Удивительный подводный мир

0
0
Материал опубликован 15 October



Проект
«Удивительный подводный мир»
в средней группе «Белочка»
4-5 лет









Воспитатели группы: Новикова Л.В.
Боровкова В.В.










г.Новоуральск, 2024г Проект «Удивительный подводный мир»
в средней группе 4-5 лет Тема проекта: «Удивительный подводный мир»

Сроки проекта: краткосрочный (с 08.04.2024-26.04.2024г)

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.

Проблема. Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где-либо ещё.

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: Способствовать формированию представлений детей о подводном мире и его обитателях и создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности и решение проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

Развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, к животным;

Воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Наглядный материал:

настольно-печатные и дидактические игры;

иллюстрации и картинки к сказкам, рассказам по теме проекта;

иллюстрации и картинки с изображением морских обитателей, морских глубин;

художественная литература на тему проекта;

-электронные мультимедийные презентации «Мир глубин морей», «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы».

Материально-техническое обеспечение (ноутбук,  магнитофон, фотоаппарат, проектор).

Предполагаемый результат.

Расширение знаний детей о морских животных и их особенностях образа жизни в водной стихие;

Проявление уважения и заботливого отношения к природе.

Расширение знаний детей об разнообразии рыб.

Расширение знаний детей о морских глубинах, растительной жизни.

Понимание значимости природы в жизни каждого человека.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками водной тематики.

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, когнитивной, игровой); заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада, способность установления детьми причинно-следственных связей между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Умение организовывать сюжетно-ролевые игры по теме проекта, на основе имеющихся знаний.

Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительные и партнёрские отношения.

Методы проекта. Формы организации проекта

Наглядные:

опосредованное наблюдение (рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам по теме проекта; рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, морского дня);

папка-передвижка для родителей по экологическому воспитанию детей.

Словесные:

чтение и рассказывание сказок, рассказов,

заучивание наизусть стихотворений,

обобщающие беседы,

познавательно-развивающие беседы, отгадывание загадок,

опытно-экспериментальная деятельность,

консультации для родителей.

Практические:

дидактические игры и упражнения,

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация на тему проекта, изготовление книжки – малышки «Морские обитатели»; создание альбома «На дне океана», создание макета для обыгрывания «На дне морском».

сюжетно-ролевые игры,

совместная трудовая деятельность,

специально-организованные проблемные ситуации,

беседы,

организация разновозрастного сообщества для презентации проекта младшей группе

беседы с родителями,

участие родителей в проекте,

Этапы разработки и реализации проекта

I. Подготовительный.

Цель: создание условий для выполнения задач проекта.

Содержание деятельности.

Беседы на темы: «Что мы знаем о море и океанах», «Если бы я превратился в рыбку?».

Беседа по картинкам «Морское дно», «Морские пейзажи».

Дидактическое упражнение «Отгадайте загадку»», «Скажи ласково», «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Детеныши», «Чем отличаются рыбки?».

СРИ:  «Прогулка по пляжу», «Пикник на берегу моря», «Водная прогулка».

Музыкально – дид.игра: «Море волнуется раз».

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта; внести в книжный центр энциклопедии, рассказы на тему проекта.

Изучение интернет-ресурсов по данной теме.

Сбор материала в тематическую папку (кто живет на дне морском; природа океана).

Пополнить центр игры костюмами, предметами заместителями, для СРИ, подвижных игр.

Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры про водных обитателей». «Подвижные игры».

Подбор дидактических игр на тему проекта.

Сбор страничек-сообщений для альбома на тему «Удивительный подводный мир».

Подготовка консультации для родителей «Воспитание собственным примером», «Бережное отношение к природе», «Экологическое воспитание дошкольников».

С родителями:

Информация на тему проекта в родительском уголке.

Определение возможности участия родителей в реализации проекта. Корректировка планов образовательной работы.

Разучивание стихотворений о водных обитателях, морях, океанах.

Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Рыбы», «Морские животные».

Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

Консультация для родителей «Безопасность детей на водоемах».

Активизация родителей, повышение интереса к теме проекта.

II. Основной этап

Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей.

Познавательное развитие:

рассматривание и обследование муляжей и трафаретов морских животных и рыб, иллюстраций и открыток, связанных с темой проекта;

беседы: «Кто живёт в подводном царстве?», «Чем питаются морские животные»,  «Какую пользу животные приносят человеку»;

д/и карточка «Кто что ест» «Найди малыша», Настольно-печатная игра «Морские животные», мемо «Подводный мир лото «Животные», «Узнай рыбу по описанию», «Кто как устроен», «Хрустальная вода»;

просмотр презентации «Мир глубин морей», «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы»;

эксперимент «Как сделать морскую воду», «Соль – это кристаллы», «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли»;

карточки «Мама и малыш»;

аппликация «Морское животное».

коллективная работа аппликация с элементами рисования «Морской мир».

