Статья на тему «Применение дистанционных образовательных технологий в организации дошкольной образовательной деятельности»

2
1
Материал опубликован 10 January 2021 в группе

 

Пандемия вирусной инфекции самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед педагогами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны. И тогда в начале апреля Министерство просвещения Российской Федерации объявило о запуске новых порталов для обучения школьников в дистанционном формате, созданного в помощь ученикам, учителям и родителям.

А что же делать педагогам детских садов? Особенно этот вопрос взволновал тех специалистов, которые работают в группе компенсирующей направленности (ТНР). Педагоги, работающие с такими детьми, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для детей речевыми нарушениями сведет все усилия на нет.  В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоял. Педагогам пришлось поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов.

Новая социально-образовательная ситуация призывает специалистов системы образования находить новые решения педагогических задач для реализации образовательного процесса и взаимодействия с детьми в формате дистанционного образования. Но чтобы правильно и эффективно реализовать этот процесс дистанционного образования надо учитывать ряд факторов, которые помогут продуктивной организации взаимодействия педагога с ребенком и семьей в новой образовательной ситуации.

И что же конкретно надо сделать:

Во-первых: создать нормативно-правовую базу. А именно рекомендовано руководствоваться следующими документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.13 п.2, ст.15, ст.16, ст.17, ст. 41 п.5).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление от 15 мая 2013 года N26 (с изменениями на 27 августа 2015 года).

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление от 13 июня 2003 года N118 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 21 июня 2016 года).

Во-вторых: разработать следующие локальные нормативные акты:

положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации ФГОС ДО;

рекомендации для родителей по организации дистанционного образования ребенка;

методические рекомендации для педагогов по организации процесса взаимодействия и эффективной коммуникации с семьей ребенка, с самим ребенком в дистанционном формате;

В-третьих: изучить психофизиологические закономерностей развития ребенка и санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.

Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в образовательном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.

Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

При организации проведения с ребенком занятия с использованием компьютера (и других гаджетов) педагогам и родителям желательно руководствоваться «Методическими рекомендациями по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», разработанными «Институтом возрастной физиологии Российской академии образования».

Для того чтобы работа за компьютером была эффективно включена в учебный процесс, необходимо учитывать следующие факторы:

гигиенические требования (СанПиН) к организации работы за компьютером;

возрастные особенности детей;

адекватные возрасту сертифицированные программы.

При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:

излучение от компьютеров;

изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;

особенности условий зрительной работы;

длительность и сложность различных видов работы.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности

В-четвертых: грамотно организовать дистанционное занятие.

Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Этот формат обучения еще называют e-learning или «электронное обучение». И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи педагога и ребенка. Во время онлайн-обучения ребенок может смотреть занятие в видеозаписи или в прямой трансляции.

То есть существует два режима:

Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;

Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

1. Составить расписание и режим дня для группы или для каждого ребенка индивидуально.

2. Совместно с педагогом-психологом выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, учитывая возможности выбора уровня и вида представления материала.

3. Разработать сценарии занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций.

5. Необходимо организовать обратную связь с семьей по обсуждению вопросов воспитания и образования ребенка.

4. Перед проведением занятий предоставить семье ребенка всю необходимую информацию: время, правила проведения занятия, режим проведения, канал свиязи. А также уведомить родителей, какие материалы и оборудование занятия необходимо подготовь к занятию.

Подготовка к видео-занятиям в целом, ненамного отличается от подготовки к очному занятию. Так же, необходимо продумать тему занятия, подобрать соответствующий дидактический и другой материал При проведении такого видео-занятия важно продумать, сколько времени вы будете оставлять для выполнения детьми какого-либо задания, ведь не видя ребёнка не возможно точно определить, сколько времени ему понадобится на его выполнение. Темы занятий выбираются в соответствии с программой, утверждённой в детском саду. По длительности записываются примерно от 8 до 20 минут.

Для проведения онлайн-занятий с детьми педагогам лучше использовать платформу Zoom. Данная платформа хорошо подходит для реализации индивидуальных и групповых занятий с детьми. В платформу встроена интерактивная доска, видео- и аудиосвязь с каждым участником, есть возможность включать и выключать микрофон. Занятие можно запланировать заранее и записать для последующего просмотра.

Организуя образовательную деятельность в формате онлайн для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, важно соблюдать несколько принципов:

1. Ребенок участвует в деятельности исключительно по собственному желанию (не стоит уговаривать и предлагать разные варианты в формате видеоконференций).

2. Количество воспитанников – не более 7–12 детей на одной онлайн-встрече.

3. Так же, как и образовательная деятельность в группе детского сада, онлайн-встреча должна быть четко регламентирована по времени (с учетом требований СанПиН 2.4.1. 3049-13). Следует учесть, что довольно длителен подготовительный этап работы.

4. Материал занятия должен быть близок детям. Желательно, чтобы в нем находили отражения интересы детей и формы работы, усвоенные на прошлых занятиях, еще актуальные в памяти ребенка. Не стоит в первое время просить детей выполнять какие-то абсолютно новые для них действия.

5. Родители воспитанников – ваши лучшие помощники и ваши «руки и глаза». Таким образом, в виртуальном формате создается единая образовательная среда (детский сад – семья).

6. Во время онлайн-занятия педагог не только демонстрирует приемы и методы работы с материалами, но и прорабатывает каждый этап вместе с воспитанниками, демонстрируя, отслеживая и закрепляя материал.

7. У педагога есть возможность видеть каждого ребенка, вербально поддерживать после каждого этапа работы.

8. Каждые 10 минут желательно делать динамическую паузу. Во время творческой деятельности в формате видео-встречи дети получают высокую нагрузку на органы восприятия. Динамические паузы могут быть сидячими, но должны содержать комплекс движений направленных на расслабление мышц шеи, спины, рук, зрительную гимнастику.

Заключение.

Педагогический процесс – постоянно развивающееся взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.

Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет-технологий, предусматривающими интерактивность, но как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста несомненно важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера.

 

Литература

Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004.

Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007.

Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2000.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный ресурс! Отличный опыт работы!

12 January 2021

Похожие публикации