласково», «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Детеныши», «Чем отличаются рыбки?».
СРИ: «Прогулка по пляжу», «Пикник на берегу моря», «Водная прогулка».
Музыкально – дид.игра: «Море волнуется раз».
Подбор методической, художественной литературы по теме проекта; внести в книжный центр энциклопедии, рассказы на тему проекта.
Изучение интернет-ресурсов по данной теме.
Сбор материала в тематическую папку (кто живет на дне морском; природа океана).
Пополнить центр игры костюмами, предметами заместителями, для СРИ, подвижных игр.
Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры про водных обитателей». «Подвижные игры».
Подбор дидактических игр на тему проекта.
Сбор страничек-сообщений для альбома на тему «Удивительный подводный мир».
Подготовка консультации для родителей «Воспитание собственным примером», «Бережное отношение к природе», «Экологическое воспитание дошкольников».
С родителями:
Информация на тему проекта в родительском уголке.
Определение возможности участия родителей в реализации проекта. Корректировка планов образовательной работы.
Разучивание стихотворений о водных обитателях, морях, океанах.
Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Рыбы», «Морские животные».
Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
Консультация для родителей «Безопасность детей на водоемах».
Активизация родителей, повышение интереса к теме проекта.
II. Основной этап
Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей.
Познавательное развитие:
рассматривание и обследование муляжей и трафаретов морских животных и рыб, иллюстраций и открыток, связанных с темой проекта;
беседы: «Кто живёт в подводном царстве?», «Чем питаются морские животные», «Какую пользу животные приносят человеку»;
д/и карточка «Кто что ест» «Найди малыша», Настольно-печатная игра «Морские животные», мемо «Подводный мир лото «Животные», «Узнай рыбу по описанию», «Кто как устроен», «Хрустальная вода»;
просмотр презентации «Мир глубин морей», «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы»;
эксперимент «Как сделать морскую воду», «Соль – это кристаллы», «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли»;
карточки «Мама и малыш»;
аппликация «Морское животное».
коллективная работа аппликация с элементами рисования «Морской мир».
наблюдения: за разнообразием морских камней, ракушек; за красотой и богатством морских красок;
целевые прогулки: «Ищем камешки и листья похожие на рыбок»;
Речевое развитие
творческое рассказывание детей по темам: «В морском путешествии», «В морском царстве» «Я был на море»;
рассматривание серии сюжетных картин по темам: «Морские животные», «Отдых на море»
беседы «Что такое водоем (озеро, море, океан)», «Обитатели водоемов», «Морские животные», «Правила поведения на воде»;
Д/и словесные игры: «Назови ласково», «Кто что делает», «Опиши словами животное», «Чей малыш», «Вспомни – назови», «Узнай по описанию», «Доскажи словечко», «Один – много», «Будь внимательным», «Подбери действие (признак)», «Скажи наоборот»;
чтение художественной литературы Бианки В. В. «Рыбий дом», Гернет Н.В. «Хорошая вода», Гумилевская М. В. «Рассказ о водяной капельке», Демьянов И. И. стихотворение «Невкусные ёрши»,Константиновский М. А. «Почему вода мокрая», Пластов М. А. «Капля в море», Сахарнов С. В. «Кто в море живёт?», «По морям вокруг Земли», «Человек под водой», Ю.Делинин «Дельфины», Баранова «Дельфины и осьминог», Чистоговорки, загадки, стихи по теме;
игры на развитие речевого дыхания: «Морской ветер», «выпустим воздух как киты»;
изготовление книжки малышки «Морские животные»;
изготовление карточки «Проведи маму к детенышу»;
изготовление обрывной аппликации «Морские обитатели»
изготовление карточки «Что за чем» (сюжетные картинки)
словесные игры: «Опиши словами морское животное», «Будь внимательным», «Подбери действие (признак)», «Скажи наоборот»;
Социально – коммуникативное развитие
СРИ: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Путешествие на корабле в сказочную страну», «Моряки». Рыбный магазин», «Рыбаки в море», «Путешествие по океану», «Путешествие в океанариум», «Кругосветный круиз»;
игры – драматизации: «Рыбка в море», «Теремок на морской лад»;
Д/И: «Морские рыбки», «Покажи морское животное», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если вода исчезла …»;
трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для изготовления поделок).
Художественноэстетическое развитие
рассматривание иллюстраций с изображением морских животных.
рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий водных глубин.
аппликация «Осьминожки»
раскрашивание «Морские животные», «Рыбы»
пластилинография «Морская звезда»
рисование акварельными красками ««Золотая рыбка»»
аппликация с элементами рисование из броссового материала «Рыбка»
изготовление макета «На дне морском»
слушание музыкальных произведений: Слушание шума моря, звуки дельфинов, китов. Ю. Антонов «Море», Шоу-группа «Карусель» «Я рисую море», песня из мультфильма «Осьминожки», Ж. Колмагорова «Буги-вуги для осьминога», Беби Шарк «Акуленок», танец Медуз, танец-флешмоб «А рыбка плавает вот так», «Мы пришли сегодня в порт»
Музыкальная пальчиковая гимнастика Е. Железновой «А под пальмой краб сидит»
досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»
итоговое мероприятие «В гостях у морского царя Нептуна»
Физическое развитие
беседы: «Безопасное плавание на озере», «Закаляемся водой»;
подвижные игры: «Море волнуется раз», «Волна», «Через ручеёк», «Водяной», «Сети», «Удочка», «Рыбки плавают в воде»
игры – соревнования: «Кто быстрее обежит озеро»
физкультминутки: «Рыбка», «Буль-буль», «Осьминожка», «Дождь»
пальчиковая гимнастика: «Дельфин», «Дождик, дождик», «Рыбки», «Морские рыбки», «Море», «Червячок и рыбка»
3 этап (заключительный).
Цель: подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы
Итоговое мероприятие:
Выставка книжек – малышек, содержащих информацию о морских животных.
Выставка детских работ по теме проекта.
Итоговое мероприятие «В гостях у морского царя Нептуна»
Презентации проекта.
Определение содержания дальнейшей работы по проектированию познавательной и творческой деятельности:
- расширение работы по данной теме;
- пополнение РППС;
- анализ и обобщение материала.
Выводы. Во время проведения проекта «Удивительный подводный мир» дети познакомились с подводным миром планеты, его разнообразием, особенностям, исследовали песок, морские ракушки, камешки. Сделали вывод, что в соленой воде легче плавать, а так же, соленая вода не может утолять жажду. Послушали шум моря, звуки, издаваемые дельфинами, китами.
В ходе проекта «Удивительный подводный мир» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о подводных обитателях. Они хорошо знают, что в морских глубинах обитает огромное разнообразие подводных жителей, получили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с жизнью в соленой воде, способах их передвижения, способах маскировки. Дети владеет понятиями морские обитатели, рыбы, моллюски. Воспитанники знают, что морских обитателей в неволе содержат в океанариумах.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры. Дети познакомились с новыми художественными произведениями. Были проведены беседы, с воспитанниками рассматривали иллюстративно-наглядный материал, видео и презентации с изображением морских пейзажей и подводных рифов. Выучили наизусть стихотворения о морских обитателей.
Также научились изображать морских обитателей различными техниками.
Во время проекта ребята заметно сблизились друг с другом, у них активизировалась речь, пополнился словарный запас.
У дошкольников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.