наблюдения: за разнообразием морских камней, ракушек; за красотой и богатством морских красок;

целевые прогулки: «Ищем камешки и листья похожие на рыбок»;

Речевое развитие

творческое рассказывание детей по темам: «В морском путешествии», «В морском царстве» «Я был на море»;

рассматривание серии сюжетных картин по темам: «Морские животные», «Отдых на море»

беседы «Что такое водоем (озеро, море, океан)», «Обитатели водоемов», «Морские животные», «Правила поведения на воде»;

Д/и словесные игры: «Назови ласково», «Кто что делает», «Опиши словами животное», «Чей малыш», «Вспомни – назови», «Узнай по описанию», «Доскажи словечко», «Один – много», «Будь внимательным», «Подбери действие (признак)», «Скажи наоборот»;

чтение художественной литературы Бианки В. В. «Рыбий дом», Гернет Н.В. «Хорошая вода», Гумилевская М. В. «Рассказ о водяной капельке», Демьянов И. И. стихотворение «Невкусные ёрши»,Константиновский М. А.   «Почему вода мокрая», Пластов М. А.   «Капля в море», Сахарнов  С. В.  «Кто в море живёт?», «По морям вокруг Земли», «Человек под водой», Ю.Делинин «Дельфины», Баранова «Дельфины и осьминог», Чистоговорки, загадки, стихи по теме;

игры на развитие речевого дыхания: «Морской ветер», «выпустим воздух как киты»;

изготовление книжки малышки «Морские животные»;

изготовление карточки «Проведи маму к детенышу»;

изготовление обрывной аппликации «Морские обитатели»

изготовление карточки «Что за чем» (сюжетные картинки)

словесные игры: «Опиши словами морское животное», «Будь внимательным», «Подбери действие (признак)», «Скажи наоборот»;

Социально – коммуникативное развитие

СРИ: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Путешествие на корабле в сказочную страну», «Моряки». Рыбный магазин», «Рыбаки в море», «Путешествие по океану», «Путешествие в океанариум», «Кругосветный круиз»;

игры – драматизации: «Рыбка в море», «Теремок на морской лад»;

Д/И: «Морские рыбки», «Покажи морское животное», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если вода исчезла …»;

трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для изготовления поделок).

Художественноэстетическое развитие

рассматривание иллюстраций с изображением морских животных.

рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий водных глубин.

аппликация «Осьминожки»

раскрашивание «Морские животные», «Рыбы»

пластилинография «Морская звезда»

рисование акварельными красками ««Золотая рыбка»»

аппликация с элементами рисование из броссового материала «Рыбка»

изготовление макета «На дне морском»

слушание музыкальных произведений: Слушание шума моря, звуки дельфинов, китов. Ю. Антонов «Море», Шоу-группа «Карусель» «Я рисую море», песня из мультфильма «Осьминожки», Ж. Колмагорова «Буги-вуги для осьминога», Беби Шарк «Акуленок», танец Медуз, танец-флешмоб «А рыбка плавает вот так», «Мы пришли сегодня в порт»

Музыкальная пальчиковая гимнастика Е. Железновой «А под пальмой краб сидит»

досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»

итоговое мероприятие «В гостях у морского царя Нептуна»

Физическое развитие

беседы: «Безопасное плавание на озере», «Закаляемся водой»;

подвижные игры: «Море волнуется раз», «Волна», «Через ручеёк», «Водяной», «Сети», «Удочка», «Рыбки плавают в воде»

игры – соревнования: «Кто быстрее обежит озеро»

физкультминутки: «Рыбка», «Буль-буль», «Осьминожка», «Дождь»

пальчиковая гимнастика: «Дельфин», «Дождик, дождик», «Рыбки», «Морские рыбки», «Море», «Червячок и рыбка»

3 этап (заключительный).
Цель: подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы
Итоговое мероприятие:

Выставка книжек – малышек, содержащих информацию о морских животных.

Выставка детских работ по теме проекта.

Итоговое мероприятие «В гостях у морского царя Нептуна»

Презентации проекта.

Определение содержания дальнейшей работы по проектированию познавательной и творческой деятельности:

- расширение работы по данной теме;

- пополнение РППС;

- анализ и обобщение материала.

Выводы. Во время проведения проекта «Удивительный подводный мир» дети познакомились с подводным миром планеты, его разнообразием, особенностям, исследовали песок, морские ракушки, камешки. Сделали вывод, что в соленой воде легче плавать, а так же, соленая вода не может утолять жажду. Послушали шум моря, звуки, издаваемые дельфинами, китами.
В ходе проекта «Удивительный подводный мир» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о подводных обитателях. Они хорошо знают, что в морских глубинах обитает огромное разнообразие подводных жителей, получили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с жизнью в соленой воде, способах их передвижения, способах маскировки. Дети владеет понятиями морские обитатели, рыбы, моллюски. Воспитанники знают, что морских обитателей в неволе содержат в океанариумах.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры. Дети познакомились с новыми художественными произведениями. Были проведены беседы, с воспитанниками рассматривали иллюстративно-наглядный материал, видео и презентации с изображением морских пейзажей и подводных рифов. Выучили наизусть стихотворения о морских обитателей.
Также научились изображать морских обитателей различными техниками.
Во время проекта ребята заметно сблизились друг с другом, у них активизировалась речь, пополнился словарный запас.
У дошкольников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.                                        



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.