Предварительный просмотр презентации
«Уголок живой природы в дошкольной образовательной организации» Подготовила Моспан Наталья Венедиктовна
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. (Пришвин М. М.) Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты. Ей, как комплексному средству экологического воспитания, в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.
Зачем дошкольникам уголок природы? Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада. Особенно велико его значение для современных ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой.
Задачи уголка природы Оздоровление детей. Многие растения, произрастающие в уголке природы, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, наблюдение за ростом и развитием растений помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании. Ухаживая за растениями, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным.
Общие требования к уголкам природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей.
Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус — высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка — с заметным опушением листьев и т. п.); внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение); начиная с младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них; неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них; каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.
Природный уголок для малышей раннего возраста Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя: ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения; формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных о растении в общем, его особенностях и частях; также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.
Что должно быть в уголке: 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан); календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками; кукла в сезонной одежде и обуви; макеты овощей и фруктов; природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья); дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»); предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко); инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.
Средняя группа В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра
Содержание уголка природы Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований: а) Разнообразие: - поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками), - способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.). - величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.); - способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон); - видов одного рода – герани, бегонии, фуксии. Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская. б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями. в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум); Инструменты по уходу за растениями. Календарь природы + дни недели. Заготавливаются изображения солнца, тучки, капель для обозначения погоды. Коллекция семян, листьев и камней, приклеенные к основе или запаянные в пакет, чтобы дети не могли их оторвать. Игрушечные фигурки животных.
Старшая группа В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3). Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении). Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна). Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).
Содержание уголка природы Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения: - разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков); - с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.); - с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности); - с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые); - разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща); - с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис). Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок. Мини-огород – можно выращивать вместе с детками лук либо овес. Посадку производите на занятиях. Пусть дети зарисовывают изменения роста рассады. Зона изучения природного материала – листьев, желудей, скорлупы орехов, ракушек. Можно использовать природный материал в творчестве. Календарь природы.